Критерии и методы оценки персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 10:51, реферат

Описание работы

Актуальность – создать одинаково сбалансированную систему оценки с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому на сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, у каждой из которых есть свои достоинства и недостатки. Выполнение хозяйственных задач во многом зависит от правильности применения организационных факторов, способствующих рациональному использованию трудовых ресурсов. Значительное место среди них занимает внедрение мероприятий по научной организации труда и, в первую очередь, осуществление принципов рационального разделения и кооперации труда работников, занятых в сфере управления производством, обеспечение правильного подбора, расстановки и использования кадров в соответствии с профессиональной подготовкой и опытом работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3

1. Понятие оценки персонала………………………………………………..4

2. Подходы оценки персонала………………………………………………..5

3. Методы оценки персонала………………………………………………....8

3.1 Методы оценки персонала по их направленности…………………...8

3.2 Оценка по методу черт………………………………………………..11

3.3 Оценка на основе анализа труда………………………………………11

3.4 Сравнительные методы………………………………………………..12

4. Критерии оценки персонала……………………………………………...13

4.1 Метод оценочных центров…………………………………………….13

4.2 Некоторые критерии оценки персонала (по пятибалльной шкале)..15

4.3 Экспертные оценки и виды экспертных оценок……………………..17

4.4 Процедура профессиографирования………………………………….20

4.5 Психологическая оценка персонала…………………………………..20

4.6 Профессиональная оценка персонала………………………………...21

4.7. Правовые аспекты оценки персонала………………………………..22

Заключение…………………………………………………………………..23

Список использованной литературы………………………………………26

Работа содержит 1 файл

Критерии и методы оценки персонала.docx

— 56.29 Кб (Скачать)

    Главная опасность при подборе состава  экспертов состоит в завышении  доли какой-либо подгруппы экспертов, заведомо близкой в своем мнении. Эта опасность заключается не только в односторонности выставляемой оценки, но и в том, что при обработке  экспертных мнений все другие оценки потеряют свою значимость. По той же самой причине нежелательно включение  в экспертную группу специалистов, авторитет которых резко отличается от среднего авторитета членов комиссии.

    Используются  группы экспертов двумя способами - индивидуально или группой. Индивидуальный, более распространенный и эффективный  способ, заключается в том, что  каждый эксперт дает оценку анонимно и независимо от других, а затем  эти оценки обобщаются.

    Групповой способ основан на совместной работе экспертов и получении суммарной  оценки от всей группы в целом. При  таком способе согласование индивидуальных оценок сочетается с последовательным ознакомлением каждого эксперта с оценками остальных.

    Результат работы экспертов отражается в документе, вариантами которого могут быть рекомендации, обобщающие оценки, решения. Самым гласным  вариантом оформления экспертизы является решение. Самым распространенным - рекомендации, но с указанием определенных признаков  будущего решения.

    Подбор, согласование и утверждение экспертных комиссий обычно проводят начальник  отдела кадров и руководитель организации. Начальник отдела кадров знакомит экспертов  с методикой оценки с помощью  научного консультанта, который первый раз практически руководит всей работой. На уровне организации в  состав экспертных комиссий включают обычно 3 - 5, но не более 7 человек. При  этом в числе экспертов должны быть как оцениваемый, так и его  руководитель.

4.4 Процедура  профессиографирования

    Сущность  психологической оценки персонала  заключается в детальном описании психологического портрета кандидата  и выявлении личностных особенностей сотрудника. Например, в выдаваемое заключение входит описание личностных, интеллектуальных и мотивационных  особенностей специалиста, также указываются  возможности эффективного управления протестированным сотрудником, возможности  его наиболее оптимального использования.

    Корректное  заключение по степени профессиональной пригодности данного человека после  проведения процедуры психологической  оценки может быть дано только лишь при знании психологических требований, предъявляемых особенностями рабочего места к конкретному человеку, то есть после проведения процедуры  профессиографирования (описания профессии), входящей в состав психологической  аттестации. Обычно же экспертом-психологом такое заключение дается на основе своего личного, опыта и, следовательно, является несколько поверхностным. Методы, используемые при оказании данного вида услуг, бывают самые  разные: психологические тесты (разной степени сложности и различной  направленности - личностные, интеллектуальные, тесты способностей и т.д.), индивидуальное интервью психолога с исследуемым  человеком и групповые игры.

4.5 Психологическая  оценка персонала

    Психологическая оценка персонала подразумевает  наличие критериев, по которым будет  проверяться соответствие человека своему рабочему месту. Критериями оценки в данном случае являются особенности  личности человека, особенности его  мотивации и т.д. Для этого необходимо проведение процедуры профессиографирования. На выходе от этой процедуры получается профессиограмма - описание профессии, и психограмма - описание личностных черт, качеств, способностей, необходимой степени их выраженности для того, чтобы человек мог достичь успеха в данной профессиональной деятельности. Далее создается особый набор диагностических методик, применяемых к людям, оценка которых необходима заказчику, и помимо общего психологического описания личности он получает еще и сравнительную психологическую характеристику сотрудника, по критериям, важным для его работы. В заключение, полученное по результатам психологической оценки, кроме психологического портрета входит мнение эксперта о профессиональной пригодности данного человека. Причем, при желании заказчика для каждого человека могут быть рекомендованы варианты улучшения его деятельности, возможности наиболее эффективного обучения и управления. Полезным побочным эффектом данной услуги является остающийся у заказчика список психологических критериев, которым должен отвечать специалист, что обычно используется внутренними консультантами заказчика при ротации кадров или при приеме претендентов на работу.

4.6 Профессиональная  оценка персонала

    Профессиональная  оценка персонала заключается в  описании соответствия специалиста  некоторым профессиональным критериям. В этом случае критериями оценки являются определенные профессиональные навыки и умения. Основная сложность здесь  заключается в том, что в разных фирмах даже похожие виды работ подразумевают  под собой выполнение разных функций. Обычно работа внешних консультантов  заключается в выявлении системы  критериев оценки для каждого  рабочего места, организации правильной и корректной процедуры оценки персонала. На выходе заказчик получает готовую  систему профессиональной оценки своих  специалистов (набор критериев для  каждой должности), которую он может  использовать и в дальнейшем. Если для проведения оценки привлекались специалисты заказчика, то результатом  сотрудничества внешних консультантов  и внутренних структур организации  могут стать навыки по оценке персонала, которые будут успешно использоваться в дальнейшем для самостоятельной  оценки персонала.

    Большой плюс подобных услуг состоит еще  и в том что процедуры психологического тестирования дают, помимо запланированных результатов, огромное количество другой полезной информации. Результаты подобных исследований используются заказчиком при принятии решений во время структурных реорганизаций, при перемещении сотрудников по должностной лестнице, решении вопросов служебного соответствия, поиске возможностей наиболее эффективных путей управления и взаимодействия со специалистом.

    Не  редко психологической оценке персонала (в случае оценки каждого отдельно взятого специалиста) сопутствует  заказ по психологической диагностике  рабочих групп, которая зачастую дает результаты уже из области управленческого  и организационного консультирования. Данные результаты помогают более эффективно организовать работу отдела и его  взаимодействие с другими подразделениями. Также, при довольно глубоком исследовании организации, они могут помочь при  оптимизации организационной структуры  и стиля управления организацией.

4.7. Правовые аспекты оценки персонала.

      Знание  и понимание законодательства представляется первоочередным вопросом во многих сферах управления персоналом. Это касается и его оценки, которая должна проводиться в строгом соответствии с существующим трудовым законодательством России.

      Вот некоторые рекомендации (согласно американским данным) по построению системы оценки, которую работодатель при необходимости сможет защитить в суде:

  1. решения по персоналу не должны различаться для лиц разного пола, возраста, национальности и религии рассматриваемых лиц;
  2. официальная система подачи жалоб и пересмотра решений на фирме должна быть доступна для лиц, несогласных с этими решениями;
  3. следует использовать более одного независимого оценщика;
  4. во всех действиях важно руководствоваться официальной системой принятия кадровых решений;
  5. лица, производящие оценку, должны иметь доступ к материалам, характеризующим результативность труда оцениваемого работника;
  6. следует избегать оценки таких качеств, как "надежность", "энергичность", "способность" и "личное отношение";
  7. данные по оценке результативности труда должны проверяться эмпирически;
  8. стандарты результативности труда должны быть известны работникам;
  9. оценщиков следует снабжать указаниями по проведению оценки результативности труда;
  10. оценку следует проводить по отдельным специфическим рабочим навыкам, а не в "общем";
  11. работникам следует предоставлять возможность ознакомиться с мнениями относительно их качеств.

Заключение

      Деловая оценка качества персонала организации  – это целенаправленный процесс  установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям  должности или рабочего места.

      Оценка  эффективности основана на учете  специфики труда служащих (управленцев) и особенностей проявления его результатов.

      Служащие  – это работники, труд которых  представляет собой ту или иную разновидность  умственного труда. Содержание труда  служащих существенно отличается от труда рабочих: ведь труд рабочих  – преимущественно физический труд. Другое отличие труда служащих состоит  в том, что его результаты трудно поддаются прямому количественному  измерению. Причем результаты труда  управленческого персонала часто  становятся очевидными не сразу, а только по истечении определенного периода  времени, иногда достаточно продолжительного.

      Организации периодически оценивают своих сотрудников  с целью повышения эффективности  их работы и определения потребностей профессионального развития. Как  показывают исследования, регулярная и систематическая оценка персонала  положительно сказывается на мотивации  сотрудников, их профессиональном развитии и росте. Одновременно результаты оценки являются важным элементом управления человеческими ресурсами, поскольку  предоставляют возможность принимать  обоснованные решения в отношении  вознаграждения, продвижения, увольнения сотрудников, их обучения и развития.

   Выбор методов оценки персонала для  каждой конкретной организации является уникальной задачей, решить которую  может только руководство самой  организации (возможно с помощью  профессиональных консультантов). Так  же как и система компенсации, система аттестации должна учитывать  и отражать ряд факторов - стратегические цели организации, состояние внешней среды, организационную культуру и структуру, традиции организации, характеристики занятой в ней рабочей силы. В стабильных организациях с устойчивой иерархической структурой, как правило, могут эффективно использоваться традиционные методы оценки; для динамичных организаций, действующих в условиях изменяющейся внешней среды, более подходят нетрадиционные методы. При выборе системы оценки необходимо обратить особое внимание на ее соответствие другим системам управления персоналом - компенсации, планирования карьеры, профессионального обучения, чтобы добиться синергетического эффекта и избежать конфликтов и противоречий.

    Собрав  во едино группу высококвалифицированных специалистов по образованию, но не проведя оценку личностных и деловых качеств каждого в отдельности или оценку работы группы, руководитель может получить «трудный коллектив», как в психологическом так и в производственном плане. Не всегда профессиональная оценка совпадает с личностной, и опытный сотрудник может оказаться неуживчивым человеком, что внесет дисгармонию в работу коллектива и организации в целом.

    В другом примере - сотрудник, которого можно  позвать «душа - человек» или «рубаха - парень», умеющий найти общий  язык и подход к каждому, как специалист или руководитель может оказаться  никчемным, что в конечном итоге  отрицательно может повлиять на выполнение производственной задачи и цели.

    Поэтому многие руководители современных предприятий, причем любой формы собственности, уже приходят к выводу, что без  предварительной оценки - тестирования, а в дальнейшем проведения аттестации и объективной оценки сотрудников  по всем параметрам не добиться стабильной работы предприятия и в конечном итоге получения положительных результатов как деятельности предприятия так и каждого из сотрудников.

    Следовательно, в проведении объективной оценки и аттестации должны быть заинтересованы все, как руководители, так и сотрудники.

Список используемой литературы.

  1. Возможности применения экспертной оценки в управлении персоналом в торговле. // Менеджмент в России и за рубежом. 1998, №3.
  2. Два подхода к оценке персонала. // Управление персоналом. 1999, №4.
  3. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. М.: ПРИОР, 1998.
  4. Как оценить специалиста? // Управление персоналом. 1998, №9.
  5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело,1992.
  6. Место оценки персонала в системе кадрового менеджмента. // Человек и труд. 1997, №6.
  7. Методические основы оценки эффективности труда служащих. М.: Экономика, 1989.
  8. Организация и оценка персонала. // Служба кадров. 1999, №№1,2
  9. Система трудового потенциала работника.// Социс. 1999, №3.
  10. Управление персоналом организации. Учебник / Под ред. Кибанова А.Я. М.: ИНФРА-М, 1997.

Информация о работе Критерии и методы оценки персонала