Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:04, курсовая работа
Эта курсовая работа посвящена достаточно интересной теме. В современной экономике риск и его оценка занимают одно из важнейших направлений деятельности. В деятельности современных коммерческих организаций риски появляются практически повсюду. Но в большинстве случаев это довольно относительные понятия. И методы управления рисками довольно просты. Заложить определённый резерв денежных средств и более чётко оценивать свои действия.
6. Гарантия для таможенных властей (guarantee towards customs authorities) выражается в обязательстве банков выплатить все таможенные формальности, связанные с перевозкой товара.
И, наконец, можно отметить еще несколько способов управления уровнем риска деятельности банков и банковских учреждений. К ним можно отнести:
а) предоставление кредитов более мелкими суммами большему количеству клиентов при сохранении общего объема кредитования;
б) предоставление кредитов на консорциональной основе, когда для выдачи большой суммы кредита объединяются несколько банков образуя консорциум;
в) привлечение депозитных вкладов, ценных бумаг более мелкими суммами от большего числа вкладчиков.
Так же одним из средств управления банковскими рисками является страхование. Страхование является одним из способов защиты от возникающих в ходе банковской деятельности рисков . С помощью страхования покрываются две основные категории рисков: экономические и политические.
Многие
государства (в основном западные) для
стимулирования экспорта с помощью
государственных страховых
По
своей сути страхование кредитов
позволяет уменьшить или
В международной практике страхование кредитов как специфический вид страхования возникло в 19 веке и было порождено экономическими кризисами и нестабильностью. Современные формы этот вид страхования принял только после Второй мировой войны. В отечественной практике страхование кредитов началось с 1990 года.
Страхование осуществляется на добровольной основе в двух формах:
-
страхование ответственности
- страхование риска непогашения кредита.
В
первом случае страхователем выступает
заемщик, объектом страхования является
его ответственность перед
Для заключения договора страхования (страхового свидетельства) страхователь предоставляет страховщику определенный набор документов. Перечень документов составляет страховщик. Основная цель предоставления документации- определение степени страхового риска и расчет на ее основе величины страховой премии (взноса).
Наиболее
существенными моментами в
-
размер ответственности,
- определение страхового случая;
- порядок возмещения убытков;
- размер страхового тарифа и премии;
Условия соблюдения каждого из перечисленных моментов оговариваются (устанавливаются) индивидуально. Однако слабость страхового надзора в России приводит к появлению различного рода злоупотреблений. Чрезмерно высокие страховые премии приводят к получению страховыми организациями «незаработанной» прибыли; повышение издержек производства за счет страховых платежей вызывает необоснованное повышение цен на товары и услуги.
И самое главное
Зарубежная практика показывает, что в Австрии выдаваемый одному заемщику кредит не может превышать 50% основного капитала банка.
В Ирландии одному вкладчику запрещается помещать в банк депозиты, превышающие 10% общей суммы банковских депозитов, а 10 самых крупных вкладчиков не должны держать в банке более 40% суммы его депозитов.
В Великобритании коммерческие банки должны информировать Банк Англии о каждом депозите, составляющем 5% суммы всех депозитов.
В США действует так называемый закон Джонсона (с 1934 г.), запрещающий предоставлять кредиты странам, не погасившим свои долговые обязательства перед правительством США и не являющимся членами Международного валютного фонда.
Таким
образом, регулирование банковского
риска базируется не на оценке финансового
положения заемщика, а на установлении
определенного соотношения между суммами
выданных кредитов и собственных средств
самого банка, т. е. предполагается
создание резервного потенциала у банков
для покрытия возможных убытков в случае
разорения клиентов.
2.3
Методы снижения риска
краткосрочных кредитов (скоринг)
Скоринг
своими истоками восходит к К. Дюрану
— английскому банковскому
На пример: для средней полосы России двое и более детей в семье — это фактор кредитного риска. Многодетные семьи всегда дотировались государством, у них менталитет такой, что им не дадут пропасть, государство поможет. Отсюда, скорее всего, низкая внутренняя готовность отдавать взятый кредит. А для Татарстана, например, критерий «двое и более» работает с точностью наоборот. Потому что «двое и более детей» — это, как правило, показатель ответственности, состоятельности в социальном плане. Вроде бы совершенно одинаковый параметр, но для скоринговой оценки он может трактоваться по-разному, в зависимости от региона. Один и тот же параметр внутри скоринга можно сравнивать только с учетом других параметров. Что уж говорить о сравнении самих моделей скоринга.
Скоринг привязан к огромному количеству параметров, причем эти параметры подвижны. Это многофакторный анализ. Общего решения не существует, всегда бывают решения в частных приложениях. Из множества факторов, влияющих на убыточность, надо выбрать наиболее существенные, и привести их к количественному значению. А потом наблюдать, как они изменяются во времени, с изменением общественных и экономических условий.
Построение системы скоринга зависит также от размера кредита. Методы оценки заёмщика на 3 тыс. и 10 тыс. долларов разные, хотя в обоих случаях обследуется физическое лицо.
Сегодня некоторые торговые сети высказывают порой недовольство, что некоторые банки дают достаточно большое количество отказов. А количество отказов — это понимание банка, что клиент неблагонадежен. Для примера возьмем мужчину 40 лет: водительские права, знания иностранных языков нет, загранпаспорта нет, образования нет, места работы нет. Хоть он и житель Москвы, но с большой вероятностью будет отрицательный ответ. Однако в Москве это может быть житель Бутова или Арбата. И тогда уже положительный или отрицательный ответ скоринга — это вопрос глубины детализации.
Более глубокая детализация в скоринге начнется, когда кредитование «переварит» верхнюю часть «пирамиды» потенциальных заемщиков, которая сейчас охвачена. Это самые состоятельные, самые качественные заемщики. В России выдано кредитов, причем не только потребительских, где-то в объеме 1,5% к ВВП. В Западной Европе это приблизительно 50%, в Америке — 78—80%. Это является существенным показателем развития страны.
В странах Восточной Европы кредиты составляют 10—18% от ВВП в зависимости от момента вступления в ЕС. Ближайшая перспектива страны — догнать Восточную Европу. Что означает увеличить объем кредитования в 5—10 раз. Ну и в отдаленной перспективе — уровень кредитования 50% от ВВП, это программа лет на двадцать — догнать Западную Европу.
Процесс
будет развиваться
Первая составляющая анкеты скоринговой модели, заполняемой клиентами банков — «жесткие» параметры. Они берутся не со слов, а исходя из документов, которые клиент имеет с собой. Из паспорта «выудить» можно много. Например, одинокая женщина, 35—40 лет, с ребенком, по скорингу для целей экспресс-кредитования с большой долей вероятности будет иметь ответ «да». В силу социальной модели поведения, в силу психотипа данной категории граждан, ее нацеленности на защиту ребенка. Комплекс этих факторов с учетом ее экономического положения свидетельствует о высокой ответственности и, как следствие, достаточной кредитонадежности.
Таковы «жесткие» параметры, которые позволяют делить клиентскую базу на социальные страты. Страт может быть много. Добавляются новые признаки — и предыдущее количество страт может увеличиться в разы.
Страховая компания «РОСНО» выделила на сегодня 1056 первичных страт. Первоначально была разработана балльная система, не привязанная ни к чему. Важно было обкатать эту систему на массиве, набрать статистику, чтобы потом от этого массива данных уже вести корректировки. Чем больше выборка, тем четче локализуются некие пики, — компания их и нащупывала. Опрашивала по этой анкете своих сотрудников, людей на улицах, работников на предприятиях клиентов, даже постоянных посетителей в казино, всеми правдами и неправдами прося заполнять анкеты…
После «жестких» параметров в анкете следуют «мягкие» параметры, среди которых образование, знание языков, количество выездов за рубеж, наличие электронной почты, причем корпоративной или личной, место работы, наличие недвижимости. Эти характеристики также классифицируются и оказывают свое влияние на принятие решения.
И
последнее — небольшой