Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:04, курсовая работа
Эта курсовая работа посвящена достаточно интересной теме. В современной экономике риск и его оценка занимают одно из важнейших направлений деятельности. В деятельности современных коммерческих организаций риски появляются практически повсюду. Но в большинстве случаев это довольно относительные понятия. И методы управления рисками довольно просты. Заложить определённый резерв денежных средств и более чётко оценивать свои действия.
Транспортный риск
Особый интерес представляют так называемые транспортные риски. Их классификация впервые была приведена Международной торговой палатой в Париже (1919 г.) и унифицирована в 1936 г., когда были обнародованы первые правила ИНКОТЕРМС. После последних коррекций (1990 г.) различные транспортные риски классифицируются по степени и по ответственности в четырех группах E, F, С и D.
Группа Е включает одну ситуацию — когда поставщик (продавец) держит товар на своих собственных складах (Ex Works). Риски принимают на себя поставщик и его банк до момента принятия товара покупателем. Риск транспортировки от помещений продавца до конечного пункта уже принимается покупателем и его банком.
Группа F содержит три конкретные ситуации передачи ответственности и рисков:
a) FCA (Free Carrier ....../named place), это означает, что риск и ответственность продавца (и его банка) переносятся на покупателя (посредника) в момент передачи товара в условленном месте;
6) FAS (Free Along Side Ship ....../ named port of deshuation), это означает, что ответственность и риск за товар переходят от поставщика (и его банка) к покупателю в определенном договором порту;
в) FOB (Free On Board...../ named of Shipment) означает, что продавец и его банк
снимают с себя ответственность после выгрузки товара с борта корабля.
Группа С включает ситуации, когда экспортер, продавец, его банк заключают с покупателем договор на транспортировку, но не принимают на себя никакого риска. Они включают следующие конкретные ситуации:
a) CFR (Cost and Freight......./ named port of deshuation). Продавец и его банк оплачивают стоимость транспортировки до порта прибытия, но риск и ответственность за целостность и сохранность товара и дополнительные затраты берут на себя покупатель и его банк. Перенос рисков и ответственности происходит в момент загрузки корабля;
6) CIF (Cost, Insurance, Freight......./ named port of deshuation) означает, что, кроме обязанностей, как в случае CFR, продавец и его банк должны обеспечить и оплатить страховку рисков во время транспортировки;
в) CPT (Carriage Paid То....../ named place of deshuation), т.е. продавец и покупатель (и их банки) делят между собой риски и ответственность. В определенный момент (обычно какой-то промежуточный пункт транспортировки) риски полностью переходят от продавца и его банка к покупателю и его банку;
г) CIP (Carriage And Insuranse Paid To..../ named place of deshuation) означает, что риски переходят от продавца к покупателю в определенном промежуточном пункте транспортировки, но, кроме того, продавец обеспечивает и платит стоимость страховки товара.
Последняя группа терминов D означает, что все транспортные риски ложатся на продавца. К этой группе относятся следующие конкретные ситуации:
a) DAF (Delivered At Frontier..../ named place), т.е. продавец принимает на себя риски до определенной государственной границы. Далее риски принимают на себя покупатель и его банк;
6) DES (Delivered Ex Ship ....../named port of deshuation) означает, что передача рисков продавцом покупателю происходит на борту корабля;
в) DEQ (Delivered Ex Quay (Duty Paid)....../ named port of deshuation) — передача рисков происходит в момент прибытия товара в порт загрузки;
г) DDU (Delivered Duty Unpaid...../ named place of deshuation) — продавец принимает на себя транспортные риски за порчу, потери, хищения и пр. товара до определенного договором места (чаще всего это склад) на территории покупателя;
д) DDP (Delivered Duty Paid ...../named place ofdishuation) —продавец ответствен за транспортные риски до определенного места на территории покупателя, но последний оплачивает их.
Необходимо отметить, что, если покупатель не принимает товар по каким-либо причинам или не имеет возможности произвести оплату в договорной срок, риски могут перейти от продавца к нему раньше.
Лизинговый и факторинговый риски
Уровень банковских рисков может возникать также при осуществлении лизинговых и факторинговых операций, бартерных и клиринговых сделок.
Лизинг
— это метод финансирования развития
новой техники и технологии, расширения
продаж оборудования, который особенно
актуален в период необходимости
ускоренного внедрения
Лизинг считается в настоящее время операцией с повышенным риском. Поэтому целесообразно осуществлять покрытие убытков от него за счет резервного фонда банка.
В зависимости от формы отношений между субъектами, осуществляющими лизинговые операции, он может быть оперативным, финансовым, возвратным, международным. Каждый из вышеперечисленных видов лизинга может быть прямым и косвенным; срочным и возобновляемым (револьверным); чистым и полным.
Клиринг — это взаимная оплата между двумя банками, районами, экономическими единицами, государствами, при которой производится обмен товаров без перевода денег (валюты). Сущность клиринга выражается в следующем: за определенный календарный период, обычно один год, суммы взаимной торговли обращаются на конкретных банковских счетах различных торгующих стран на основании специального клирингового договора. Осуществляя клиринг, каждая сторона-экспортер получает сумму экспортируемого товара от своего банка. Банк, со своей стороны, не ждет перевода из банка-импортера, дебетует клиринговый счет и высылает дебетовое авизо соответствующему банку, связанному с импортером./
Бартерные сделки — это форма компенсации, когда товар оплачивается не деньгами, а товаром. Бартерные сделки могут быть межфирменными и межгосударственными. Чаще всего межфирменные бартерные сделки осуществляются с помощью различных посредников.
Международные бартерные сделки, так же как и клиринг, связаны с прайс-листами, техническим кредитом, валютой для пересчета стоимости товаров, но они не связаны с определенным временным периодом, и продолжительность бартерных договоров зависит от количества и стоимости товаров, указанных в конкретных прайс-листах.
Факторинг
- разновидность торгово-комиссионных
операций, в которых специализированная
компания кредитует продавца при проведении
им отгрузки товара по сделке купли-продажи,
приобретая дебиторскую задолженность
клиента и взыскивая ее самостоятельно.
Риски, связанные со спецификой клиента банка
По своей сути банк — это коммерческое предприятие. Основным принципом взаимоотношений "банк — клиент" является принцип получения прибыли банком при меньших затратах и принцип минимизации всех видов риска. Банк на самом деле может рисковать (и он рискует ежедневно в процессе своей деятельности) своим собственным капиталом, но не капиталом клиента, его прибылью. С целью минимизации риска банк должен:
*
диверсифицировать портфель
* стараться предоставлять кредиты в виде более мелких сумм большему количеству клиентов;
* предоставлять большие суммы клиентам на консорциональной основе и пр.
Рассмотрим один из способов классификации клиентов банка, с помощью которой может быть снижен уровень всех видов банковского риска.
Виды клиентов банка в зависимости от принадлежности к различным отраслям (отраслевой риск)
Согласно теории рисков основным признаком принадлежности предприятия к той или иной отрасли является назначение выпускаемой продукции. Различают предприятия первичной сферы, к которой относятся сельскохозяйственные предприятия; предприятия вторичной сферы (промышленные), которые, со своей стороны, могут быть добывающими и перерабатывающими, и, наконец, предприятия третичной сферы, предоставляющие разного рода услуги (банки, страховые, аудиторские, консультационные компании и пр.) и осуществляющие свою деятельность в сфере сбыта (оптового или розничного).
Факторы, оказывающие влияние на уровень отраслевого риска, могут быть сгруппированы следующим образом:
Одним из основных способов измерения уровня отраслевого риска является получение Р-коэффициента отрасли (бета-коэффициента)`.
Этот коэффициент определяет уровень колебаний или отклонений результатов деятельности конкретной отрасли по отношению к результатам деятельности всей экономики рынка страны. Очевидно, что для анализа уровня отраслевого риска необходима достаточно обширная база данных макроэкономических показателей за достаточно длительный период времени.
Отрасль с показателем коэффициента выше единицы имеет более высокий уровень риска, чем отрасль с коэффициентом ниже единицы. Обычно этот анализ проводится с помощью регрессионных моделей или методов факторного анализа.
Кроме
того, уровень отраслевого риска
достаточно динамичен и необходимо
проводить анализ его уровня не только
в статике, но и в динамике.
Уровень риска банков в зависимости от размера клиента
В зависимости от размеров предприятия клиенты классифицируются в три группы — мелкие, средние и крупные.
Мелкие и средние заемщики более гибкие, быстрее могут отреагировать на потребности рынка, клиента. Их структура более легкая, что дает им возможность быстрее менять направления своей деловой активности, получать высокую прибыль. В последнее время в США, например, государство дает субсидии и возможность средним предприятиям заниматься активными научными исследованиями, новыми направлениями и пр. Получение результатов происходит быстрее.
Но мелкие и средние предприятия обычно имеют небольшой собственный капитал, что приводит к банкротству в условиях жесткой конкуренции, каких-то непредвиденных изменений политического и экономического характера (риск форс-мажорных обстоятельств). Часто они имеют небольшое количество клиентов, контролируют небольшие рыночные окна, ниши и/или сегменты.
Поэтому количество банкротств выше для мелких и средних предприятий. Согласно статистическому анализу американских экономистов обычно около 50% вновь созданных мелких и средних предприятий разоряются в течение первых двух лет, и, как правило, не больше 10% из них продолжают существовать 7 лет после своего создания`.
Крупные предприятия, наоборот, более инертны. Они не реагируют быстро на изменения в потребностях рынка и конкретного потребителя. Они не часто меняют направление своей деловой активности, но они имеют весомый собственный капитал и могут "пережить" некоторые неблагоприятные экономические ситуации. Они имеют возможность осуществлять все виды гарантийного и послегарантийного сервисного обслуживания, тратить большие средства на разного рода рекламу. Иными словами, они почти всегда обеспечивают среднюю прибыль и рентабельность. Такие предприятия имеют возможность создавать дочерние фирмы, филиалы, расширять свой рынок, превратить его в международный.
2. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РИСКОВ
Что скрывается за этими словами? Способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект с целью минимизации потерь. В случае банка мы имеем способы воздействия банка на возможные банковские риски с целью минимизации потерь от их осуществления.
Очень важной составной частью выработки стратегии риска является разработка мероприятий по снижению или предупреждению выявленного риска. Вообще, для описания действий, направленных на минимизацию финансового риска, применяется термин хеджирование.
Именно в выработке основных подходов к оценке риска, определении допустимого его уровня и разработке соответствующей стратегии и состоит главная задача управления риском или риск менеджмента.
Для учета факторов неопределенности и риска при оценке целесообразности проведения какого-либо рискового мероприятия или в процессе его реализации используется вся имеющаяся информация и на ее основе рассматриваются возможные способы управления рисками.