Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:04, курсовая работа
Эта курсовая работа посвящена достаточно интересной теме. В современной экономике риск и его оценка занимают одно из важнейших направлений деятельности. В деятельности современных коммерческих организаций риски появляются практически повсюду. Но в большинстве случаев это довольно относительные понятия. И методы управления рисками довольно просты. Заложить определённый резерв денежных средств и более чётко оценивать свои действия.
Для координации целей финансового посредника и контроля уровня риска целесообразно подготовить письменный меморандум о политике контроля рисков и создать комитет, состоящий из руководителей высшего звена и руководящих работников заинтересованных отделов.
Как правило, банк уже располагает внутренними подразделениями, в той или иной степени контролирующими и регулирующими банковские риски, — службами безопасности, внутреннего аудита и внутреннего контроля, однако, после сравнительного анализа роли и места этих подразделений в обеспечении жизнедеятельности финансового посредника становится ясной необходимость создания принципиально иной службы «быстрого реагирования», которая обеспечит банку большую устойчивость и существенные конкурентные преимущества.
Новой структурной единицей, призванной заниматься вопросами оценки банковских рисков и выработкой стратегии и тактики управления рисками, может стать Комитет контроля рисков, на который возлагаются следующие задачи:
Комитет может быть организован по принципу «круглого стола» из руководителей банковских подразделений, при этом сам Комитет подотчетен и напрямую подчиняется Председателю Правления банка. Некоторые контрольные и управленческие функции Комитет может делегировать заинтересованным управлениям, например:
Текущие совещания Комитета целесообразно проводить один раз в неделю (или по необходимости, исходя из сложившейся банковской практики), в ходе которых обсуждать итоги рабочей недели и экономические прогнозы и тенденции на будущую неделю. Экстренные совещания имеют целью разработку и координацию мер по выходу из кризисной ситуации и предполагают участие экспертов, узких специалистов, непосредственных исполнителей.
Обмен информацией на всех уровнях (совет директоров — комитет контроля рисков — персонал) может осуществляться в форме ежегодных отчетов, совместных совещаний, семинаров, конференций, интервью, бюллетеней и так далее и служит целям проверки эффективности и совершенствования системы управления банковскими рисками.
Создание Комитета контроля рисков и адекватное распределение функций среди заинтересованных подразделений позволит решить следующие задачи:
а) повысит качество управления банковскими рисками;
б) обеспечит всеобъемлющий контроль за коммерческой деятельностью;
в) позволит оптимально управлять банковскими активами и пассивами, в пределах более четко определенного компромисса между рискованностью и доходностью банковских операций.
Для
эффективного управления финансовому
посреднику необходимо четко сформулировать
должностные обязанности
а) цели;
б) банковское понимание процесса управления банковскими рисками;
в) желательное значение «порога боли» и других показателей уровня сдерживания риска;
г) ответственность персонала за выполнение программы;
д) подотчетность Совету директоров.
Однако,
несмотря на то, что ответственность
за выполнение программы управления
банковскими рисками
Определение
четких индивидуальных ежегодных целей
на основе общей программы управления
рисками позволяет достичь
3.2
Общие принципы риск-менеджмента
Кризис банковской системы вскрыл значительные недостатки в управлении рисками. В ряде банков вообще не было создано системы риск-менеджмента, в других - не обеспечивалась независимость этой функции, в третьих - высшее руководство не отреагировало на предупреждения риск-менеджеров о возникших проблемах. В новый после августа 1998 года период развития банковской системы финансовые институты (если, конечно, они рассчитывают долго работать на рынках) должны приложить существенные усилия, чтобы создать эффективную систему управления рисками. А для этого в первую очередь нужна политическая воля высшего руководства.
В
большом перечне вышедшей за последние
годы специальной литературы выделяются
разработанные аудиторской
Значение
функции риск-менеджмента в
"Роль
функции риск-менеджмента в
-
находились в пределах
-
полностью осознавались и
- отслеживались на постоянной основе;
- полностью и своевременно отражались в системах управленческой информации".
Очень важно, чтобы в организации были разработаны и внедрены процедуры по управлению рисками, а также модели их оценки - в этом основная задача функции риск-менеджмента. К числу задач относится также утверждение методик количественных оценок рисков, мониторинг лимитов и рисков, разработка адекватных форм отчетности, создание плана работы в нестандартных условиях.
Риск-менеджеры должны иметь достаточные полномочия для принятия решений. Практика работы российских банков показывает, что оптимальный вариант - когда лицо, отвечающее за функцию риск-менеджмента, подчиняется руководителю финансового учреждения и имеет право блокировать сделки до принятия решения правлением. Недостаток полномочий неоднократно приводил к принятию ошибочных решений, особенно в сфере кредитования.
"В
коммерческой организации
Для успешного осуществления своей деятельности ему следует:
-
разработать и внедрить
-
контролировать процесс
-
ежедневно проверять
- обеспечивать выполнение утвержденных высшим руководством мероприятий в части управления рисками;
-
участвовать в планировании
-
добиваться, чтобы применяемые модели
управления рисками
-
изучать и внедрять новые
Руководитель, отвечающий за управление рисками, должен хорошо знать как особенности бизнеса банка, так и обладать информацией о его положении на рынке. Одной из причин неуспеха российских коммерческих банков в части управления рисками было сокрытие от риск-менеджеров чувствительной информации о тех или иных операциях или договоренностях (как формальных, так и не формальных).
"Главной обязанностью риск-менеджеров является обеспечение функции риск-менеджмента точной и своевременной информацией в утвержденных формах и объемах". Для этого риск-менеджеры должны обеспечить:
-
"постоянный, в соответствии с
установленными графиками
- "точность и своевременность информации по рискам, а также ее соответствие установленным форматам" (это критерий оценки труда риск-менеджеров: рекомендуется, чтобы служба внутреннего аудита проводила регулярные проверки указанной информации);
-
"оказывать поддержку
- "отслеживать текущие риски против установленных лимитов и немедленно информировать о превышении лимитов" (здесь внутрибанковские нормативные документы должны предусматривать жесткие санкции за несвоевременное информирование);
-
"контролировать ход
-
"добиться применения