Контрольная работа по дисциплине «Менеджмент»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Звание руководителя не подразумевает автоматического лидерства. У многих менеджеров способность к лидерству невелика; в то же время некоторые лидеры подходят для руководящих должностей.
Многолетняя практика и научные исследования как в нашей стране, так и за рубежом выработали ряд типовых общепринятых форм построения хозяйственных организаций. Производственные особенности, различная степень интеграции и дифференциации деятельности каждой из них позволили выделить линейную, функциональную, линейно – функциональную, матричную, матрично – штабную и программно – целевые структуры аппарата управления.

Содержание

Введение 3
1. Сущность лидерства 4
1.1 Лидер и менеджер. Лидерство как ресурс менеджмента 5
1.2 Общепринятые теории лидерства 7
2. Принципы построения организационных структур управления 12
2.1 Типы организационных структур 16
2.2 Нормы управляемости как фактор формирования структур 22
3. Задача 23
4. Тест 23
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

конт.по менеджменту!!!!.docx

— 53.30 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

Филиал  в г.Барнауле

Кафедра Экономики, менеджмента и маркетинга 
 
 

Контрольная работа

по  дисциплине «менеджмент»

«Вариант 10» 
 
 
 
 

Преподаватель:  Левичев Василий  Емельянович
Работа  выполнена: Отмашкина Анжелика Петровна
  Факультет: Финансы  и кредит
  Группа: 3ФКп-3
  № личного дела: 09ффд12131
 
 
 
 
 
 
 

Барнаул 2011  

Содержание

     Введение 3
  1. Сущность лидерства
4
     1.1 Лидер и менеджер. Лидерство как ресурс менеджмента 5
    1. Общепринятые теории лидерства
7
  1. Принципы построения организационных структур управления
12
     2.1 Типы организационных структур  16
    1. Нормы управляемости как фактор формирования структур
22
  1. Задача
23
  1. Тест
23
     Заключение 24
     Список использованной литературы 25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Понятие «менеджер» имеет два толкования: 1) профессиональный управляющий, руководитель, директор; 2) хозяин.

В любой  организации выделяют два типа менеджеров:

  • Линейные – действующие на основании единоначалия, ответственные за состояние и развитие предприятия или его подразделений;
  • Функциональные – отвечающие за определенную подсистему управления: за маркетинг, финансы, персонал.

В условиях рыночной экономики и ее дестабилизации менеджеры должны уметь:

  • Принимать решения в условиях неопределенности;
  • Демонстрировать самостоятельность и ответственность за принимаемые решения;
  • Интенсивно овладевать новыми знаниями в области маркетинга, финансов, управления персоналом.

Важный  компонент руководства – лидерство, т.е способность влиять на людей с целью побудить их работать для достижения целей.

Звание  руководителя не подразумевает автоматического  лидерства. У многих менеджеров способность  к лидерству невелика; в то же время некоторые лидеры подходят для руководящих должностей.

Многолетняя практика и научные исследования как в нашей стране, так и за рубежом выработали ряд типовых общепринятых форм построения хозяйственных организаций. Производственные особенности, различная степень интеграции и дифференциации деятельности каждой из них позволили выделить линейную, функциональную, линейно – функциональную, матричную, матрично – штабную и программно – целевые структуры аппарата управления. 
 
 

  1. Сущность  лидерства

Слово «лидер» многозначно, переводится  с английского языка  на  русский

как:

1) Ведущий,  руководитель;

2)  Корабль,  возглавляющий  группу,  караван судов;

3) Спортсмен  или спортивная команда, идущие  первыми  в  соревновании;

4)  Едущий  впереди  велосипедиста  мотоциклист  (гонка   за   лидером).  

В менеджменте   лидерство   является   ключевой    ситуационной    переменной, определяется  качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.

Лидерство  (англ.  Leader)  -  управленческие   взаимоотношения   между

руководителем  и  последователями,  основанные  на  эффективном  для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на  побуждение людей к достижению общих целей.

 Выделяют  формальное и неформальное лидерство.  В первом  случае  влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности.  Процесс  влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил  название неформального лидерства.

    Считается, что идеальным для  лидерства является  сочетание   двух  основ

власти: личностной и организационной. Решение  проблем, возникающих перед группами людей  при  достижении  ими общей   цели   решалось   путем   сплочения   вокруг   одного   лидера.    В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это  позволяет  за счет концентрации власти в одних  руках  решать  сложные  задачи  выживания.

Однако, такой способ взаимодействия в  рамках  организации имеет и слабые стороны: проведение организационных изменений зависит только от мнения  всего  одного человека; достигнув цели, лидер  стремиться  сохранить  свою  власть,  что  не  всегда соответствует интересам остальных членов организации; уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.

 В  целом лидерство руководителя  признается последователями тогда,  когда он уже доказал свою компетентность и  ценность  для  отдельных  сотрудников, групп и организации в  целом.  Наиболее  характерными  чертами  эффективного лидера являются:

видение ситуации в целом; способность к коммуникациям; доверие сотрудников; гибкость при принятии решений.

    Таким образом следует сделать  вывод, что  лидер  является  доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации.  Лидера  отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.

    1. Лидер и менеджер. Лидерство как ресурс менеджмента

Как мы с вами выяснили ранее, менеджмент –  феномен, имеющий место в системе  формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль менеджера заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно – в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет.

     Руководитель  коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций (как позитивных, так и негативных). Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу (служебному положению), он как бы «один из нас». Вместе с тем, лидер также может прибегать к санкциям в отношении кого-то из партнеров, но эти санкции носят неформальный характер, право на их применение нигде официально не зафиксировано.

     Здесь следует обратить внимание еще и  на такой любопытный момент. Как бы человек ни стремился стать лидером (а это, что скрывать, мечта многих людей), он никогда им не станет, если окружающие не воспримут его так. А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе. Менеджер нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет.

     Короче  говоря, менеджмент есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство  – психологический. И в этом –  основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего.

     Общее между лидерством и менеджментом:

     Во-первых, и руководство, и лидерство являются средством координации, организации  отношений членов социальной группы, средством управления ими. Только один из этих феноменов «работает», как  уже говорилось, в системе формальных, официальных отношений, а другой – в системе отношений неформальных, неофициальных.

     Во-вторых, оба феномена реализуют процессы социального влияния в группе (коллективе). Но в одном случае (руководство) это влияние идет главным образом по официальным каналам, тогда как в другом (лидерство) – по неофициальным.

     В-третьих, обоим феноменам присущ момент известной субординации отношений. Причем в руководстве он выступает достаточно отчетливо и закреплен должностными инструкциями, а в лидерстве его присутствие гораздо менее заметно и уж заранее никак не очерчено.

     Лидерство есть важный ресурс менеджмента.

     В практике управления нередко лидерство  способно переходить в руководство, а руководитель – становиться лидером и т.д. Примеров такого рода трансформаций в прошлом и настоящем великое множество. В наше же время хороший руководитель организации – это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными.

     Таким образом, необходимо еще раз сказать, что отличие понятие лидера от менеджера достаточно велико. Менеджер, как правило, всегда лидер. Лидер  же не обязан быть менеджером. Лидерство  встречается как в формальных отношениях, так и в неформальных… чего нельзя сказать о менеджменте.

Резюме

  1. Для достижения успеха лидеру необходимы соответствующие интеллектуальные качества, унаследованные и воспитанные черты характера и приобретенные умения.
  2. Атрибутивные характеристики лидерства: признание ведущего положения индивидуума, обусловленное его вкладом в эффективное функционирование колектива; наличие у него последователей; определение и фиксирование его лидерской роли.
  3. Роль менеджера заранее определена, оговорен круг функций реализующего ее лица – существует официальная должность менеджера. Роль лидера возникает стихийно, в результате неформальных отношений – в штатном расписании ее нет. Лидер не обязан быть менеджером. Лидерство есть психологический феномен, а менеджмент – социальный. Менеджмент ограничен формальными, официальными рамками, лидерство же встречается и в формальных, и в неформальных отношениях.
  4. Общее между менеджментом и лидерством: оба феномена – средства координации, организации отношений членов социальной группы, средством управления ими; реализуют процессы социального влияния в группе; обоим феноменам присуща субординация отношений.
  5. Лидерство – важный ресурс менеджмента. Лидерство способно переходить в руководство, а руководитель – становиться лидером, и т. д. В наше время хороший руководитель организации – это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными.
    1. Общепринятые теории лидерства.

Теория  лидерских черт.  Какие особенности или черты делают человека лидером? Ранние теории лидерских черт, восходящие ещё к Древней Греции и Риму, утверждали что, индивид рождается либо с качествами, необходимыми для лидера, либо без них. Считается, что знаменитые исторические личности имели естественные способности подняться над любой ситуацией и стать лидером.

Со временем под влиянием бихевиористской школы, исследователи согласились с  тем фактом, что лидерские качества могут быть не только врожденными, но и приобретенными в результате научения или жизненно опыта. Внимание переключилось  на поиск универсальных качеств, присущих лидерам. В результате исследований оказалось, что единственной постоянной характеристикой оказался интеллект.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Менеджмент»