Консалтинговый проект на тему: Исследование законодательной базы управленческого консалтинга в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы выступает законодательная база российского и зарубежного управленческого консультирования.
Предметом - способы повышения эффективности функционирования российской и зарубежной законодательных баз управленческого консультирования.
Целью работы является исследование особенностей государственно-правового регулирования консалтинговой деятельности в России и за рубежом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования законодательной базы управленческого консалтинга в России и за рубежом…………………………4
. Специфика управленческого консалтинга в России и за рубежом………4
.Способы государственного регулирования управленческого консалтинга…………………………………………………………………..14
. Характеристика законодательной базы управленческого консалтинга…………………………………………………………………..16

Глава 2. Эффективность законодательного регулирования управленческого консалтинга…………………………………………………………………..22

2.1. Проблема эффективности законодательного регулирования управленческого консалтинга в России……………………………………27

2.2. Проблема эффективности законодательного регулирования управленческого консалтинга за рубежом.

Заключение……………………………………………………………………..30

Список используемой литературы…………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

Законодательные базы в консалтинге2.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

   Для повышения эффективности консультанты все шире вовлекают клиентов в процесс консультирования, обучают клиентов своим приемам работы, участвуют в реализации предложений, при этом подвергая тщательному анализу каждый этап своей деятельности.

   В качестве основной меры по повышению  эффективности законодательного регулирования  консалтинговой деятельности в России можно назвать создание федерального закона «О консультационной деятельности в Российской Федерации», который бы учитывал способность к саморегулированию как фундаментальное свойство консалтинговых организаций, предусматривал бы их права и обязанности.

   Саморегулирование – базовый признак профессии управленческого консультанта, на нем строятся притязания последней на автономию, независимость и самоконтроль (самодисциплину). Саморегулирование идет по пути выработки идей, принципов, методов, условий и порядка регулирования профессии консультанта, что влечет оформление и закрепление сложившихся в профессии правил, норм поведения в единый документ с целью приведения их к единообразному пониманию и применению. Положения таких документов становятся нормативными, приобретают значение профессиональных стандартов, то есть распространяют свое действие одинаково на всех представителей профессии и обеспечиваются мерами принуждения.

   Саморегулируемой  организацией в консультационной сфере  признается объединение консультантов  и иных лиц в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки стандартов деятельности, требований соблюдения этических и профессиональных норм в консультационной деятельности, а также обеспечения контроля за их выполнением.

   Законом должны быть предусмотрены следующие права и обязанности саморегулируемой организации в консультационной сфере: разрабатывать, устанавливать и публиковать обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации правила и стандарты саморегулируемой организации; осуществлять контроль предпринимательской или профессиональной деятельности своих участников на предмет соблюдения правил и стандартов саморегулируемой организации; применять в отношении членов саморегулируемой организации за нарушение требований устава, правил и стандартов саморегулирующей организации предусмотренные учредительными и иными документами меры ответственности, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации; осуществлять сбор, обработку, хранение и анализ информации о профессиональной деятельности своих участников; обжаловать в арбитражный суд нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, касающиеся консультационной деятельности; рассматривать жалобы на действия членов саморегулируемой организации; представлять законные интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления; осуществлять ведение реестра лиц, являющихся членами саморегулируемой организации. В процессе  деятельности  саморегулируемые организации могут создавать информационную сеть поддержки консультационной ( консалтинговой )  деятельности , издавать справочники консультантов и  консалтинговых  фирм, проводить семинары и конференции, освещать их в средствах массовой информации.

   Вопрос  о юридической  ответственности  консультанта перед  клиентом должен представлять не только теоретическую  концепцию, но и нормативно-правовое предписание. На  законодательном  уровне правовой базой решения проблемы привлечения к ответственности консультанта вследствие причинения вреда (ущерба) клиенту и (или) третьим лицам являются: Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, ряд федеральных законов, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере консультационной  деятельности .

   Перспектива привлечения к гражданско-правовой и уголовной ответственности  сама по себе должна стимулировать  консультантов в соблюдении ими  норм профессиональных кодексов. Другим методом  регулирования  юридической практики выступает обязательное страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности.

   Сущность  договора страхования - обеспечить экономические  гарантии клиента от ошибочных или  недобросовестных действий консультанта.

   Целями  правового института страхования  ответственности консультантов  является в первую очередь обеспечение  возможности полного возмещения клиенту, обратившемуся к консультанту за консультацией, причиненных ему  в результате оказания консультационной услуги убытком. Кроме того, страхование ответственности консультантов направлено на защиту интересов самого консультанта - страхователя, поскольку должно облегчить ему бремя возможной имущественной ответственности. Ущерб, причиненный консультантам, возмещается только в размере страховой суммы. Если же он превысил ее, то взыскание убытков в соответствии с гражданским законодательством обращается на имущество консультанта. Поэтому консультант должен быть заинтересован в увеличении своей страховой суммы. Это позволит ему в большей части возместить причиненный клиенту (заказчику) ущерб.

   Страхование профессиональной ответственности  консультанта перед  клиентом (заказчиком) теоретически правомерно и целесообразно. Эта мера призвана охранять интересы как клиентов, так и консультантов, материально обеспечивая такие иски и одновременно позволяя консультанту, принужденному возместить ущерб, сохранить профессиональную независимость. Поэтому при оказании консультационных услуг консультанты и иные лица обязаны осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности.

   Страховой тариф по договору обязательного  страхования ответственности может  определяться страховщиками в зависимости  от стажа осуществления консультационной деятельности консультанта, количества предыдущих страховых случаев и иных влияющих на степень риска причинения ущерба обстоятельств.

   Контроль  за осуществлением своими членами обязательного  страхования ответственности проводится саморегулируемой организацией консультантов, которая вправе устанавливать дополнительные не противоречащие законодательству РФ требования к договорам обязательного страхования ответственности, заключаемым членами такой саморегулируемой организации консультантов. В целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации консультантов перед заказчиком и (или) третьими лицами саморегулируемая организация консультантов обязана предъявлять к своим членам требование об использовании следующих видов обеспечения такой ответственности: договор обязательного страхования ответственности консультантов (консультационной фирмы); формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации консультантов, в который каждым членом саморегулируемой организации консультантов должен быть внесен обязательный взнос14.

   Что касается зарубежного опыта законодательного регулирования консалтинговой деятельности, то, к примеру, в Великобритании фирмы, которые  производят сделки, либо осуществляют консалтинговую деятельность на рынке ценных бумаг или их производных регулируются SFA. Сюда входят акции, облигации, опционы, корпоративные финансы, финансовые фьючерсы и срочные товарные фьючерсы на металлы, нефть, зерно, кофе и другие. Эти фирмы работают как на биржах Великобритании, так и за ее пределами.

   SFA. - регулирующая организация, организованная  согласно Закону о Финансовых  Услугах от 1986 года с целью  регулировать работу членов инвестиционных  рынков. SFA регулируются около 1,350 фирм15.

   Каковы  же юридические основания деятельности зарубежных консалтинговых (консультационных) компаний?

   Важнейшим из документов в этой области является Конвенция о правах человека, принятая ООН. Эту конвенцию ратифицировали как бывший СССР, так и Россия в 1991 году.

   В конце 80-х - начале 90-х гг. ряд крупнейших западных консалтинговых и аудиторско-консалтинговых фирм начал свою деятельность в России, имея весьма немногочисленный персонал и занимаясь в основном экспертным консультированием и аудитом. Сейчас их российские филиалы насчитывают, как правило, более 50 специалистов (2/3 из них - граждане России), имеют мощные подразделения, специализирующиеся на управленческом консультировании, и дочерние офисы на всей территории бывшего СССР. В области аудита эти фирмы не испытывают затруднений в поисках клиентуры (зачастую российские клиенты готовы платить уже за одно престижное имя) и не считают, что российские консалтинговые фирмы являются для них реальными конкурентами. Что касается менеджмент-консалтинга как такового, то ситуация для западных фирм в России более сложная. Основным источником заказов для них в этой сфере являются программы международной технической помощи.

   По  официальным данным, в настоящее  время консультирование по экономике  и управлению в большинстве развитых странах мира выступает как отдельный сектор услуг. В США его оборот составляет 14 млрд. дол., в Европе - 8 млрд., в Японии - 2, 5 млрд. дол., а в остальных странах мира в целом он оценивается в 2 млрд. дол. Следует иметь в виду, что вышеприведенные данные показывают «чистый оборот» менеджмент-консалтинга; при учете других профессиональных услуг (аудит, юридическое обслуживание, тренинг, инжиниринг, инвестиционные, информационные и рекламные услуги) суммарный оборот возрастает в несколько раз.

   Существует  интересная закономерность в распределении объема консалтинговых услуг в мире. При равном размере экономического потенциала региона объем консалтинговых услуг выше там и тогда, где и когда экономика является менее централизованно управляемой, менее огосударствленной.

   Большинство крупнейших консалтинговых фирм мира по своему происхождению являются американскими, но каждая из них обычно имеет филиалы  в нескольких десятках стран, от 50 до 100% персонала которых составляют местные консультанты. Деятельность филиалов регулируется законами страны их местонахождения.

   Сформировалась  определенная инфраструктура регулирования  и саморегулирования консалтинговых услуг, которая включает следующие  элементы:

   1) внутренние кодексы этики и  стандартов практики профессиональных  ассоциаций консультантов и других специалистов в области профессиональной поддержки бизнеса (аудиторов, юристов, специалистов по подбору кадров);

   2) систему государственных нормативных  актов, прямо или косвенно регулирующих  рынок профессиональных услуг. 

   3) международные стандарты качества предоставления услуг - например, стандарты iso-9001, разработанные Международной организацией по стандартизации (iso). Возможно также применение стандартов Европейского фонда управления качеством (ЕFTQМ) 
 
 

    2.2. Проблема эффективности законодательного регулирования управленческого консалтинга за рубежом.

     Коллективная  работа зарубежных консультантов позволила  сформулировать некоторые критерии для определения консультирования как самостоятельной профессиональной области: 1) постоянный поиск новых разработок в теории и практике управления, обучение и тренировки под руководством опытных консультантов; 2) учет общественных интересов при оказании услуг клиенту на коммерческой основе; 3) соблюдение этических норм профессиональной среды, определяющих, какое поведение является правильным, и принимаемых всеми членами профессионального союза; при этом саморегуляция и контроль дополняют коллективный контроль за применением принятого кодекса профессионального поведения.

     Консультанты  строят свою деятельность на следующих принципах: научность, гибкость, прогрессивность, преемственность, сохранение системы, изменение системы, конкретность, гласность, компетентность, динамичность, креативность, эффективность16.

     Существуют  два ведущих международных профессиональных объединения консалтинговых фирм:

     Европейская федерация ассоциаций по экономике  и управлению (ФЕАКО). Она была основана в 1960 г. в Париже, а в 1991 г. ее штаб-квартира была перенесена в Брюссель. В настоящее  время членами ФЕАКО являются 25 национальных ассоциаций стран Европы (по одной от каждой страны, в том числе 17 - из стран Западной Европы и 8 - из стран Центральной и Восточной Европы). Ассоциации-члены ФЕАКО включают 1200 консалтинговых фирм, насчитывающих более 12 000 консультантов.

     Ассоциация  менеджмент-консалтинговых фирм (АМКФ). Она основана в 1929 г. и является старейшей  в мире консалтинговой ассоциацией. Будучи изначально национальной ассоциацией  консалтинговых фирм США (АКМЕ), в середине 1990-х гг. она де-факто обозначила себя как международную ассоциацию, введя в свое название подзаголовок "Всемирная ассоциация консалтинговых фирм". В отличие от ФЕАКО АМКФ пока не межнациональное, а транснациональное объединение, так как ее международный статус основывается на том, что членами этой организации являются крупнейшие американские консалтинговые фирмы, имеющие филиалы практически во всех регионах мира17.

     Главными  уставными задачами профессиональных ассоциаций и институтов консультантов  выступают обеспечение и гарантирование высокого качества консалтинговых услуг и профессионального поведения своих членов.

     Помимо  профессиональных консалтинговых ассоциаций, существуют также организации, в  которые консультанты включаются наряду с другими специалистами в  области менеджмента: преподавателями, профессиональными менеджерами и т.д. К таким организациям относятся Европейский фонд развития менеджмента (EFMD), Ассоциация развития менеджмента стран Центральной и Восточной Европы (CEEMAN), Американская ассоциация менеджмента (AMA), Всеяпонская федерация менеджмент-организаций (ZEN-NOH-REN).

     Чтобы избежать лишних издержек оптимизировать производство, четко распределить обязанности  служебного персонала и получить перед конкурентами преимущество на Российском и международном рынках, многие предприниматели во всем мире принимают решение разработать и  внедрить у себя на предприятии Систему Менеджмента Качества (СМК) по международным стандартам серии ISO 9001, о которых упоминалось выше18.

Информация о работе Консалтинговый проект на тему: Исследование законодательной базы управленческого консалтинга в России и за рубежом