Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:02, курсовая работа
Объектом курсовой работы выступает законодательная база российского и зарубежного управленческого консультирования.
Предметом - способы повышения эффективности функционирования российской и зарубежной законодательных баз управленческого консультирования.
Целью работы является исследование особенностей государственно-правового регулирования консалтинговой деятельности в России и за рубежом.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования законодательной базы управленческого консалтинга в России и за рубежом…………………………4
. Специфика управленческого консалтинга в России и за рубежом………4
.Способы государственного регулирования управленческого консалтинга…………………………………………………………………..14
. Характеристика законодательной базы управленческого консалтинга…………………………………………………………………..16
Глава 2. Эффективность законодательного регулирования управленческого консалтинга…………………………………………………………………..22
2.1. Проблема эффективности законодательного регулирования управленческого консалтинга в России……………………………………27
2.2. Проблема эффективности законодательного регулирования управленческого консалтинга за рубежом.
Заключение……………………………………………………………………..30
Список используемой литературы…………………………………………….31
Управленческий консалтинг в России в последние годы активно развивается, следуя за ростом экономики и деловой активности в стране, помогая российским и международным компаниям достигать успеха в условиях развивающегося российского рынка.
Российский рынок, помимо роста, характеризуется ужесточением конкуренции, во многих сегментах идет активная консолидация, отражающаяся в растущем количестве сделок слияния и поглощения. Растущий бизнес требует квалифицированных управленцев и специалистов разных уровней, нехватка кадров порождает небывалый бум во многих сегментах рынка труда, уровень оплаты растет высокими темпами, постоянно повышая расходы на персонал в структуре затрат компаний. Российские организации все активнее выходят на зарубежные рынки капитала, бизнес становится более интернациональным, развиваясь за пределами страны. С другой стороны, иностранные инвесторы активно ищут возможности для инвестиций в России. Зарубежные игроки приходят сюда, чтобы зарабатывать на растущем рынке, конкурируя с локальными компаниями.
Востребованность тех или иных консалтинговых услуг естественным образом определяется задачами, встающими перед компаниями. Некоторые области управленческого консалтинга в России, отвечающие сегодняшним потребностям рынка: стратегическое управление и операционная эффективность корпоративное управление, управление рисками финансовое управление и управленческий учет управление информационными технологиями.
Российские
компании все чаще рассматривают
возможности по слиянию с иностранными.
Что диктует потребности
В настоящее время одной из самых актуальных тем в теории и практике управления является управленческий учет. Это направление финансового консалтинга пришло на российские предприятия из США. Прежде чем начать разрабатывать систему управленческого (бухгалтерского) учета, консультант должен понять, какой вид помощи ждут от него управляющие, с какой целью создается эта система, и знать, кто будет получать информацию, и как она будет использоваться.
Практика в управленческом учете базируется не на введение счетов, а на регистрации первичных документов в специально организованных для этого базах данных. Введение же счетов необходимо рассматривать как метод вторичного учета, ориентированный на предоставление, прежде всего, внешней отчетности. Иными словами, отчетность, отображенная в бухгалтерском учете, может не являться достоверной и информативной для собственника (если прошла хоть одна операция в наличной форме).
Значение управленческого учета нельзя недооценивать, так как он призван прежде всего отражать реальную обстановку в компании. В крупных бизнес структурах данный вопрос остается одним из самых актуальных.
Как и любое понятие, относящееся к сфере бизнеса, рынок консалтинговых услуг в России имеет свою специфику. В странах с развитой рыночной экономикой консультационные услуги являются одним из важнейших элементов, поддерживающих на высоком уровне функционирование ее инфраструктуры.
Рынок
консалтинговых услуг в России относительно
молод. Если сравнивать возраст рынка
консалтинговых услуг России с возрастом
западного рынка
Предпосылки для возникновения консалтинга - наличие рыночной экономики, частного бизнеса и независимых экспертов. Именно поэтому отправной точкой развития рынка консалтинговых услуг в России принято считать начало 90-х годов, как и многое другое, так или иначе связанное с частным бизнесом. Тем не менее, предпосылки были созданы, стал появляться частный бизнес, совершенно разнообразного уровня и направлений. Самыми популярными видами консалтинговых услуг того времени можно назвать налоговый и юридический.
По данным агентства DISCOVERY Research Group, в настоящее время на рынке консалтинговых услуг в России действует около 3000 игроков, но точное количество «консультантов» посчитать практически невозможно. Дело в том, что деятельность консалтинговой компании почти никак не лицензируется и не регулируется на законодательном уровне. Под лицензирование попадают только некоторые направления (виды) консалтинговых услуг, например, аудит.
Спектр
услуг, оказываемых российскими
консалтинговыми компаниями, достаточно
широк и ничем не отличается от
того же американского или европейского
набора. Самым быстрорастущим видом консалтинговой
деятельности является IT- консалтинг.
В экономике России с началом рыночных преобразований стала формироваться новая отрасль – деловые услуги. В мировой практике к ним
принято относить: Аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента с целью установления ее достоверности и составления финансово-хозяйственных операций по российскому законодательству9. Бухгалтерское обслуживание – это ведение бухучета, составление отчетности, анализ финансового состояния предприятия и т. д.10 Юридические услуги – это оказание помощи клиенту в подготовке и правильном оформлении документов, проверка внутренних документов клиента по требованиям законодательства, представление интересов клиента в суде, консультации, заключения, справки по правовым вопросам, информирование клиента о новом законодательстве, подготовка учредительных документов и регистрация предприятий различных организационно-правовых форм.
Управленческое консультирование – заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь из реализации.
Инжиниринг – инженерная подготовка и обеспечение процесса производства, строительства и эксплуатации объектов. Деловая информация – предоставление экономической, технической, юридической информации и т. д. по заказу клиента.
Реклама и отношение с общественностью – объявления, интервью, статьи, рассылка рекламных материалов, публикации финансовых отчетов, проведение конференций, презентаций и благотворительных мероприятий. Тренинг – передача знаний и информации о принятии решений (курсы, конференции, семинары, направленные на повышение квалификации менеджеров).
Рекрутмен – подбор и оценка управленческих кадров. Обеспечение информационными технологиями – разработка и использование компьютерных программ, создание базы данных и т. д.
Инвестиционное обслуживание – деятельность кредитно-финансовых институтов по купле-продаже ценных бумаг (т. е. перевод денежных средств частных инвесторов в ценные бумаги).
В основном конкуренция и запросы клиентов заставляют фирмы специализироваться по данным направлениям. Каждое из вышеперечисленных направлений оказывает консультационные услуги и выступает в роли профессиональных консультантов.
Клиентами данных направлений могут быть: предприятия, фирмы, компании, имеющие проблемы функционирования и развития. Затраты на обращение к профессиональным консультантам являются выгодными инвестициями для развития компании.
Функции деловых услуг: формирование компонентов систем управления (кадры, информация, техника управление и т. д.); осуществление текущего обслуживания процессов управления (переподготовка, подбор и оценка кадров, постановка учета, юридическая и информационная помощь); оказание услуг по управленческому консультированию; создание, распространение, внедрение управленческих нововведений.
Профессионалы, оказывающие деловые услуги, обычно выступают в роли «дополнительного» временного работника, которого не всегда целесообразно иметь в постоянном штате предприятия, что способствует сокращению затрат, выделенных управленческому аппарату.
Как правило, деловые услуги предоставляются одновременно по нескольким видам консультаций, так как все виды деятельности тесно связаны между собой.
Перечисленные выше виды деятельности по оказанию услуг требуют разной регламентации. То есть по закону РФ некоторые из вышеперечисленных направлений подлежат обязательному лицензированию.
Лицензию должны иметь аудиторские фирмы. Лицензия – разрешение уполномоченного государством органа на осуществление конкретного вида деятельности. Инжиниринговые фирмы обязаны пройти аттестацию в институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов строительной индустрии и промышленности стройматериалов.
Консультанты,
прошедшие обучение
по зарубежным и отечественным
программам, получают
сертификат. Сертификат
– это письменное
свидетельство, документ,
удостоверяющий соответствие
нормам и стандартам
профессии. Без лицензии не могут оказывать
услуги и компании, занимающиеся подбором
управленческих кадров.
С вводом в хозяйственный оборот природных ресурсов, недвижимого имущества, интеллектуальной собственности и т.д. оказались востребованными консультационные ( консалтинговые ) услуги по различным направлениям, как-то: финансовому, управленческому, информационному, правовому и другим аспектам управления бизнесом. Консультационные услуги также востребованы и гражданами. Ключевым моментом в создании нового правового механизма регулирования рыночных отношений в области возмездного оказания услуг являются нормы гл. 39 ГК РФ. Хотя, по мнению юристов, для правовой основы консалтинговой деятельности могут быть также взяты и иные нормы, в частности, регулирующие выполнение работ по договору и пр. При этом важно то, что статья 779 ГК, определяя характер договора возмездного оказания услуг, включает в сферу отношений, покрываемых этой статьей, оказание услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, по туристическому обслуживанию и иных услуг. Это открывает возможность формирования по каждой из названных подотраслей сферы услуг самостоятельного блока нормативно-правового регулирования, хотя нет оснований полагать, что без него эффективное функционирование данной сферы услуг для предпринимательства в принципе невозможно. Следует также иметь в виду, что сфера услуг и возникающие здесь правоотношения регулируются также и Федеральным законом «О защите прав потребителей».
Применительно
к нормативно-правовому
Прежде всего, необходимо обратить внимание
на уже упоминавшийся закон «О торгово-промышленных
палатах...», который не только позволяет
последним иметь собственные предприятия,
но и прямо фиксирует в целях и задачах
деятельности ТПП многие вопросы, тяготеющие
к сфере консалтинга как для российских,
так и для иностранных предпринимателей.
Примером нормативно-правового регулирования
отдельных сфер, условно относимых к сфере
предпринимательского консультирования,
может служить действующее регулирование
оказания юридических услуг, которые действительно
занимают важное место в деятельности
российских МП. Такое регулирование осуществляется
Постановлением Правительства РФ «Об
утверждении Положения о лицензировании
деятельности по оказанию платных юридических
услуг» № 344 от 15 апреля 1995 г. Документ
устанавливает практику лицензирования
оказания юридических услуг. Выдача лицензий
осуществляется Министерством юстиции
Российской Федерации и органами юстиции
субъектов Российской Федерации.
Лицензии на оказание платных юридических
услуг выдаются физическим лицам, осуществляющим
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица (индивидуальные
предприниматели), и юридическим лицам
независимо от их организационно-правовой
формы. Согласно Постановлению и Положению,
платные юридические услуги вправе оказывать
физические лица, имеющие диплом образовательного
учреждения Российской Федерации о высшем
юридическом образовании, стаж работы
по юридической специальности не менее
трех лет. Лицо, имеющее диплом иностранного
государства о высшем юридическом образовании,
вправе оказывать платные юридические
услуги в виде консультаций только по
законодательству государства, выдавшего
диплом. Довольно жестко лицензируется
также и право оказывать деловые консультационные
услуги в области бухгалтерского учета
и аудита, операций с ценными бумагами.
В настоящее время решается вопрос о лицензировании
консультирования в области оценочной
деятельности11.
Таким образом, основное значение в правовом регулировании консалтинга имеет вопрос о его лицензировании. Практика лицензирования имеет своей главной целью защитить клиента от получения некачественных консультационных услуг. По существу, сегодня консалтинговое обслуживание предпринимательской среды (в том числе и МП) распалось на две составляющие: лицензируемый консалтинг и нелицензируемый консалтинг. К первому, как уже было отмечено выше, относятся консалтинговые услуги по широкому спектру вопросов юридического характера, а также по вопросам бухгалтерского учета и аудита, операций с ценными бумагами и пр. Напротив, консалтинговые услуги в области маркетинга, менеджмента, рекламы, социально-трудовых отношений не лицензируются.