Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:03, курсовая работа
Объектом исследования работы является предприятие (Гомельское райпо).
Предмет исследования – это факторы, влияющие на конкурентоспособность Гомельского райпо.
Целью курсовой работы является исследование механизма управления конкурентоспособностью на примере Гомельского райпо и разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности.
Исходя из поставленной цели, задачами курсовой работы являются:
- раскрытие сущности понятия «конкурентоспособность» и факторов, ее определяющих, рассмотрение стратегий используемых при обеспечении конкурентоспособности;
-исследование механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг на рынке на примере Гомельского райпо;
-разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности продукции рассматриваемого предприятия на базе проведенного анализа.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Эволюция конкуренции и понятие конкурентоспособности предприятия....................................................................................................6
1.1.Предпосылки возникновения и ретроспектива конкуренции…………6
1.2.Понятие конкурентоспособности предприятия, ее характеристика…...13
1.3.Основные направления формирования конкурентных преимуществ предприятия……………………………………………………………………18
2.Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………….25
2.1.Характеристика внешней среды и объема деятельности предприятия……………………………………………………………………25
2.2.Оценка экономической и социальной эффективности предприятия…..31
2.3.Сравнительная характеристика конкурентных позиций предприятия……………………………………………………………………38
3.Резервы и пути роста конкурентоспособности предприятия………….…43
3.1.Оценка эффективности управления в организации и расчет резервов роста конкурентоспособности……………………………………………….43
3.2.Управленческие, маркетинговые и коммерческие направления повышения конкурентоспособности предприятия………………………….46
Заключение………………………………………………………………….…51
Список использованных источников…………………………………...……54
- увеличить объем продаж;
-уменьшить себестоимость продукции и сократить издержки производства;
-улучшить культуру обслуживания и качество выпускаемой продукции;
-повысить заработную плату работников райпо;
-обновить материально-техническую базу;
-повысить конкурентоспособность продукции;
-повысить уровень сервиса;
-повысить квалификацию кадров;
-стимулировать труд работников и улучшить условия труда.
Для повышения квалификации кадров, необходимо:
-непрерывное обучение руководящих работников и специалистов, включая их переподготовку, под которой понимается получение нового специального образования с целью оперативного обеспечения кадрами новейших научно-технического и социального прогресса;
-перемещение кадров из
-самообразование, которое
Для увеличения объема продаж, снижения себестоимости продукции и сокращения издержек производства, рекомендуется провести следующие мероприятия:
1.Совершенствование организации производства и труда. Этот процесс, будет обеспечивать:
-повышение производительности труда,
-стимулировать более качественное использование трудовых ресурсов, имеющихся в райпо.
Отсюда и сокращение издержек производства.
-так как большинство потерь рабочего времени связано с различными болезнями, наиболее весомым среди которых является грипп, необходимо создать собственный медицинский пункт, который будет следить за состоянием здоровья работников.
2. Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снизит себестоимость продукции.
Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Добиться этого возможно путем совершенствование структуры аппарата управления.
Для реализации этого проекта необходимо создать планово-экономический отдел, одним из главных направлений деятельности которого, будут планирование и прогнозирование деятельности райпо.
На данный момент прогнозированию, разработке целевых проектов по совершенствованию работы райпо не уделяется должного внимания. Поэтому, на основе экономического отдела предлагается организовать планово-экономический отдел и акцентировать его работу на планировании и прогнозировании торговой деятельности райпо.
3.Необходима организация полноценной службы маркетинга на предприятии.
Маркетинг – неотъемлемая часть рыночной экономики и в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка стал жизненно необходимым элементом управления такого субъекта хозяйствования как торговля.
На данном этапе существования райпо, один сбытовой отдел не в состоянии решать весь комплекс проблем, связанных с позиционированием, продвижением собственного товара на местный рынок. Эти и другие задачи решает служба маркетинга. Таким образом, райпо рекомендовано проведение следующих мероприятий, которые позволят ему укрепиться на местном рынке и нарастить объем товарооборота, что в конечном итоге приведет к снижению себестоимости выпускаемой продукции:
а) Сбытовая сеть. Расширение сети торговых предприятий позволит увеличить долю на рынке и таким образом увеличить объемы реализации продукции;
б) Поиск новых поставщиков. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Качественно новый метод поиска партнеров может обеспечить Интернет как передовая система всемирной связи.
в) Проведение товарной политики (производство определенной ассортиментной гаммы продукции, разработка новых товаров, осуществление послепродажного обслуживания товара, обновление оборудования и т.д.);
г) Проведение ценовой политики (определение уровня цены за единицу товара и динамики цен в зависимости от фаз жизненного цикла товара, установление соотношения цен фирмы с ценами конкурентов на каждом сегменте рынка и т.д.);
На конкурентоспособность предприятия
оказывают влияние принимаемые на себя
изготовителем товара гарантии и ответственность
за выполнение обязательств по поставкам
в установленные сроки товаров высокого
качества и надежности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом,
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:
-
конкурентоспособность товаров
предприятия на внешнем и
- вид производимого товара;
-
ёмкость рынка (количество
- лёгкость доступа на рынок;
- однородность рынка;
-
конкурентные позиции
- конкурентоспособность отрасли;
-
возможность технических
- конкурентоспособность региона и страны.
К коммерческим условиям конкурентоспособности относят:
- ценовые показатели;
- показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;
- показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;
- показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.
К организационным условиям относят:
- обеспечение максимально возможного приближения продавцов товара к показателям, влияющим на снижение издержек обращения;
- доставка товара до места потребления не только крупным оптом-транзитом, но и мелкими партиями через складские предприятия;
- грамотное пользование транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок, транспортными тарифами и другими основополагающими документами в этой области;
- расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и послегарантийным обслуживанием.
К основным факторам комплексной оценки конкурентоспособности товара относят:
- экономический потенциал и темпы роста экономики;
- уровень развития науки техники;
- участие в международном разделении труда;
- динамичность и емкость внутреннего рынка;
- социально - экономическую и внутриполитическую ситуацию;
- гибкость финансовой системы;
- государственное регулирование экономики;
- обеспеченность трудовыми и материальными ресурсами и уровень квалификации ресурсов.
В данной курсовой работе были выявлены понятие и предпосылки возникновения конкуренции, направления формирования конкурентных преимуществ предприятия, его анализ на примере Гомельского райпо, а также оценка эффективности управления и конкурентные преимущества. Были сформулированы основные управленческие, маркетинговые и коммерческие направления повышения конкурентоспособности Гомельского райпо.
Конкурентоспособность предприятия преимущественно зависит от работников аппарата управления, от их квалификации, деловых качеств и других качественных характеристик.
Вместе с тем, как в период до перехода
Беларуси к рыночным отношениям, так и
в настоящее время, проблема конкурентоспособности
остается весьма актуальной проблемой
для всех предприятий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адлер, Ю.П. Черных Е.А. Знания и информация — это не одно и тоже // Информационное общество. - 2001. - № 6. - С. 8-12
2. Вальтер, Ж.В. Конкурентоспособность: Общий подход. - М.: РЕЦЭП, 2004. - 175 с.
3. Виханский, О.С. Наумов А.Н. Менеджмент. М.: “Высшая школа”, 1994. – 234 с.
4. Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности. М.: “Финансы и статистика”, 1995. -367 с.
5. Воронов, А.К. Конкуренция в 21 веке // Маркетинг, 2001 №5. – с.6-9.
6. Герчикова, И.Н. Менеджмент. М.: “ЮНИТИ”, 1995 . - 371 с.
7. Друкер, П. К. Задачи менеджмента в 21-ом веке. - М.: Вильямс, 2000. - 272 с.
8. Клейнер, Г.Б. Микроэкономика знаний и конкурентоспособность предприятий // Современная конкуренция. - 2007. - №3. - С. 128-131.
9. Краюхин, Г.А. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. СПб.: 1995 - 346 с.
10 Левина, Л.Д. Основы экономической теории и истории экономических учений
11. Лекционный цикл // Российский экономический журнал.2002.№ 1. – с. 40-42.
12. Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: “Дело”, 1993.–251с.
13. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов: в 2 т. - М.: Наука, 1993. - 570 с.
14. Томпсон, А. А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент, - М.: СПб: Киев, 2003.-380с.
15. Фархутдинов Р.А. Разработка управленческого решения – М.: Инфра - М 2001.- 270 с.
16. Финансовый менеджмент. Теория и практика/Под ред. Е. С. Стояновой – М.: Перспектива 2003
17. Харитонов, В.К. Государство и проблемы конкуренции в современной экономике // Вопросы экономики №2. 2002. – с.23-26.
18.
Черняк, Л.М. Эволюция пользовательского
интерфейса: [Электронный ресурс].(http://www.osp.ru/cw/
19. Шпотов, Б.Г., Магаш И. О современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - №3. - С. 50-55.
20. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. О. И. Волкова – М.: Инфра-М 2001.с-365
21. Экономический анализ под ред. Баканова М. И., - М, Финансы и статистика, 1999.с-250
22. Экономический анализ, 2004, №10, с.
61-66.
Основные источники