Конкурентоспособность предприятия: сущность и методические подходы к ее совершенствованию в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования работы является предприятие (Гомельское райпо).
Предмет исследования – это факторы, влияющие на конкурентоспособность Гомельского райпо.
Целью курсовой работы является исследование механизма управления конкурентоспособностью на примере Гомельского райпо и разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности.
Исходя из поставленной цели, задачами курсовой работы являются:
- раскрытие сущности понятия «конкурентоспособность» и факторов, ее определяющих, рассмотрение стратегий используемых при обеспечении конкурентоспособности;
-исследование механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг на рынке на примере Гомельского райпо;
-разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности продукции рассматриваемого предприятия на базе проведенного анализа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Эволюция конкуренции и понятие конкурентоспособности предприятия....................................................................................................6
1.1.Предпосылки возникновения и ретроспектива конкуренции…………6
1.2.Понятие конкурентоспособности предприятия, ее характеристика…...13
1.3.Основные направления формирования конкурентных преимуществ предприятия……………………………………………………………………18
2.Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………….25
2.1.Характеристика внешней среды и объема деятельности предприятия……………………………………………………………………25
2.2.Оценка экономической и социальной эффективности предприятия…..31
2.3.Сравнительная характеристика конкурентных позиций предприятия……………………………………………………………………38
3.Резервы и пути роста конкурентоспособности предприятия………….…43
3.1.Оценка эффективности управления в организации и расчет резервов роста конкурентоспособности……………………………………………….43
3.2.Управленческие, маркетинговые и коммерческие направления повышения конкурентоспособности предприятия………………………….46
Заключение………………………………………………………………….…51
Список использованных источников…………………………………...……54

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 637.50 Кб (Скачать)

        Проведем анализ объема розничной торговли продовольственных и непродовольственных товаров Гомельского райпо за 2007-2009 гг. (Таблица 2.1).

         Таблица 2.1 – Объем продажи основных продовольственных и непродовольственных товаров за 2007-2009 гг.

Товары  и товарные группы Годы Темп  роста, %
2007 2008 2009 2009г. к 2008г. 2009г. к 2007г.
Продовольственные товары, млн. р. в том числе:          
1. Мясо и птица 1822 2232 2704 121 148
2. Колбасные изделия и копчености 2713 3838 4591 120 169
3. Рыба и морепродукты пищевые 724 853 1291 151 178
4. Молоко и молочная пpодукция 1893 2991 2791 93 147
5. Консеpвы 983 1397 1716 123 175
6. Сахаp 1473 1769 1988 112 135
7. Кондитеpские изделия 1949 2462 2836 115 146
8. Хлеб и хлебобулочные изделия 2880 3257 3009 92 104
9. Алкогольные напитки 7129 14233 15489 109 217
10. Безалкогольные напитки 1531 1632 1990 122 130
11. Моpоженое 603 1173 1030 88 171
12. Другие пpод. товаpы 8460 10321 10920 106 129
Итого пpодовольственных товаpов 33686 43158 47076 109 140
Непродовольственные товары, млн. р. в том числе:          
1. Одежда и белье 175 211 271 128 155
2. Паpфюмеpно-косм. товаpы 323 367 451 123 140
3. Галантеpея 286 359 432 120 151
4. Табачные изделия и махоpка 2546 3551 4288 121 168
5. Мебель 444 560 658 118 148
6. Ковpы и ковpовые изделия 223 240 278 116 125
7. Посуда 342 424 485 115 132
8. Электpотоваpы 923 1302 1358 104 147
9. Телеpадиотоваpы 255 325 390 120 153
10. Автомобили 12 23 26 113 216
11. Товаpы бытовой химии 363 520 597 115 164
12. Другие непpод. товаpы 2796 3599 4527 126 162
Итого непpодовольственных товаров 9 888 13 764 16 333 119 165
Розничный товарооборот 43 574 56 922 63 409 111 146
 

     Данные  таблицы 2.1 свидетельствуют о том, что на протяжении анализируемого периода объем розничного товарооборота увеличился по продовольственным товарам на 40%, по непродовольственным товарам – на 65%.

       Среди  продовольственных товаров  большое увеличение за три года произошло в продаже алкогольных напитков – на 117%. Алкогольные напитки также занимают наибольший удельный вес в общей сумме продовольственных товаров: в 2007г.-22%, в 2008-32%, в 2009г.-33%. Удельный вес алкогольных напитков также имел тенденцию к увеличению.

     Также можно выделить увеличение продажи  за три года рыбы и морепродуктов. Объем продажи увеличился в 2009г.: на 78% по сравнению с 2007г. и на 51% по сравнению с 2008г.

     Среди непродовольственных товаров за анализируемый период произошло увеличение табачных изделий и махорки на 68%. Табачные изделия также занимают наибольший удельный вес среди общей суммы непродовольственных товаров: в 2007г.-26%,в 2008г.-26%, в2009г.-26%. Удельный вес табачных изделий и махорки остался без изменения.

     Также можно отметить увеличение объема продаж автомобилей. За три года он увеличился на 216%, однако продажа автомобилей занимает наименьший удельный вес в общей сумме непродовольственных товаров: в 2007г. – 0,1%, в 2008г. – 0,2%, в 2009г. – 0,2%. Удельный вес увеличился на 0,1% в 2009г. по сравнению с 2007г.

     Розничный товарооборот за анализируемый период увеличился на 46%.  Продовольственные товары занимают больший удельный вес(76%) в розничном товарообороте, чем непродовольственные(24%). 
 

     2.2. Оценка экономической и социальной эффективности Гомельского райпо

       Для оценки социальной эффективности, для начала, проанализируем кадровый состав Гомельского райпо, поскольку наличие кадров и их качество в значительной степени влияют на эффективность работы райпо (Таблица 2.2).

            Таблица 2.2 – Кадровый состав Гомельского райпо за 2007-2009гг.

Категории сотрудников Годы Отклонение  по структуре Темп  роста  (%)
2006 2007 2008
чел. уд. вес% чел. уд. вес% чел.  
 
уд. вес%
2008 от 2007 2008 от 2006 2008 к 2007 2008 к 2006
Руководители 45 5 42 5 43 5 1 -3 102 96
Специалисты 83 9 88 10 98 11 10 15 111 118
Служащие 24 3 24 2 23 2 -1 -1 96 96
Рабочие 723 83 740 83 748 82 8 15 101 103
Итого 875 100 894 100 912 100 18 37 102 104
 

     Данные таблицы 2.2 свидетельствуют о том, что произошли  изменения  по составу работников организации. В 2008 году по сравнению с 2006 годом количество работников увеличилось на 37 человек

     Также произошли изменения и по составу работников. Количество сотрудников категории:

    • руководителей - уменьшилось  на 3 человека (или на 4%);
    • специалистов - увеличилось на 15 человек (или на18%);
    • служащих - уменьшилось на 1 человека (или на 4%);
    • рабочих - увеличилось на 37 человек (или на 3%).

     Далее проведем оценку образовательного уровня руководителей и специалистов Гомельского райпо за 2006-2008гг (Таблица 2.3).

     Таблица 2.3 - Образовательная структура руководителей и специалистов Гомельского райпо за 2006-2008 гг.

Показатели Годы Отклонение  удельного веса(+-)
2006 2007 2008
чел. уд.вес(%) чел. уд.вес(%) чел. уд.вес (%) 2008 от 2006 2008 от 2007
1.Всего  руководителей 45 100 42 100 43 100    
в том числе имеют образование:                
Высшее 32 71,1 28 66,7 33 76,7 5,6 10
Среднее спе -циальное 13 28,9 14 33,3 10 23,3  -5,6 -10
2.Всего  специалистов 83 100 88 100 98 100    
в том числе имеют образование:                
Высшее 51 61,4 53 60,2 52 60,2 1,2 0
Среднее спе -циальное 32 38,6 35 39,8 42 39,7 1,1 -0,1
 

          Данные таблицы 2.3 свидетельствуют о том, что в анализируемый период в аппарате управления работают руководители и специалисты преимущественно с высшим образованием (76,7%), что говорит о высокой профессиональной подготовке работников.

       В 2008 году по сравнению с 2006 годом произошли изменения:

- увеличение удельного веса руководителей с высшим образованием на 5,6%, специалистов – на 1,2%;

- удельный вес руководителей со средним специальным образованием уменьшился на 5,6%, а удельный вес специалистов увеличился на 1,1%.

      В 2008 году по сравнению с 2007 годом:

- удельный вес руководителей с высшим образованием увеличился на 10%, а  удельный вес специалистов остался тем же;

- удельный вес руководителей со средним специальным образованием уменьшился на 10%, а специалистов – на 0,1%.

          Проведем   анализ   движении кадров Гомельского райпо за 2006 – 2008 годы (Таблица 2.4).

          Таблица 2.4 - Движение кадров Гомельского райпо за 2006 - 2008 гг.

    Показатели Годы Отклонение
    2006 2007 2008 2008г. от 2007г. 2008г. от 2006г.
    1.Прибыло, чел. 344 328 363 35 19
    2.Выбыло, чел. 317 309 345 36 28
    3.Среднесписоч -ная численность работников, чел. 875 894 912 18 37
    в том числе:          
    -по собственному желанию 188 306 342 36 154
    -за прогулы и др. нарушения 0 3 3 0 3
    4.Коэффициент прибытия 0,39 0,35 0,4 0,03 0,01
    5.Коэффициент выбытия 0,36 0,36 0,37 0,01 0,01
    6.Коэффициент оборота 0,76 0,71 0,77 0,06 0,01
    7.Коэффициент текучести 0,32 0,35 0,38 0,03 0,06
 

             Данные таблицы 2.4 свидетельствуют о том, что за анализируемые три года произошло увеличение численности кадрового состава.

            Коэффициент прибытия в 2006 году составил 0,39, в 2007г.-0,35, в 2008г.-0,4.

            Коэффициент выбытия в 2006г. составил 0,36, в 2007г.-0,36, в 2008г.-0,37.

            Коэффициент оборота: в 2006-0,76, в 2007-0,71, в 2008-0,77

            Коэффициент текучести: в 2006-0,32, в 2007-0,35, в 2008-0,38.

       Средняя заработная плата за 2008 год составила  627 011 тыс. руб., в 2009г. средняя заработная плата составила 685 030 тыс. руб., за 1-е полугодие 2010 года – 690 015 тыс. руб.

       Фонд заработной платы за 2008г. составил 5929,1 млн. руб., за 2009г. – 6485,8 млн. руб., за январь – июнь 2010 года работников списочного состава составил 4523,9 млн. руб., за январь – август 2010 г. – 6238,5 млн. руб.

          Не смотря на то, что средняя заработная плата, а также фонд заработной платы имели тенденцию к увеличению за анализируемый период, они все же находятся на низком уровне.

          Потребительская кооперация находится на одном из последних  мест по величине труда.

          В Гомельском райпо осуществляется непрерывное обучение руководящих работников и специалистов, включая повышение их квалификации и переподготовку.

          Потребность в повышении квалификации определяется постоянным изменением задач, стоящих перед работниками, и условий труда, связанных как с совершенствованием средств производства, стратегии деятельности, так и с должностным ростом.

            Социально-психологический климат в коллективе  благоприятный.

     Во-первых, созданы благоприятные условия  труда: помещения хорошо освещены, проведено  собственное отопление, удобное расположение кабинетов.

     Во-вторых, в коллективе социально-психологическая  совместимость работников, существует взаимопомощь, взаимовыручка. Когда  человеку требуется помощь, в  райпо такой сотрудник не останется без внимания.

     Здесь также необходимо отметить следующее, руководители следят за датами дней рождений, юбилеев сотрудников. При этом выделяются деньги на подарок и накрывается праздничный стол. Аналогично проводятся праздники и другие знаменательные мероприятия.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия: сущность и методические подходы к ее совершенствованию в современных условиях