Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:03, курсовая работа
Объектом исследования работы является предприятие (Гомельское райпо).
Предмет исследования – это факторы, влияющие на конкурентоспособность Гомельского райпо.
Целью курсовой работы является исследование механизма управления конкурентоспособностью на примере Гомельского райпо и разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности.
Исходя из поставленной цели, задачами курсовой работы являются:
- раскрытие сущности понятия «конкурентоспособность» и факторов, ее определяющих, рассмотрение стратегий используемых при обеспечении конкурентоспособности;
-исследование механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг на рынке на примере Гомельского райпо;
-разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности продукции рассматриваемого предприятия на базе проведенного анализа.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Эволюция конкуренции и понятие конкурентоспособности предприятия....................................................................................................6
1.1.Предпосылки возникновения и ретроспектива конкуренции…………6
1.2.Понятие конкурентоспособности предприятия, ее характеристика…...13
1.3.Основные направления формирования конкурентных преимуществ предприятия……………………………………………………………………18
2.Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………….25
2.1.Характеристика внешней среды и объема деятельности предприятия……………………………………………………………………25
2.2.Оценка экономической и социальной эффективности предприятия…..31
2.3.Сравнительная характеристика конкурентных позиций предприятия……………………………………………………………………38
3.Резервы и пути роста конкурентоспособности предприятия………….…43
3.1.Оценка эффективности управления в организации и расчет резервов роста конкурентоспособности……………………………………………….43
3.2.Управленческие, маркетинговые и коммерческие направления повышения конкурентоспособности предприятия………………………….46
Заключение………………………………………………………………….…51
Список использованных источников…………………………………...……54
Проведем анализ объема розничной торговли продовольственных и непродовольственных товаров Гомельского райпо за 2007-2009 гг. (Таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Объем продажи основных продовольственных и непродовольственных товаров за 2007-2009 гг.
Товары и товарные группы | Годы | Темп роста, % | |||
2007 | 2008 | 2009 | 2009г. к 2008г. | 2009г. к 2007г. | |
Продовольственные товары, млн. р. в том числе: | |||||
1. Мясо и птица | 1822 | 2232 | 2704 | 121 | 148 |
2. Колбасные изделия и копчености | 2713 | 3838 | 4591 | 120 | 169 |
3. Рыба и морепродукты пищевые | 724 | 853 | 1291 | 151 | 178 |
4. Молоко и молочная пpодукция | 1893 | 2991 | 2791 | 93 | 147 |
5. Консеpвы | 983 | 1397 | 1716 | 123 | 175 |
6. Сахаp | 1473 | 1769 | 1988 | 112 | 135 |
7. Кондитеpские изделия | 1949 | 2462 | 2836 | 115 | 146 |
8. Хлеб и хлебобулочные изделия | 2880 | 3257 | 3009 | 92 | 104 |
9. Алкогольные напитки | 7129 | 14233 | 15489 | 109 | 217 |
10. Безалкогольные напитки | 1531 | 1632 | 1990 | 122 | 130 |
11. Моpоженое | 603 | 1173 | 1030 | 88 | 171 |
12. Другие пpод. товаpы | 8460 | 10321 | 10920 | 106 | 129 |
Итого пpодовольственных товаpов | 33686 | 43158 | 47076 | 109 | 140 |
Непродовольственные товары, млн. р. в том числе: | |||||
1. Одежда и белье | 175 | 211 | 271 | 128 | 155 |
2. Паpфюмеpно-косм. товаpы | 323 | 367 | 451 | 123 | 140 |
3. Галантеpея | 286 | 359 | 432 | 120 | 151 |
4. Табачные изделия и махоpка | 2546 | 3551 | 4288 | 121 | 168 |
5. Мебель | 444 | 560 | 658 | 118 | 148 |
6. Ковpы и ковpовые изделия | 223 | 240 | 278 | 116 | 125 |
7. Посуда | 342 | 424 | 485 | 115 | 132 |
8. Электpотоваpы | 923 | 1302 | 1358 | 104 | 147 |
9. Телеpадиотоваpы | 255 | 325 | 390 | 120 | 153 |
10. Автомобили | 12 | 23 | 26 | 113 | 216 |
11. Товаpы бытовой химии | 363 | 520 | 597 | 115 | 164 |
12. Другие непpод. товаpы | 2796 | 3599 | 4527 | 126 | 162 |
Итого непpодовольственных товаров | 9 888 | 13 764 | 16 333 | 119 | 165 |
Розничный товарооборот | 43 574 | 56 922 | 63 409 | 111 | 146 |
Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о том, что на протяжении анализируемого периода объем розничного товарооборота увеличился по продовольственным товарам на 40%, по непродовольственным товарам – на 65%.
Среди продовольственных
Также можно выделить увеличение продажи за три года рыбы и морепродуктов. Объем продажи увеличился в 2009г.: на 78% по сравнению с 2007г. и на 51% по сравнению с 2008г.
Среди непродовольственных товаров за анализируемый период произошло увеличение табачных изделий и махорки на 68%. Табачные изделия также занимают наибольший удельный вес среди общей суммы непродовольственных товаров: в 2007г.-26%,в 2008г.-26%, в2009г.-26%. Удельный вес табачных изделий и махорки остался без изменения.
Также можно отметить увеличение объема продаж автомобилей. За три года он увеличился на 216%, однако продажа автомобилей занимает наименьший удельный вес в общей сумме непродовольственных товаров: в 2007г. – 0,1%, в 2008г. – 0,2%, в 2009г. – 0,2%. Удельный вес увеличился на 0,1% в 2009г. по сравнению с 2007г.
Розничный
товарооборот за анализируемый период
увеличился на 46%. Продовольственные
товары занимают больший удельный вес(76%)
в розничном товарообороте, чем непродовольственные(24%).
2.2. Оценка экономической и социальной эффективности Гомельского райпо
Для оценки социальной эффективности, для начала, проанализируем кадровый состав Гомельского райпо, поскольку наличие кадров и их качество в значительной степени влияют на эффективность работы райпо (Таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Кадровый состав Гомельского райпо за 2007-2009гг.
Категории сотрудников | Годы | Отклонение по структуре | Темп роста (%) | |||||||
2006 | 2007 | 2008 | ||||||||
чел. | уд. вес% | чел. | уд. вес% | чел. | уд. вес% |
2008 от 2007 | 2008 от 2006 | 2008 к 2007 | 2008 к 2006 | |
Руководители | 45 | 5 | 42 | 5 | 43 | 5 | 1 | -3 | 102 | 96 |
Специалисты | 83 | 9 | 88 | 10 | 98 | 11 | 10 | 15 | 111 | 118 |
Служащие | 24 | 3 | 24 | 2 | 23 | 2 | -1 | -1 | 96 | 96 |
Рабочие | 723 | 83 | 740 | 83 | 748 | 82 | 8 | 15 | 101 | 103 |
Итого | 875 | 100 | 894 | 100 | 912 | 100 | 18 | 37 | 102 | 104 |
Данные таблицы 2.2 свидетельствуют о том, что произошли изменения по составу работников организации. В 2008 году по сравнению с 2006 годом количество работников увеличилось на 37 человек
Также произошли изменения и по составу работников. Количество сотрудников категории:
Далее проведем оценку образовательного уровня руководителей и специалистов Гомельского райпо за 2006-2008гг (Таблица 2.3).
Таблица 2.3 - Образовательная структура руководителей и специалистов Гомельского райпо за 2006-2008 гг.
Показатели | Годы | Отклонение удельного веса(+-) | ||||||
2006 | 2007 | 2008 | ||||||
чел. | уд.вес(%) | чел. | уд.вес(%) | чел. | уд.вес (%) | 2008 от 2006 | 2008 от 2007 | |
1.Всего руководителей | 45 | 100 | 42 | 100 | 43 | 100 | ||
в том числе имеют образование: | ||||||||
Высшее | 32 | 71,1 | 28 | 66,7 | 33 | 76,7 | 5,6 | 10 |
Среднее спе -циальное | 13 | 28,9 | 14 | 33,3 | 10 | 23,3 | -5,6 | -10 |
2.Всего специалистов | 83 | 100 | 88 | 100 | 98 | 100 | ||
в том числе имеют образование: | ||||||||
Высшее | 51 | 61,4 | 53 | 60,2 | 52 | 60,2 | 1,2 | 0 |
Среднее спе -циальное | 32 | 38,6 | 35 | 39,8 | 42 | 39,7 | 1,1 | -0,1 |
Данные таблицы 2.3 свидетельствуют о том, что в анализируемый период в аппарате управления работают руководители и специалисты преимущественно с высшим образованием (76,7%), что говорит о высокой профессиональной подготовке работников.
В 2008 году по сравнению с 2006 годом произошли изменения:
- увеличение удельного веса руководителей с высшим образованием на 5,6%, специалистов – на 1,2%;
- удельный вес руководителей со средним специальным образованием уменьшился на 5,6%, а удельный вес специалистов увеличился на 1,1%.
В 2008 году по сравнению с 2007 годом:
- удельный вес руководителей с высшим образованием увеличился на 10%, а удельный вес специалистов остался тем же;
- удельный вес руководителей со средним специальным образованием уменьшился на 10%, а специалистов – на 0,1%.
Проведем анализ движении кадров Гомельского райпо за 2006 – 2008 годы (Таблица 2.4).
Таблица 2.4 - Движение кадров Гомельского райпо за 2006 - 2008 гг.
Показатели | Годы | Отклонение | |||
2006 | 2007 | 2008 | 2008г. от 2007г. | 2008г. от 2006г. | |
1.Прибыло, чел. | 344 | 328 | 363 | 35 | 19 |
2.Выбыло, чел. | 317 | 309 | 345 | 36 | 28 |
3.Среднесписоч -ная численность работников, чел. | 875 | 894 | 912 | 18 | 37 |
в том числе: | |||||
-по собственному желанию | 188 | 306 | 342 | 36 | 154 |
-за прогулы и др. нарушения | 0 | 3 | 3 | 0 | 3 |
4.Коэффициент прибытия | 0,39 | 0,35 | 0,4 | 0,03 | 0,01 |
5.Коэффициент выбытия | 0,36 | 0,36 | 0,37 | 0,01 | 0,01 |
6.Коэффициент оборота | 0,76 | 0,71 | 0,77 | 0,06 | 0,01 |
7.Коэффициент текучести | 0,32 | 0,35 | 0,38 | 0,03 | 0,06 |
Данные таблицы 2.4 свидетельствуют о том, что за анализируемые три года произошло увеличение численности кадрового состава.
Коэффициент прибытия в 2006 году составил 0,39, в 2007г.-0,35, в 2008г.-0,4.
Коэффициент выбытия в 2006г. составил 0,36, в 2007г.-0,36, в 2008г.-0,37.
Коэффициент оборота: в 2006-0,76, в 2007-0,71, в 2008-0,77
Коэффициент текучести: в 2006-0,32, в 2007-0,35, в 2008-0,38.
Средняя заработная плата за 2008 год составила 627 011 тыс. руб., в 2009г. средняя заработная плата составила 685 030 тыс. руб., за 1-е полугодие 2010 года – 690 015 тыс. руб.
Фонд заработной платы за 2008г. составил 5929,1 млн. руб., за 2009г. – 6485,8 млн. руб., за январь – июнь 2010 года работников списочного состава составил 4523,9 млн. руб., за январь – август 2010 г. – 6238,5 млн. руб.
Не смотря на то, что средняя заработная плата, а также фонд заработной платы имели тенденцию к увеличению за анализируемый период, они все же находятся на низком уровне.
Потребительская кооперация находится на одном из последних мест по величине труда.
В Гомельском райпо осуществляется непрерывное обучение руководящих работников и специалистов, включая повышение их квалификации и переподготовку.
Потребность в повышении квалификации определяется постоянным изменением задач, стоящих перед работниками, и условий труда, связанных как с совершенствованием средств производства, стратегии деятельности, так и с должностным ростом.
Социально-психологический климат в коллективе благоприятный.
Во-первых, созданы благоприятные условия труда: помещения хорошо освещены, проведено собственное отопление, удобное расположение кабинетов.
Во-вторых, в коллективе социально-психологическая совместимость работников, существует взаимопомощь, взаимовыручка. Когда человеку требуется помощь, в райпо такой сотрудник не останется без внимания.
Здесь также необходимо отметить следующее, руководители следят за датами дней рождений, юбилеев сотрудников. При этом выделяются деньги на подарок и накрывается праздничный стол. Аналогично проводятся праздники и другие знаменательные мероприятия.