Конкурентоспособность предприятия: сущность и методические подходы к ее совершенствованию в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования работы является предприятие (Гомельское райпо).
Предмет исследования – это факторы, влияющие на конкурентоспособность Гомельского райпо.
Целью курсовой работы является исследование механизма управления конкурентоспособностью на примере Гомельского райпо и разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности.
Исходя из поставленной цели, задачами курсовой работы являются:
- раскрытие сущности понятия «конкурентоспособность» и факторов, ее определяющих, рассмотрение стратегий используемых при обеспечении конкурентоспособности;
-исследование механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг на рынке на примере Гомельского райпо;
-разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности продукции рассматриваемого предприятия на базе проведенного анализа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Эволюция конкуренции и понятие конкурентоспособности предприятия....................................................................................................6
1.1.Предпосылки возникновения и ретроспектива конкуренции…………6
1.2.Понятие конкурентоспособности предприятия, ее характеристика…...13
1.3.Основные направления формирования конкурентных преимуществ предприятия……………………………………………………………………18
2.Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………….25
2.1.Характеристика внешней среды и объема деятельности предприятия……………………………………………………………………25
2.2.Оценка экономической и социальной эффективности предприятия…..31
2.3.Сравнительная характеристика конкурентных позиций предприятия……………………………………………………………………38
3.Резервы и пути роста конкурентоспособности предприятия………….…43
3.1.Оценка эффективности управления в организации и расчет резервов роста конкурентоспособности……………………………………………….43
3.2.Управленческие, маркетинговые и коммерческие направления повышения конкурентоспособности предприятия………………………….46
Заключение………………………………………………………………….…51
Список использованных источников…………………………………...……54

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 637.50 Кб (Скачать)

     В целом, можно сказать, что коллектив Гомельского райпо сплочённый.

              Далее проведем анализ экономической эффективности Гомельского райпо (Таблица 2.5).

           Таблица 2.5 – Основные хозяйственно-финансовые результаты торговой деятельности  Гомельского райпо за 2007-2009 гг.

Показатели Годы Темп  роста, (%) или отклонение (+,-)
2007 2008 2009 2009 к 2008г. 2009 к 2007г.
1. Выручка от реализации товаров,  работ, услуг, млн. р. 70852 94435 102910 116  145 
2. Операционные доходы, млн. р. 1890 2519 2416 96 128
уровень операционных доходов, % 2,7 2,7  2,3  -0,4 -0,4 
3. Операционные расходы, млн. р. 1746 2287 2170  95 124 
  Уровень операционных расходов, % 2,5 2,7 2,1 -0,6 -0,4
4.Прибыль  (убыток) от операционных доходов  и расходов, млн. р. 144 232 246  106 171 
5. Внереализацион- ные доходы, млн.  р.      79  93 193 208  244
Уровень внереализационных доходов, % 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1
6. Внереализацион -ные расходы, млн.  р. 263 303 177 58 67
уровень внереализационных расходов, % 0,4 0,3 0,2  -0,1 -0,2 
7. Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, млн. р. -184  -210 16  193 192
8. Прибыль (убыток) от реализации товаров, работ, услуг, млн.р. 647 862 204 24 32
9. Чистая прибыль (убыток), млн. р. 355 536 278 52 78

   

             Данные таблицы свидетельствуют о том, что выручка от реализации товаров, работ, услуг гомельского райпо на протяжении трех лет, имела тенденцию к увеличению на 45%.

        На протяжении всего периода операционные доходы превышали операционные расходы, прибыль от которых за анализируемый период увеличилась на 71%.

        Внереализационные доходы в 2007г.  и в 2008г.  были  ниже расходов, что послужило для райпо убытком  от внереализационных доходов  и расходов.

        В 2009г. произошло увеличение  внереализационных доходов на  144%, а их уровень увеличился на 0,1%, что послужило для райпо получением в 2009г. прибыли от внереализационных доходов и расходов, однако прибыль от реализации товаров, работ, услуг имела тенденцию к сокращению на 68%, а чистая прибыль сократилась на 32% за анализируемый период.

       Гомельскому райпо необходимо  увеличить чисую прибыль: сократить  расходы и увеличить доходы. 
 

           2.3. Сравнительная характеристика конкурентных позиций Гомельского райпо   

     Для того, чтобы определить конкурентные позиции Гомельского райпо, необходимо выявить его сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для предприятия.

     Проведем  SWOT – анализ Гомельского райпо.

         Сильные стороны предприятия:

  • накопленный многолетний опыт работы;
  • высокая профессиональная подготовка работников;
  • сплоченный коллектив;
  • широкий ассортимент товаров и услуг;
  • невысокие цены;
  • хорошие деловые связи с потребителями и поставщиками продукции.

          Слабые стороны предприятия:

  • низкая заработная плата;
  • потребительская кооперация находится на одном из последних  мест по величине труда;
  • небольшие размеры получаемой прибыли;
  • слабо развита материально-техническая база;
  • недостаточный уровень сервисного обслуживания.

        Возможности предприятия:

  • спрос на продукцию райпо достаточно высок и имеет устойчивую тенденцию к увеличению;
  • сложившийся имидж райпо у потребителей продукции;
  • снижение кредитной процентной ставки;
  • новые виды продукции.

        Угрозы для предприятия:

  • затягивание сроков исполнения заказов;
  • появление сильных конкурентов;
  • изменение тенденции спроса;
  • сбои в поставках материалов;
  • изменение налогового законодательства;
  • нестабильность хозяйственного, налогового, банковского и других законодательств.
 

     Гомельское  райпо включает три филиала: Улуковский филиал, Гомельский филиал и Терюхский филиал (Дислокация Гомельского райпо). 

         Для определения наиболее конкурентоспособного филиала Гомельского райпо, проведем их сравнительную характеристику     (Таблица 2.6).

     Таблица 2.6 – Оценка конкурентоспособности филиалов Гомельского райпо за 2009г.

Магазины                                Показатели    
Площадь магазинов, м.кв. 
Торговая площадь магазина на самообслу-живание м.кв. Магазины самообслуживания, кол. 
Без обеден-ного перерыва, кол. Без выходных, кол.
1. Продтовары          
Улуковский  филиал 587,4 540,8 6    
6 6
Гомельский  филиал 695,3 283,7 3    
2 7
Терюхский филиал 596 596 7    
 
5
 
7
2. Промтовары          
Улуковский  филиал 410,6 410,6 7  
0
 
0
Гомельский  филиал 698,6 698,6 8                                                     

0

 
         0
Терюхский филиал 955,3 919,3 8  
0
 
0
3. ТПС крупные          
Улуковский  филиал 1361,5 595,9 6  
10
 
10
Гомельский  филиал 1788,3 749,6 9  
 
1
 
 
14
Терюхский филиал 1161,1 539 6  
 
6
 
 
13
4. ТПС мелкие          
Улуковский  филиал 157,5 0 0  
0
 
0
Гомельский  филиал 193,4 0 0  
1
 
1
Терюхский филиал 1146,1 0 0  
11
 
0
5. Всего по филиалам        
 
 
 
Улуковский  филиал 2517 1547,3 19  
16
 
21
Гомельский  филиал 3504,8 1861,1 21  
 
4
 
 
22
Терюхский филиал 3858,6 2054,3 21  
 
22
 
 
22
 

    Исходя из данных таблицы 2.6, можно сделать вывод о том, что наибольшими конкурентными преимуществами обладает Терюхский филиал, т.к. его площадь магазинов, торговая площадь магазинов на самообслуживание, а также количество магазинов, работающих без обеденного перерыва и без выходных, преобладают над этими же показателями Гомельского и Улуковского филиалов. Это значит, что у магазинов Терюхского филиала есть возможность продать больше товаров и получить большую прибыль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. РЕЗЕРВЫ И ПУТИ РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

     3.1. Оценка эффективности  управления в организации  и расчет резервов роста конкурентоспособности

     Критериями оценки эффективного управления в организации является множественность показателей, характеризующих результативность операционных систем или подсистем.

         Для оценки эффективности проведем  анализ структуры расходов Гомельского райпо.

       Таблица 3.1 - Динамика, состав и структура расходов Гомельского райпо за 2007-2009 гг.

Показатели Годы Темп  роста (%) или отклонение (+,-)
2007 2008 2009 2009 к 2007 2009 к 2008
1. Материальные затраты, млн. р., в том числе:          
1.1.Транспортные  расходы 644 837  938 146 112
удельный  вес,% 35,4 38,2 32,9 -2,5 -5,3
1.2.Расходы  на аренду и содержание зданий, оборудования и др. 651 790  1136 175 144
удельный  вес,% 35,8 36 39,8 4 3,8
1.3. Нормируемые потери товаров 33 40 47  142 118
удельный  вес,% 1,8 1,8 1,6 -0,2 -0,2
1.4.Расходы  на ремонт основных средств 474 513  689  145 134 
удельный  вес,% 26,1 23,4 24,2 -1,9 0,8
Итого материальных затрат 1818 2193 2853 157 130
2. Нематериальные затраты, млн. р., в том числе:          
2.1.Расходы  на оплату труда 2492  3358 3673  147  109
удельный  вес,% 50 48,6 47,9 -2,1 -0,7
2.2.Амортизация  основных средств и нематериальных  активов  350 484 625 179 129
удельный  вес,% 6,7 7 8,1 1,4 1,1
2.3.Отчисления  в ФСЗН 892 1194 1282  144 107
удельный  вес,% 17,2 17,3 16,7 -0,5 -0,6
2.4.Расходы  на оплату страховых взносов 10 11  10 100  101
удельный  вес,% 0,2 0,2 1,4 1,2 1,2
2.5.Инновационный фонд 136 202  258 188 128
удельный  вес,% 2,6 2,9 3,4 0,8 0,5
2.6.Отчисления на подготовку и переподготовку кадров 130 139 230  177 165
удельный  вес, % 2,5 2 2,5 0 0,5
2.7.Платежи за землю 7 10  8 114 80
удельный  вес, % 0,1 0,1 0,1 0 0
2.8. Прочие расходы, млн.р. 1314 1660 1720 131 104 
Удельный  вес, % 25,3 24 22,4 -2,9 -1,6
Итого нематериальных расходов и прочих затрат, млн.р. 5194 6909 7671 148 111
3.Всего  расходов на реализацию 7012 9102 10524  150 116
в % к товарообороту 16,1 16 16,6 0,5 0,6
Розничный товарооборот 43574 56922 63409 146 114
 

          Проанализировав таблицу, мы видим, что уровень расходов на реализацию в процентах к розничному товарообороту составил:

     - в 2007 году - 16,1%,

     - в 2008 году - 16%,

     - в 2009 году – 16,6%.

     В структуре материальных расходов наибольший удельный вес занимает:

         - в 2007 году – расходы на аренду - 35,8%,

       - в 2008 году - транспортные расходы – 38,2%,

       - в 2009 году - расходы на аренду – 39,8%;.

     В структуре нематериальных затрат наибольший удельный вес занимают расходы на оплату труда:

      - в 2007 году - 50% ,

      - в  2008 году - 48,6%,

      - в 2009 году -  47,9%.

       Также из таблицы видно, что произошло увеличение суммы отчислений на подготовку и переподготовку кадров в 2009г. на 77% по сравнению с 2007г. и на 65% по сравнению с 2008г. Это свидетельствует о заинтересованности райпо  в подготовке высококвалифицированных кадров, что позволит усовершенствовать работу райпо и внедрить более перспективные методы осуществления своей деятельности.

     Амортизация основных средств и нематериальных активов увеличилась в 2009г. по сравнению с 2007г. на 79%.   

      В целом, осуществление хозяйственной деятельности Гомельского райпо можно охарактеризовать положительно, так  на протяжении анализируемых лет была получена прибыль.    
 

     3.2. Управленческие, маркетинговые и коммерческие направления повышения конкурентоспособности Гомельского райпо.

        Не смотря на то, что за анализируемый  период объем розничного товарооборота  Гомельского райпо имел тенденцию  к увеличению, чистая прибыль  уменьшилась, что говорит о том, что необходимо увеличить доходы, в частности внереализационные, т.к. в 2007 и 2008 гг. внереализационные расходы превысили доходы, вследствие чего Гомельское райпо понесло убытки. Увеличить доходы можно посредством увеличения объема продаж.

           Также необходимо уменьшить расходы, себестоимость продукции и издержки производства.

       Для повышения конкурентоспособности Гомельского райпо необходимо провести следующие мероприятия:

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия: сущность и методические подходы к ее совершенствованию в современных условиях