Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:03, курсовая работа
Объектом исследования работы является предприятие (Гомельское райпо).
Предмет исследования – это факторы, влияющие на конкурентоспособность Гомельского райпо.
Целью курсовой работы является исследование механизма управления конкурентоспособностью на примере Гомельского райпо и разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности.
Исходя из поставленной цели, задачами курсовой работы являются:
- раскрытие сущности понятия «конкурентоспособность» и факторов, ее определяющих, рассмотрение стратегий используемых при обеспечении конкурентоспособности;
-исследование механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг на рынке на примере Гомельского райпо;
-разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности продукции рассматриваемого предприятия на базе проведенного анализа.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Эволюция конкуренции и понятие конкурентоспособности предприятия....................................................................................................6
1.1.Предпосылки возникновения и ретроспектива конкуренции…………6
1.2.Понятие конкурентоспособности предприятия, ее характеристика…...13
1.3.Основные направления формирования конкурентных преимуществ предприятия……………………………………………………………………18
2.Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………….25
2.1.Характеристика внешней среды и объема деятельности предприятия……………………………………………………………………25
2.2.Оценка экономической и социальной эффективности предприятия…..31
2.3.Сравнительная характеристика конкурентных позиций предприятия……………………………………………………………………38
3.Резервы и пути роста конкурентоспособности предприятия………….…43
3.1.Оценка эффективности управления в организации и расчет резервов роста конкурентоспособности……………………………………………….43
3.2.Управленческие, маркетинговые и коммерческие направления повышения конкурентоспособности предприятия………………………….46
Заключение………………………………………………………………….…51
Список использованных источников…………………………………...……54
В целом, можно сказать, что коллектив Гомельского райпо сплочённый.
Далее проведем анализ экономической эффективности Гомельского райпо (Таблица 2.5).
Таблица 2.5 – Основные хозяйственно-финансовые результаты торговой деятельности Гомельского райпо за 2007-2009 гг.
Показатели | Годы | Темп роста, (%) или отклонение (+,-) | |||
2007 | 2008 | 2009 | 2009 к 2008г. | 2009 к 2007г. | |
1.
Выручка от реализации товаров, |
70852 | 94435 | 102910 | 116 | 145 |
2. Операционные доходы, млн. р. | 1890 | 2519 | 2416 | 96 | 128 |
уровень операционных доходов, % | 2,7 | 2,7 | 2,3 | -0,4 | -0,4 |
3. Операционные расходы, млн. р. | 1746 | 2287 | 2170 | 95 | 124 |
Уровень операционных расходов, % | 2,5 | 2,7 | 2,1 | -0,6 | -0,4 |
4.Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов, млн. р. | 144 | 232 | 246 | 106 | 171 |
5. Внереализацион- ные доходы, млн. р. | 79 | 93 | 193 | 208 | 244 |
Уровень внереализационных доходов, % | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,1 | 0,1 |
6. Внереализацион -ные расходы, млн. р. | 263 | 303 | 177 | 58 | 67 |
уровень внереализационных расходов, % | 0,4 | 0,3 | 0,2 | -0,1 | -0,2 |
7. Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, млн. р. | -184 | -210 | 16 | 193 | 192 |
8. Прибыль (убыток) от реализации товаров, работ, услуг, млн.р. | 647 | 862 | 204 | 24 | 32 |
9. Чистая прибыль (убыток), млн. р. | 355 | 536 | 278 | 52 | 78 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что выручка от реализации товаров, работ, услуг гомельского райпо на протяжении трех лет, имела тенденцию к увеличению на 45%.
На протяжении всего периода операционные доходы превышали операционные расходы, прибыль от которых за анализируемый период увеличилась на 71%.
Внереализационные доходы в
В 2009г. произошло увеличение внереализационных доходов на 144%, а их уровень увеличился на 0,1%, что послужило для райпо получением в 2009г. прибыли от внереализационных доходов и расходов, однако прибыль от реализации товаров, работ, услуг имела тенденцию к сокращению на 68%, а чистая прибыль сократилась на 32% за анализируемый период.
Гомельскому райпо необходимо
увеличить чисую прибыль:
2.3. Сравнительная характеристика конкурентных позиций Гомельского райпо
Для того, чтобы определить конкурентные позиции Гомельского райпо, необходимо выявить его сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для предприятия.
Проведем SWOT – анализ Гомельского райпо.
Сильные стороны предприятия:
Слабые стороны предприятия:
Возможности предприятия:
Угрозы для предприятия:
Гомельское райпо включает три филиала: Улуковский филиал, Гомельский филиал и Терюхский филиал (Дислокация Гомельского райпо).
Для определения наиболее конкурентоспособного филиала Гомельского райпо, проведем их сравнительную характеристику (Таблица 2.6).
Таблица 2.6 – Оценка конкурентоспособности филиалов Гомельского райпо за 2009г.
Магазины | Показатели | ||||
Площадь
магазинов, м.кв. |
Торговая площадь магазина на самообслу-живание м.кв. | Магазины самообслуживания,
кол. |
Без обеден-ного перерыва, кол. | Без выходных, кол. | |
1. Продтовары | |||||
Улуковский филиал | 587,4 | 540,8 | 6 | ||
6 | 6 | ||||
Гомельский филиал | 695,3 | 283,7 | 3 | ||
2 | 7 | ||||
Терюхский филиал | 596 | 596 | 7 | ||
5 |
7 | ||||
2. Промтовары | |||||
Улуковский филиал | 410,6 | 410,6 | 7 | 0 |
0 |
Гомельский филиал | 698,6 | 698,6 | 8 | 0 |
0 |
Терюхский филиал | 955,3 | 919,3 | 8 | 0 |
0 |
3. ТПС крупные | |||||
Улуковский филиал | 1361,5 | 595,9 | 6 | 10 |
10 |
Гомельский филиал | 1788,3 | 749,6 | 9 | 1 |
14 |
Терюхский филиал | 1161,1 | 539 | 6 | 6 |
13 |
4. ТПС мелкие | |||||
Улуковский филиал | 157,5 | 0 | 0 | 0 |
0 |
Гомельский филиал | 193,4 | 0 | 0 | 1 |
1 |
Терюхский филиал | 1146,1 | 0 | 0 | 11 |
0 |
5. Всего по филиалам | |
| |||
Улуковский филиал | 2517 | 1547,3 | 19 | 16 |
21 |
Гомельский филиал | 3504,8 | 1861,1 | 21 | 4 |
22 |
Терюхский филиал | 3858,6 | 2054,3 | 21 | 22 |
22 |
Исходя из данных таблицы 2.6, можно сделать
вывод о том, что наибольшими конкурентными
преимуществами обладает Терюхский филиал,
т.к. его площадь магазинов, торговая площадь
магазинов на самообслуживание, а также
количество магазинов, работающих без
обеденного перерыва и без выходных, преобладают
над этими же показателями Гомельского
и Улуковского филиалов. Это значит, что
у магазинов Терюхского филиала есть возможность
продать больше товаров и получить большую
прибыль.
3. РЕЗЕРВЫ И ПУТИ РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Оценка эффективности управления в организации и расчет резервов роста конкурентоспособности
Критериями оценки эффективного управления в организации является множественность показателей, характеризующих результативность операционных систем или подсистем.
Для оценки эффективности
Таблица 3.1 - Динамика, состав и структура расходов Гомельского райпо за 2007-2009 гг.
Показатели | Годы | Темп роста (%) или отклонение (+,-) | |||
2007 | 2008 | 2009 | 2009 к 2007 | 2009 к 2008 | |
1. Материальные затраты, млн. р., в том числе: | |||||
1.1.Транспортные расходы | 644 | 837 | 938 | 146 | 112 |
удельный вес,% | 35,4 | 38,2 | 32,9 | -2,5 | -5,3 |
1.2.Расходы на аренду и содержание зданий, оборудования и др. | 651 | 790 | 1136 | 175 | 144 |
удельный вес,% | 35,8 | 36 | 39,8 | 4 | 3,8 |
1.3. Нормируемые потери товаров | 33 | 40 | 47 | 142 | 118 |
удельный вес,% | 1,8 | 1,8 | 1,6 | -0,2 | -0,2 |
1.4.Расходы на ремонт основных средств | 474 | 513 | 689 | 145 | 134 |
удельный вес,% | 26,1 | 23,4 | 24,2 | -1,9 | 0,8 |
Итого материальных затрат | 1818 | 2193 | 2853 | 157 | 130 |
2. Нематериальные затраты, млн. р., в том числе: | |||||
2.1.Расходы на оплату труда | 2492 | 3358 | 3673 | 147 | 109 |
удельный вес,% | 50 | 48,6 | 47,9 | -2,1 | -0,7 |
2.2.Амортизация
основных средств и |
350 | 484 | 625 | 179 | 129 |
удельный вес,% | 6,7 | 7 | 8,1 | 1,4 | 1,1 |
2.3.Отчисления в ФСЗН | 892 | 1194 | 1282 | 144 | 107 |
удельный вес,% | 17,2 | 17,3 | 16,7 | -0,5 | -0,6 |
2.4.Расходы на оплату страховых взносов | 10 | 11 | 10 | 100 | 101 |
удельный вес,% | 0,2 | 0,2 | 1,4 | 1,2 | 1,2 |
2.5.Инновационный фонд | 136 | 202 | 258 | 188 | 128 |
удельный вес,% | 2,6 | 2,9 | 3,4 | 0,8 | 0,5 |
2.6.Отчисления на подготовку и переподготовку кадров | 130 | 139 | 230 | 177 | 165 |
удельный вес, % | 2,5 | 2 | 2,5 | 0 | 0,5 |
2.7.Платежи за землю | 7 | 10 | 8 | 114 | 80 |
удельный вес, % | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0 | 0 |
2.8. Прочие расходы, млн.р. | 1314 | 1660 | 1720 | 131 | 104 |
Удельный вес, % | 25,3 | 24 | 22,4 | -2,9 | -1,6 |
Итого нематериальных расходов и прочих затрат, млн.р. | 5194 | 6909 | 7671 | 148 | 111 |
3.Всего расходов на реализацию | 7012 | 9102 | 10524 | 150 | 116 |
в % к товарообороту | 16,1 | 16 | 16,6 | 0,5 | 0,6 |
Розничный товарооборот | 43574 | 56922 | 63409 | 146 | 114 |
Проанализировав таблицу, мы видим, что уровень расходов на реализацию в процентах к розничному товарообороту составил:
- в 2007 году - 16,1%,
- в 2008 году - 16%,
- в 2009 году – 16,6%.
В структуре материальных расходов наибольший удельный вес занимает:
- в 2007 году – расходы на аренду - 35,8%,
- в 2008 году - транспортные расходы – 38,2%,
- в 2009 году - расходы на аренду – 39,8%;.
В структуре нематериальных затрат наибольший удельный вес занимают расходы на оплату труда:
- в 2007 году - 50% ,
- в 2008 году - 48,6%,
- в 2009 году - 47,9%.
Также из таблицы видно, что произошло увеличение суммы отчислений на подготовку и переподготовку кадров в 2009г. на 77% по сравнению с 2007г. и на 65% по сравнению с 2008г. Это свидетельствует о заинтересованности райпо в подготовке высококвалифицированных кадров, что позволит усовершенствовать работу райпо и внедрить более перспективные методы осуществления своей деятельности.
Амортизация основных средств и нематериальных активов увеличилась в 2009г. по сравнению с 2007г. на 79%.
В целом, осуществление хозяйственной
деятельности Гомельского райпо можно
охарактеризовать положительно, так
на протяжении анализируемых лет была
получена прибыль.
3.2. Управленческие, маркетинговые и коммерческие направления повышения конкурентоспособности Гомельского райпо.
Не смотря на то, что за анализируемый
период объем розничного
Также необходимо уменьшить расходы, себестоимость продукции и издержки производства.
Для повышения конкурентоспособности Гомельского райпо необходимо провести следующие мероприятия: