Конфликты в деловом общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

1. Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой деятельности. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б. Вул, «жизнь — процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим». Поэтому каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении; к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Поскольку каждый конфликт всегда связан с эмоциями, то человек начинает испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью.

Содержание

Введение 3
Конфликты: виды, структура, стадии протекания 5
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения 8
Стратегия поведения в конфликтной ситуации 12
Конфликты в личностно-эмоциональной сфере 21
Правила поведения в условиях конфликта 24
Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта 25
Заключение 29
Список используемой литературы 30
Приложение 1. Тест К. Томаса «Ваш способ реагирования в конфликте» 31

Работа содержит 1 файл

Конфликты в деловом общении.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

      4) «Бесконфликтный» — человек,  сознательно уходящий от конфликта,  неустойчив в оценках и мнениях,  обладает легкой внушаемостью, перекладывающий  ответственность в принятии решений на других (если это руководитель, то на своего заместителя). Между тем конфликт нарастает как снежный ком и обрушивается на такую личность.

      5) «Практик» — действующий под  лозунгом «Лучшая защита —  нападение». Для такого человека  самым важным является преобразование среды, внешнего окружения, изменения позиций других людей, что может приводить к разнообразным столкновениям, напряженности в отношениях.

      Существуют  и другие типологии трудных людей. Так, Роберт Брэмсон в книге «Общение с трудными людьми» выделяет следующие типы трудных людей, с которыми ему пришлось работать в различных фирмах:

  • «агрессист» — говорящий грубые и бесцеремонные, задирающие других колкости и раздражающийся, если его не слушают. Как правило, за его агрессивностью скрывается боязнь раскрытия его некомпетентности;
  • «жалобщик» — человек, охваченный какой-то идеей и обвиняющий других (кого-то конкретно или весь мир в целом) во всех грехах, но сам ничего не делающий для решения проблемы;
  • «разгневанный ребенок» — человек, относящийся к этому типу, по своей природе не зол, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под свой контроль. Например, начальник может вспылить, чувствуя, что его подчиненные потеряли к нему уважение;
  • «максималист» — человек, желающий чего-то без промедления, даже если в этом нет необходимости;
  • «молчун» — держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом срывает зло на ком-то;
  • «тайный мститель» - человек, причиняющий неприятности с помощью каких-то махинаций, считая, что кто-то поступил неправильно, а он восстанавливает справедливость;
  • «ложный альтруист» — якобы делающий вам добро, но в глубине души сожалеющий об этом, что может проявиться в виде саботажа, требования компенсации и т.п.;
  • «хронический обвинитель» — всегда выискивающий ошибки других, считая, что он всегда прав, а, обвиняя, можно решить проблему.

      Можно выделить и другие типы трудных людей, но правила поведения с ними, в  общем, одинаковы. Таким образом, в  конфликтной ситуации или в общении  с трудным человеком вы должны попытаться увидеть в нем не только друга, но и лучшие качества, поскольку вы уже не сможете изменить ни систему его взглядов и ценностей, ни его психологические особенности и особенности его нервной системы, т.е. необходимо подобрать к нему «ключик», исходя из вашего жизненного опыта и желания не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Если же не смогли к нему «подобрать ключ», то остается одно-единственное средство — перевести такого человека в разряд стихийного бедствия. 

5. Правила поведения в условиях конфликта 

      Поскольку конфликты часто порождают такое  эмоциональное состояние, в котором  трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующих правил.

      Практика  делового общения - Правила повеления в условиях конфликта

      1. Помните, что в конфликте у  человека доминирует не разум,  а эмоции, что ведет к аффекту,  когда сознание просто отключается,  и человек не отвечает за  свои слова и поступки, за которые  впоследствии бывает обидно и неудобно. Поэтому из делового общения необходимо устранить суждения и оценки, ущемляющие достоинство собеседников, покровительствующие суждения и оценки, иронические замечания, высказываемые с чувством плохо скрытого превосходства или пренебрежения.

      2. Стремитесь к уважительной манере  разговора. Такие фразы, как  «Прошу извинить», «Буду очень  признателен», «Если это вас не  затруднит», препятствуют формированию  у оппонента внутреннего сопротивления,  снимают отрицательные эмоции.

      3. Стремитесь вести обсуждение не по поводу занимаемых сторонами позиций, а по существу проблемы, основываясь на объективных критериях. Старайтесь выслушать собеседника, так как умение слушать является одним из критериев коммуникабельности.

      4. Придерживайтесь многоальтернативного подхода и, настаивая на своем предложении, не отвергайте предложение партнера, задав себе вопрос: «Разве я никогда не ошибаюсь?» Постарайтесь взять оба предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом.

      5. Осознайте значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос: «Что будет, если выход не будет найден?» Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему.

      6. Если вы и ваш собеседник  раздражены и агрессивны, то необходимо  снизить внутреннее напряжение, «выпустить пар». Но разрядиться на окружающих - это не выход, а выходка. Но если уж так получилось, что потеряли контроль над собой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.

      7. Ориентируйтесь на положительное,  лучшее в человеке. Тогда вы  обязываете и его быть лучше. 

      8. Предложите собеседнику встать  на ваше место и спросите: «Если  бы вы были на моем месте,  то чтобы вы сделали?» Это  снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации.

      9. Не преувеличивайте свои заслуги  и не демонстрируйте знаки  превосходства. Не обвиняйте и  не приписывайте только партнеру  ответственность за возникшую  ситуацию.

      10. Независимо от результатов разрешения противоречий старайтесь не разрушить отношения. Надеемся, что данные советы помогут в вашей практической деятельности по продуктивному и творческому разрешению конфликтных ситуаций.  

6. Методы снятия  психологического  напряжения в условиях конфликта 

      В психологии проведено много исследований по изучению возможностей индивидуальной и групповой психокоррекции конфликтного поведения:

  • социально-психологический тренинг;
  • аутогенная тренировка;
  • самоанализ конфликтного поведения;
  • индивидуально-психологическое консультирование;
  • посредническая деятельность психолога.

      Приведем  некоторые из методов, приемов, благодаря  которым можно снять напряжение, освободиться от раздражения и гнева.

      Практика  делового общения - Методы, позволяющие снять напряжение.

      Метод переключения на другой вид деятельности - связан с двигательной активностью, требующей физического напряжения, благодаря которой сжигается адреналин. Так, если находитесь на работе, займитесь любым видом деятельности: переберите бумаги; полейте цветы; заварите чай; переставьте стол; пройдите несколько раз в быстром темпе по коридору; зайдите в туалетную комнату и подержите 4-5 минут руки под холодной водой; подойдите к окну и посмотрите на небо, деревья. Если же находитесь дома, то постарайтесь выйти на улицу и побегать или походить в быстром темпе 10-1 5 минут; примите контрастный душ; перемойте скопившуюся посуду. Постарайтесь практиковать данный метод как можно чаще в те моменты, когда чувствуете, что теряете самоконтроль. Тогда данный способ войдет у вас в привычку. Кроме того, постарайтесь хотя бы раз в неделю заниматься делом, которое вас радует, успокаивает и приносит удовлетворение.

      Метод визуализации - мысленно выразите свои чувства и переживания или  что-то сделайте человеку, который вызвал негативную реакцию. Он приемлем тогда, когда не можете излить свое раздражение, например, на руководителя или если предполагаете, что ваш гнев только ухудшит и без того напряженную ситуацию. В результате добьетесь освобождения от гнева, ничем при этом не рискуя.

      «Заземление» - представьте: гнев входит в вас  от оппонента как пучок отрицательной  энергии. Затем представьте себе, как эта энергия опускается в  ноги и свободно уходит в землю.

      Метод «уменьшения оппонента в росте» - представьте себе, что в ходе общения ваш оппонент настолько уменьшается в росте, что превращается в комок грязи, в которую можете наступить, а голос его при этом становится все слабее и слабее. В результате он покажется менее значительным и влиятельным.

      Метод «настроение» - возьмите цветные фломастеры или карандаши и расслабленной левой рукой начните рисовать любой рисунок: линии, пятна, фигуры и т.п. Постарайтесь полностью погрузиться в свои переживания, т.е. выбрать и провести линии в соответствии со своим настроением, как бы материализуя на бумаге свои переживания. Зарисовав весь лист бумаги, переверните его и на обратной стороне напишите 8-10 слов, отражающих ваше настроение (переживание). Пишите те слова, которые первыми приходят в голову, долго не думая. Затем еще раз посмотрите на рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и энергично, с удовольствием разорвите его. Скомкайте изорванные куски листа и выбросьте их в мусорное ведро. Вместе с выброшенным рисунком вы избавляетесь от плохого настроения и обретаете успокоение.

      Метод «внутренний луч» - можно использовать на начальной стадии раздражения, когда происходит нарушение самоконтроля, исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение. Для его выполнения необходимо расслабиться и представить следующие картинки. В верхней части головы возникает светлый луч, который движется сверху вниз и медленно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и приятным светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляются складки на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Светлый внутренний луч создает внешность нового спокойного, уверенного и благополучного человека.

      Упражнение: «мой дом» («моя комната»). Для его  реализации необходимо сесть, расслабиться и начать строить в воображении свой любимый дом или комнату с видом на речку, озеро, лес или куда-то еще. Обставьте его, как вы хотите, представьте свое кресло, любимое место в нем.   Запомните его и мысленно уходите в него отдыхать в любое время в течение дня. Побудьте в нем 5-7 минут, и вы ощутите прилив сил. Существует еще один способ снятия психологического напряжения, который состоит в том, чтобы не просто взглянуть на ситуацию, которая привела к такому состоянию, а спросить себя: «Какой урок я могу извлечь из этой ситуации, чтобы быть подготовленным к аналогичным случаям в будущем? Как я могу приобрести уверенность в себе, если столкнусь с подобным случаем снова?» Такой подход поможет освободиться от отрицательных эмоций, поскольку научит поступать грамотно в аналогичных ситуациях и избежать стресса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей. К сожалению, этот все возрастающий интерес в немалой степени связан и с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур, и отдельных людей в практической помощи в разрешении конфликтов.

      Соблюдение  общечеловеческих этических норм и  правил разрешения конфликтов является важнейшим условием формирования здоровых и цивилизованных взаимоотношений. Большую роль при разрешении конфликтов играют психологические особенности  личности, особенности людей.

      Не  менее важно и то, что взгляды, жизненные правила, подходы можно  и нужно трансформировать, приспосабливаясь к людям, с которыми приходится работать, и в то же время предоставлять  другим возможность приспосабливаться  к самому себе. У каждого должен быть свой уровень нравственности, ниже которого нельзя опуститься. Перешагнуть такой предел – значит, потерять собственное достоинство, уверенность в себе, а без них нет успеха в бизнесе, в деловой жизни.

      Руководителям особенно важно понимать свою большую социальную ответственностью. Это проявляется в ориентации на человека во всех его проявлениях - уважение, социальная помощь, поддержка. Нравственное и моральное здоровье любого трудового коллектива, как правило, обеспечиваются этическими канонами менеджмента. 
 

Список  используемой литературы 

  1. Адаир Д. Эффективная  коммуникация. - М.: Эксмо, 2006.
  2. Барташев А.В. Психология личности и общения. -М.: ВЛАДОС, 2005.
  3. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: ИНФРА-М, 2007.
  4. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб.пособие для студентов вузов / Автор-составитель И.Н.Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  5. Деловое общение: Учебно-методические материалы / В.В.Сорочан – М.: МИЭМП, 2007.
  6. Зельдович Б.З. Деловое общение: Учебное пособие. — М: Издательство «Альфа-Пресс», 2007.
  7. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004.
  8. Панфилова А. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – М.: Знание, 2005.
  9. Покровская Е. А., Лобанов И. Б. Бизнес-коммуникации. – М.: Издат. Дом «Дашков и К», 2006.
  10. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  11. Чеховских М. И. Психология делового общения. - М.: ООО «Новое знание», 2006.

Информация о работе Конфликты в деловом общении