Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:38, контрольная работа
1. Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой деятельности. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б. Вул, «жизнь — процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим». Поэтому каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении; к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Поскольку каждый конфликт всегда связан с эмоциями, то человек начинает испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью.
Введение 3
Конфликты: виды, структура, стадии протекания 5
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения 8
Стратегия поведения в конфликтной ситуации 12
Конфликты в личностно-эмоциональной сфере 21
Правила поведения в условиях конфликта 24
Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта 25
Заключение 29
Список используемой литературы 30
Приложение 1. Тест К. Томаса «Ваш способ реагирования в конфликте» 31
4)
«Бесконфликтный» — человек,
сознательно уходящий от
5) «Практик» — действующий под лозунгом «Лучшая защита — нападение». Для такого человека самым важным является преобразование среды, внешнего окружения, изменения позиций других людей, что может приводить к разнообразным столкновениям, напряженности в отношениях.
Существуют и другие типологии трудных людей. Так, Роберт Брэмсон в книге «Общение с трудными людьми» выделяет следующие типы трудных людей, с которыми ему пришлось работать в различных фирмах:
Можно
выделить и другие типы трудных людей,
но правила поведения с ними, в
общем, одинаковы. Таким образом, в
конфликтной ситуации или в общении
с трудным человеком вы должны
попытаться увидеть в нем не только друга,
но и лучшие качества, поскольку вы уже
не сможете изменить ни систему его взглядов
и ценностей, ни его психологические особенности
и особенности его нервной системы, т.е.
необходимо подобрать к нему «ключик»,
исходя из вашего жизненного опыта и желания
не осложнять ситуацию и не доводить человека
до стресса. Если же не смогли к нему «подобрать
ключ», то остается одно-единственное
средство — перевести такого человека
в разряд стихийного бедствия.
5.
Правила поведения в
условиях конфликта
Поскольку
конфликты часто порождают
Практика делового общения - Правила повеления в условиях конфликта
1.
Помните, что в конфликте у
человека доминирует не разум,
а эмоции, что ведет к аффекту,
когда сознание просто
2.
Стремитесь к уважительной
3. Стремитесь вести обсуждение не по поводу занимаемых сторонами позиций, а по существу проблемы, основываясь на объективных критериях. Старайтесь выслушать собеседника, так как умение слушать является одним из критериев коммуникабельности.
4.
Придерживайтесь
5. Осознайте значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос: «Что будет, если выход не будет найден?» Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему.
6. Если вы и ваш собеседник раздражены и агрессивны, то необходимо снизить внутреннее напряжение, «выпустить пар». Но разрядиться на окружающих - это не выход, а выходка. Но если уж так получилось, что потеряли контроль над собой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.
7.
Ориентируйтесь на
8. Предложите собеседнику встать на ваше место и спросите: «Если бы вы были на моем месте, то чтобы вы сделали?» Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации.
9.
Не преувеличивайте свои
10.
Независимо от результатов разрешения
противоречий старайтесь не разрушить
отношения. Надеемся, что данные советы
помогут в вашей практической деятельности
по продуктивному и творческому разрешению
конфликтных ситуаций.
6.
Методы снятия
психологического
напряжения в условиях
конфликта
В психологии проведено много исследований по изучению возможностей индивидуальной и групповой психокоррекции конфликтного поведения:
Приведем
некоторые из методов, приемов, благодаря
которым можно снять
Практика делового общения - Методы, позволяющие снять напряжение.
Метод переключения на другой вид деятельности - связан с двигательной активностью, требующей физического напряжения, благодаря которой сжигается адреналин. Так, если находитесь на работе, займитесь любым видом деятельности: переберите бумаги; полейте цветы; заварите чай; переставьте стол; пройдите несколько раз в быстром темпе по коридору; зайдите в туалетную комнату и подержите 4-5 минут руки под холодной водой; подойдите к окну и посмотрите на небо, деревья. Если же находитесь дома, то постарайтесь выйти на улицу и побегать или походить в быстром темпе 10-1 5 минут; примите контрастный душ; перемойте скопившуюся посуду. Постарайтесь практиковать данный метод как можно чаще в те моменты, когда чувствуете, что теряете самоконтроль. Тогда данный способ войдет у вас в привычку. Кроме того, постарайтесь хотя бы раз в неделю заниматься делом, которое вас радует, успокаивает и приносит удовлетворение.
Метод визуализации - мысленно выразите свои чувства и переживания или что-то сделайте человеку, который вызвал негативную реакцию. Он приемлем тогда, когда не можете излить свое раздражение, например, на руководителя или если предполагаете, что ваш гнев только ухудшит и без того напряженную ситуацию. В результате добьетесь освобождения от гнева, ничем при этом не рискуя.
«Заземление»
- представьте: гнев входит в вас
от оппонента как пучок
Метод «уменьшения оппонента в росте» - представьте себе, что в ходе общения ваш оппонент настолько уменьшается в росте, что превращается в комок грязи, в которую можете наступить, а голос его при этом становится все слабее и слабее. В результате он покажется менее значительным и влиятельным.
Метод «настроение» - возьмите цветные фломастеры или карандаши и расслабленной левой рукой начните рисовать любой рисунок: линии, пятна, фигуры и т.п. Постарайтесь полностью погрузиться в свои переживания, т.е. выбрать и провести линии в соответствии со своим настроением, как бы материализуя на бумаге свои переживания. Зарисовав весь лист бумаги, переверните его и на обратной стороне напишите 8-10 слов, отражающих ваше настроение (переживание). Пишите те слова, которые первыми приходят в голову, долго не думая. Затем еще раз посмотрите на рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и энергично, с удовольствием разорвите его. Скомкайте изорванные куски листа и выбросьте их в мусорное ведро. Вместе с выброшенным рисунком вы избавляетесь от плохого настроения и обретаете успокоение.
Метод «внутренний луч» - можно использовать на начальной стадии раздражения, когда происходит нарушение самоконтроля, исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение. Для его выполнения необходимо расслабиться и представить следующие картинки. В верхней части головы возникает светлый луч, который движется сверху вниз и медленно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и приятным светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляются складки на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Светлый внутренний луч создает внешность нового спокойного, уверенного и благополучного человека.
Упражнение:
«мой дом» («моя комната»). Для его
реализации необходимо сесть, расслабиться
и начать строить в воображении свой любимый
дом или комнату с видом на речку, озеро,
лес или куда-то еще. Обставьте его, как
вы хотите, представьте свое кресло, любимое
место в нем. Запомните его и мысленно
уходите в него отдыхать в любое время
в течение дня. Побудьте в нем 5-7 минут,
и вы ощутите прилив сил. Существует еще
один способ снятия психологического
напряжения, который состоит в том, чтобы
не просто взглянуть на ситуацию, которая
привела к такому состоянию, а спросить
себя: «Какой урок я могу извлечь из этой
ситуации, чтобы быть подготовленным к
аналогичным случаям в будущем? Как я могу
приобрести уверенность в себе, если столкнусь
с подобным случаем снова?» Такой подход
поможет освободиться от отрицательных
эмоций, поскольку научит поступать грамотно
в аналогичных ситуациях и избежать стресса.
Заключение
К
проблемам возникновения и
Соблюдение общечеловеческих этических норм и правил разрешения конфликтов является важнейшим условием формирования здоровых и цивилизованных взаимоотношений. Большую роль при разрешении конфликтов играют психологические особенности личности, особенности людей.
Не менее важно и то, что взгляды, жизненные правила, подходы можно и нужно трансформировать, приспосабливаясь к людям, с которыми приходится работать, и в то же время предоставлять другим возможность приспосабливаться к самому себе. У каждого должен быть свой уровень нравственности, ниже которого нельзя опуститься. Перешагнуть такой предел – значит, потерять собственное достоинство, уверенность в себе, а без них нет успеха в бизнесе, в деловой жизни.
Руководителям
особенно важно понимать свою большую
социальную ответственностью. Это проявляется
в ориентации на человека во всех его проявлениях
- уважение, социальная помощь, поддержка.
Нравственное и моральное здоровье любого
трудового коллектива, как правило, обеспечиваются
этическими канонами менеджмента.
Список
используемой литературы