Конфликты как фактор развития организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Поэтому цель нашей работы заключается в следующем: проанализировать конфликт в ИП Моргунова Т. В и выявить его влияние на развитие организации.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

- изучить теоретический материал о конфликтах, их разновидностях и способах управления конфликтной ситуацией;

- выделить критерии, по которым нужно оценить конфликт в организации;

- применить полученные теоретические знания о способах управления конфликтной ситуацией в ИП Моргунова Т.В.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы конфликта.

Понятие конфликта, классификация конфликтов.
Причины возникновения конфликтов, формы разрешения конфликтов в организациях
Конфликт как фактор развития организации


Глава 2. Анализ организационного конфликта на примере организации ИП Моргунова Т. В., закусочная «У Татьяны»

2.1. Анализ конфликта в ИП Моргунова Т. В.

2.2. Влияние конфликта в ИП Моргунова Т. В. на развитие организации


Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсач. начало..doc

— 235.50 Кб (Скачать)

     Внутриличностный  конфликт — это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов  и поведения у одного и того же человека.

     Разные  науки исследуют конфликты и конфликтные ситуации, поэтому у конфликта имеется множество толкований и определений. Чтобы проанализировать конфликт следует рассмотреть и изучить его структуры. Различают большое количество классификации конфликтов,  в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. 

    1. Причины возникновения конфликтов, формы разрешения конфликтов в организациях
 

     У всех конфликтов есть несколько причин. Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его9.

     Среди огромного множества причин конфликтов, прежде всего, выделим так называемые общие причины, которые проявляются, так или иначе, практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины, которые выделяет С.С. Фролов10:

- социально-политические и экономические причины (связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране);

- социально-демографические причины (отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.);

- социально-психологические причины (отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.)

- индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).

     Вторую  группу причин в нашей классификации  назовем частными11. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Здесь мы назовем лишь некоторые из них:

     • неудовлетворенность условиями  деятельности;

     • нарушение служебной этики;

     • нарушение трудового законодательства;

     •ограниченность ресурсов необходимость распределения и перераспределения ресурсов практически неизбежно приводит к различным видам конфликтов;

     • различия в целях  - возможность возникновения конфликта возникает по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения;

      • различия в ценностях, средствах достижения целей – люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и способы достижения целей, которые по их мнению, благоприятны для группы или личных потребностей;

     • неудовлетворительные коммуникации – плохая передача информации может быть как причиной, так и следствием конфликта.

     Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.

     Важным  аспектом во взаимодействии с персоналом выступает умение разрешать конфликты на предприятии.

     Выделяют  два основных блока методов разрешения организационных конфликтов: межличностные и структурные методы12.

     При рассмотрении межличностных методов мы объединили несколько классификаций, а именно: стратегии разрешения конфликтных ситуаций К.У. Томасом и Р.Х. Килменном13 и методы Пригожина А. И 14.

     Они указывают, что существуют семь основных стилей:

- избегание (уклонение);

- сглаживание; 

- соперничество;

- приспособление (уступки);

- компромисс;

- сотрудничество;

- принуждение.

     Эти стратегии различаются по степени  удовлетворения интересов каждой из сторон.

     Избегание (уклонение) - человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, "уходит". Такая стратегия оптимальна, когда ситуация не особенно значима для нас и не стоит того, чтобы тратить свои силы и ресурсы.

     Сглаживание характеризуется поведением и убеждением в том, что проблему не стоит рассматривать  в силу её несущественности, а как  следствие этого – игнорирование  существования конфликта.

     Соперничество - удовлетворение только своих интересов, не принимая в расчет интересы другой стороны. Такая стратегия часто является вполне логичной, например, в спортивных соревнованиях, при поступлении по конкурсу в ВУЗ, при трудоустройстве. Но иногда противостояние приобретает деструктивный характер - "победа любой ценой", применяются нечестные и жестокие приемы.

     Приспособление (уступки) - уступчивость оппоненту, вплоть до полной капитуляции перед его требованиями. Уступки могут демонстрировать добрую волю, ослабить напряженность в отношениях, даже переломить ситуацию от конфронтации к сотрудничеству. Такая стратегия сберегает ресурсы и сохраняет отношения. Но иногда уступка воспринимается как проявление слабости, что может привести к эскалации конфликта. Мы можем обмануться, ожидая ответных уступок от оппонента.

     Компромисс - взаимные уступки сторон. Идеальный компромисс - удовлетворение интересов каждой из сторон на половину. Но часто какая-то сторона делает большие уступки по сравнению с другой (или ей это только кажется), что может привести в будущем к еще большему обострению отношений. Часто компромисс - это временный выход, так как ни одна из сторон не удовлетворила свои интересы полностью.

     Сотрудничество - удовлетворение интересов обеих сторон.

     Для сотрудничества необходим переход от отстаивания своих позиций к более глубокому уровню, на котором обнаруживается совместимость и общность интересов. При данной стратегии хорошо разрешается конфликт, сохраняются партнерские отношения во время конфликта и после него. Для сотрудничества необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон, а также время и ресурсы.

     Принуждение представляет собой попытку заставить  принять свою точку зрения любой  ценой. Недостаток такого метода –  подавление инициативы подчинённых.

     Ни  одна из стратегий не может быть однозначно "хорошей" или "плохой". Каждая из них может быть оптимальной  в конкретной ситуации.

     Ещё одним методом разрешения конфликтов являются переговоры. Теория переговоров разработана американскими конфликтологами Фишером Р., Юри У., Деном Д.15

     Переговоры - это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью  достижения согласия. Они выступают  некоторым продолжением конфликта  и в то же время служат средством  его преодоления.

     Наиболее универсальная и успешная форма урегулирования разногласий осуществляется при помощи переговорного процесса в специфической форме - медиацией. Медиация – процесс, при котором нейтральный квалифицированный специалист-посредник, владеющий специальной технологией, помогает сторонам, вовлечённым в конфликт, достичь взаимоприемлемого урегулирования спора путём переговоров16.

     Переговоры, будучи разговором о противоречиях, обусловленным стремлением их разрешить, включают в себя различные типы действий. Это могут быть просьбы, требования, предложения, обещания, отказы и пр.

     Прежде  чем приступить к посредничеству в конфликте и переговорному  процессу, менеджер или конфликтолог (медиатор) должны знать: кто участвует в конфликте, что лежит в основе конфликта, на какой стадии находится конфликт, каковы различия между проблемами, интересами в конкретной ситуации17.

     Все эти вопросы выясняются до начала переговоров, после такой, предварительной, оценки конфликта делается вывод  о возможности или невозможности проведения переговоров. Реальный процесс урегулирования конфликта следует согласовывать с содержанием работы на каждом из трёх возможных этапов:

  1. Подготовка переговоров:

    - встреча  с каждой стороной;

    - предварительная  оценка конфликта;

    - разработка  повестки дня переговоров;

    - проверка  готовности участников к переговорам.

      2. Ведение переговоров:

           - привлечение всех сторон, включенных в конфликтную ситуацию;

    - обсуждение  повестки дня переговоров;

    - принятие  соглашения по процедурным вопросам;

    - поочерёдное  слушание каждой стороны;

    - вычленение  интересов, проблем, предложений;

    - раздельное  слушание сторон;

    - расчленение  проблемы;

    - подведение  к первому предложению;

    - выдвижение  альтернатив;

    - работа  с эмоциональной стороной конфликта;

    - поиск  подходов к соглашению, формулирование  предложений;

    - выработка  уступок.

       3.  Завершение переговоров:

    - выработка  соглашения, его проверка на реальность  принятие и подписание;

    - принятие  мер по предотвращению «послеконфликта».

     Поскольку сами переговоры по поводу конфликтов - это явление, в основе которых лежит общение в сложных условиях, то менеджеру необходимо владеть специальными знаниями и умениями и в этой области.

     Овладение техниками и технологиями деятельности менеджера, как медиатора, осуществляется в ходе специальных тренингов и достаточно продолжительной практической работы с реальными конфликтами. Ниже рассмотрены некоторые рекомендации, регламентирующие поведение менеджера (посредника, медиатора) и конфликтующих сторон, которые обеспечивают конструктивность переговоров:

  • Конфликтующие стороны принимают менеджера и доверяют ему ведение процесса, переговоров.
  • Менеджер должен быть лицом нейтральным, не вовлечённым в конфликт и не становящимся ни на одну из сторон.
  • Стороны «терпят» присутствие менеджера, соблюдают процедурные соглашения, учитывают рекомендации при поиске подходов к соглашению и выработке его конкретного содержания.
  • Менеджер подводит стороны к максимальному раскрытию существа их интересов, вместе с ними убеждается в реалистичности их требований, мер и предложений.
  • В ходе переговоров менеджер собирает информацию, выясняет проблему, стороны принимают решение под его руководством.
  • Менеджер помогает интегрировать информацию (объединить) информацию, раскрыть содержание проблем, проявиться чувствам, найти зоны пересечения интересов  и возможных уступок.

     В настоящее время накоплен немалый  опыт решения проблемных ситуаций неравновесных  межличностных отношений с помощью  многообразных, достаточно эффективных  техник и технологий. Технологии (стратегии или совокупность принципов)- это объединение отдельных техник (приёмов, методик, тактик), предполагающее определённую их последовательность в рамках одной или нескольких теорий, позволяющих подойти к изучаемому явлению (конфликту) с разных сторон и обеспечить целостность рассмотрения процесса в интересах реальной практики управления18.

     Структурный подход к предупреждению конфликтов основан в первую очередь на предвосхищении и блокировании конфликтогенных источников. Этот подход связан с использованием изменений в структуре организации для разрешения конфликтов, уже получивших развитие. Он направлен на снижение интенсивности конфликта. При этом деятельность осуществляется в следующих направлениях:

Информация о работе Конфликты как фактор развития организации