Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 19:21, курсовая работа
Поэтому цель нашей работы заключается в следующем: проанализировать конфликт в ИП Моргунова Т. В и выявить его влияние на развитие организации.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретический материал о конфликтах, их разновидностях и способах управления конфликтной ситуацией;
- выделить критерии, по которым нужно оценить конфликт в организации;
- применить полученные теоретические знания о способах управления конфликтной ситуацией в ИП Моргунова Т.В.
Введение
Глава 1. Теоретические основы конфликта.
Понятие конфликта, классификация конфликтов.
Причины возникновения конфликтов, формы разрешения конфликтов в организациях
Конфликт как фактор развития организации
Глава 2. Анализ организационного конфликта на примере организации ИП Моргунова Т. В., закусочная «У Татьяны»
2.1. Анализ конфликта в ИП Моргунова Т. В.
2.2. Влияние конфликта в ИП Моргунова Т. В. на развитие организации
Заключение
Список использованной литературы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ТЮМЕНСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ МИРОВОЙ
ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Кафедра
национальной экономики и менеджмента
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине: Менеджмент
на тему:
«Конфликты как фактор развития организации»
Выполнил: студентка
III курса спец-ть МЭ
171 группы
Моргунова Ю. Д.
Проверил:
Серочудинов
Е. С.
Тюмень
2009
План
Введение
Глава 1. Теоретические основы конфликта.
Глава 2. Анализ организационного конфликта на примере организации ИП Моргунова Т. В., закусочная «У Татьяны» 2.1. Анализ конфликта в ИП Моргунова Т. В. 2.2. Влияние
конфликта в ИП Моргунова Т. В. на развитие
организации Заключение Список
использованной литературы Приложение |
5 5 9 19 22 22 27 |
Введение
Конфликты существуют с момента возникновения первых попыток общения. С течением времени взаимоотношения людей друг к другу менялось, а вместе с ними менялись и виды конфликтных ситуаций.
Сегодня
никому не надо доказывать, что проблема,
связанная с изучением
Организация – это один из примеров такого взаимодействия. Умение управлять конфликтами в предприятии имеет немаловажное значение, так как от действий менеджера может зависеть то, как в дальнейшем будет развиваться организация. Поэтому цель нашей работы заключается в следующем: проанализировать конфликт в ИП Моргунова Т. В и выявить его влияние на развитие организации.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретический
- выделить критерии, по которым нужно оценить конфликт в организации;
- применить полученные
Объект данного исследования – ИП Моргунова Т. В.
Предмет курсовой работы – конфликт как фактор развития организации.
Для
решения задач требуется ознакомиться
с существующей мировой и отечественной
практикой, проанализировать накопленный
(в том числе - и отрицательный) опыт.
Это позволит объективно оценить ситуацию
на предприятии и принять эффективные
решения.
Глава 1. Теоретические аспекты конфликта
1.1.
Понятие конфликта, классификация конфликтов
в организации
Количество определений понятия «конфликт» сложно поддается подсчету: в каждой научной дисциплине есть свой комплекс его определений, отражающий основные направления, школы, подходы, точки зрения.
В рамках предмета этика выделяют несколько подходов: общий, немарксистские этические концепции, марксистская этика:
- общий подход, конфликт - специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: поступок во имя одной моральной нормы одновременно ведет к нарушению другой1.
- немарксистские этические
- марксистская этика рассматривает конфликт как специфическое отражение социальных противоречий2;
В психиатрии также рассматриваются несколько подходов:
- психиатрия, конфликт - существование одновременно противоположно направленных и несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельного индивида (внутрипсихический конфликт) или между людьми в структуре межличностных отношений отдельных индивидов или групп3;
- психиатрия, конфликт внутрипсихический
- разновидность конфликта психического,
столкновение приблизительно равных по
силе, но противоположно направленных
мотивов, потребностей, влечений и т.д.4
В рамках социологии выделяют несколько определений:
- социология, конфликт - столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп и институтов, общества в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов;5
- конфликт - неизбежное явление в истории человеческого общества, социальная форма борьбы за существование, стимул и важнейший механизм общественного развития.
Адекватным предмету менеджмент является определение, выведенное из всех вышеперечисленных понятий, а именно: конфликт – ситуация предельного случая обострения противоречий в трудовом коллективе, специфической формы социального конфликта, возникающей в результате появления и преодоления противоречий в трудовой деятельности.
Анализ конфликта включает рассмотрение его структуры и функций. Не зная того и другого, трудно управлять конфликтными отношениями и вообще осмысленно подходить к этому явлению.
Представленная ниже структура сгруппирована из нескольких, мы соединили структуру А.С. Кармина и структуру Энтони Гидденса6.
В структуру конфликта входят:
- объект конфликтной ситуации;
- стороны,
участвующие в конфликте (
- цели, субъективные мотивы участников конфликта;
- представления о ситуации;
- действия (агрессивного или защитного порядка, например: аргументы в свою пользу, стремление нанести ущерб противнику, привлечь на свою сторону третью силу и т. д.)
- эмоциональное возбуждение (гнев, обида, ненависть, раздражение, страх и т. п.).
Рис. 1.1. Структура конфликта
Источник:
А.С. Кармин. Конфликтология. http://www.mista.ru/psy/
Существует многовариантная классификация конфликтов в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. В данной работе мы проанализировали классификацию конфликтов по данным энциклопедии менеджмента7 и классификацию словаря-справочника «Управление персоналом»8 и сгруппировали следующую систему:
1) По направленности конфликты делятся на:
- горизонтальные (конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга);
- вертикальные (в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого);
- смешанные (представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие);
2) По значению для группы и организации конфликты делятся на:
- конструктивные (созидательные, позитивные);
- деструктивные (разрушительные, негативные).
3) По характеру причин конфликты можно разделить на:
- объективные (порождены объективными причинами, чаще разрешается конструктивно);
- субъективные (субъективными, личностными, чаще разрешается деструктивно).
4) По типу социальной формализации:
- официальные (формальные);
- неофициальные (неформальные).
Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными».
5) По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:
- развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;
- способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.
6) По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на:
- межгрупповые;
- межличностные;
- конфликт между личностью и группой;
- внутриличностные.
Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.).
Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками.
Конфликт между личностью и группой имеет много общего с межличностным, однако, он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный и/или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т. д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает.
Информация о работе Конфликты как фактор развития организации