Конфликты их виды и способы урегулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Цель представленной курсовой работы – определить теоретическую базу понятия «конфликт»: рассмотреть различные точки зрения на сущность конфликта, показать, какие формы он принимает, по каким причинам возникает, как развивается и какие последствия имеет. Исходя из основных целей работы, определим основные задачи: разобрать способы управления конфликтами, процедуры по их разрешению, проанализировать их эффективность, рассмотреть и определить специфику конфликтов на российских предприятиях.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы возникновения и развития конфликтов
1.1.Общая характеристика конфликта…………………………………….3
1.2.Причины возникновения конфликтов………………………………...11
1.3.Развитие конфликта……………………………………………………16
1.4 Последствия конфликта………………………………………………..19
Глава 2. Практические рекомендации по предупреждению и разрешению конфликтов в организации
2.1.Методы профилактики конфликтов в организации ……………….....20
2.2. Стили конфликтного поведения………………………………………24
2.3. Способы разрешения конфликтов…………………………………….30
2.4.Методика урегулирования конфликтов…………………………….....32
Введение………………………………………………………………….....39
Заключение……………………………………………………………….....41
Список используемой литературы………………………………..……….42

Работа содержит 1 файл

Конфликты их виды и способы урегулирования..doc

— 228.50 Кб (Скачать)

 

Уклонение бывает вполне оправданным в условиях межличностного конфликта, возникающего по причинам субъективного, эмоционального порядка. Этот стиль чаще всего используют реалисты по натуре. Люди такого склада, как правило, трезво оценивают преимущества и слабости позиций конфликтующих сторон. Даже будучи задетыми за живое, они остерегаются (безоглядного ввязывания в «драку», не спешат принимать вызов на обострение столкновения, понимая, что нередко единственным средством выигрыша в межличностном споре оказывается уклонение от участия в нем.

 

Иное дело, если конфликт возник на объективной основе. В  такой ситуации уклонение и нейтралитет могут оказаться неэффективными, поскольку спорная проблема сохраняет свое значение, причины, ее породившие, сами собой не отпадают, а еще более усугубляются.

 

Приспособление как  стиль пассивного поведения отличается склонностью участников конфликта смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредством уступчивости, доверия, готовности к примирению. В отличие от уклонения этот стиль предполагает в большей мере учитывать интересы оппонентов и не избегать совместных с ними действий. Обычно приспособлению дают выход в тех ситуациях, когда:

 

• участник конфликта  не очень-то озабочен возникшей проблемой, не считает ее достаточно существенной для себя и потому проявляет готовность принять во внимание интересы другой стороны, уступая ей, если обладает более высоким рангом или приспосабливаясь к ней, если оказывается рангом ниже;

27

• оппоненты демонстрируют  сговорчивость и намеренно уступают друг другу в чем-то, считаются  с тем, что, мало теряя, приобретают больше, в том числе добрые взаимоотношения, обоюдное согласие, партнерские связи;

 

• создается тупиковая  ситуация, требующая ослабления накала страстей, принесения какой-то жертвы ради сохранения мира в отношениях и предупреждения конфронтационных действий, не поступаясь, конечно, своими принципами, в первую очередь нравственными;

 

• имеется искреннее  желание одной из конфликтующих  сторон оказать поддержку оппоненту, при этом чувствовать себя вполне удовлетворенным своей добросердечностью;

 

• проявляется соревновательное взаимодействие оппонентов, не направленное на жесткую конкуренцию, непременное  нанесение ущерба другой стороне.

 

Приспособление применимо  при любом типе конфликтов. Но, пожалуй, этот стиль поведения наиболее подходит к конфликтам организационного характера, в частности по иерархической вер­тикали: нижестоящий — вышестоящий, подчиненный — начальник и т.д. В таких ситуациях бывает крайне необходимо дорожить поддержанием взаимопонимания, дружественного расположения и атмосферы делового сотрудничества, не давать простора запальчивой полемике, выражению гнева и тем более угроз, быть постоянно готовым поступиться собственными предпочтениями, если они способны нанести урон интересам и правам оппонента.

 

Разумеется, стиль приспособления, выбранный в качестве образца конфликтного поведения, может оказаться и мало эффективным. Он вовсе не приемлем в ситуациях, когда субъекты конфликта охвачены чувством обиды и раздражения, не хотят отвечать друг другу доброжелательной взаимностью, а их интересы и цели не поддаются сглаживанию и согласованию.

 

Конфронтация по своей  направленности ориентирована на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, добиваться осуществления собственных  интересов без учета интересов  других сторон, непосредственно участвующих в конфликте, а то и в ущерб им. Применяющий подобный стиль поведения стремится навязать другим свое решение проблемы, уповает только на свою силу, не приемлет совместных действий. При этом проявляются элементы максимализма, волевой напор, желание любым путем, включая силовое давление, административные и экономические санкции, запугивание, шантаж и т.п., принудить оппонента принять оспариваемую им точку зрения, во что бы то ни стало взять верх над ним, одержать победу в конфликте. Как правило, конфронтацию избирают в тех ситуациях, когда:

 

28

• проблема имеет жизненно важное значение для участника конфликта, считающего, что он обладает достаточной  силой для ее быстрого решения  в свою пользу;

 

• конфликтующая сторона  занимает весьма выгодную для себя, по сути беспроигрышную позицию и располагает возможностями использовать ее для достижения собственной цели;

 

• субъект конфликта  уверен, что предлагаемый им вариант  решения проблемы наилучший в  данной ситуации, и вместе с тем, имея более высокий ранг, настаивает на принятии этого решения;

 

• участник конфликта  в данный момент лишен другого  выбора и практически не рискует  что-либо потерять, действуя решительно в защиту своих интересов и  обрекая оппонентов на проигрыш.

 

Конфронтация вовсе  не означает, что непременно употребляется грубая сила или делается ставка лишь на власть и высокий ранг того, кто добивается возобладания своего мнения, собственных интересов. Возможно, что настойчивое стремление выиграть противостояние опирается на более убедительные аргументы, на умение одного из оппонентов искусно драматизировать свои идеи, подавать их в эффектном изложении, в манере броского вызова.

 

Нельзя, однако, забывать, что любое давление, в какой  бы «элегантной» форме оно ни происходило, может обернуться взрывом необузданных эмоций, разрушением уважительных и доверительных отношений, чрезмерно негативной реакцией со стороны тех, кто окажется побежденным и не оставит попыток добиться реванша.

 

Потому конфронтационность, желание считать себя всегда правым — мало пригодный стиль поведения в большей части межличностных конфликтов, не лучший вариант сохранения здоровой морально-психологической атмосферы в организации, создания условий, позволяющих сотрудникам ладить друг с другом.

 

Сотрудничество, как и  конфронтация, нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. Но в отличие от конфронтационного стиля сотрудничество предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, который отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон. Это возможно при условии своевременной и точной диагностики проблемы, породившей конфликтную ситуацию, уяснения как внешних проявлений, так и скрытых причин конфликта, готовности сторон действовать совместно ради достижения общей для всех цели.

29

Стиль сотрудничества охотно используется теми, кто воспринимает конфликт как нормальное явление  социальной жизни, как потребность  решить ту или иную проблему без  нанесения ущерба какой-либо стороне. В конфликтных ситуациях возможность  сотрудничества появляется в тех случаях, когда:

 

• проблема, вызвавшая  разногласия, представляется важной для  конфликтующих сторон, каждая из которых  не намерена уклоняться от ее совместного  решения;

 

• конфликтующие стороны  имеют примерно равный ранг или вовсе  не обращают внимания на разницу в своем положении;

 

• каждая сторона желает добровольно и на равноправной основе обсудить спорные вопросы, с тем  чтобы, в конечном счете, прийти к  полному согласию относительно взаимовыгодного  решения значимой для всех проблемы;

 

• стороны, вовлеченные в конфликт, поступают как партнеры, доверяют друг другу, считаются с потребностями, опасениями и предпочтениями оппонентов.

 

Выгоды сотрудничества несомненны: каждая сторона получает максимум пользы при минимальных  потерях. Но такой путь продвижения к положительному исходу конфликта по-своему тернист. Он требует времени и терпения, мудрости и дружеского расположения, умения выразить и аргументировать свою позицию, внимательного выслушивания оппонентов, объясняющих свои интересы, выработки альтернатив и согласованного выбора из них в ходе переговоров взаимоприемлемого решения. Наградой за общие усилия служат конструктивный, всех устраивающий результат, совместно найденный оптимальный выход из конфликта, а также укрепление партнерского взаимодействия.

 

Компромисс занимает срединное место в сетке стилей конфликтного поведения. Он означает расположенность  участника (участников) конфликта к  урегулированию разногласия на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов. Этот стиль в равной мере предполагает активные и пассивные действия, приложение индивидуальных и коллективных усилий. Стиль компромисса предпочтителен тем, что обычно преграждает путь к недоброжелательности, позволяет, хотя и отчасти, удовлетворить притязания каждой из вовлеченных в конфликт сторон. К компромиссу обращаются в ситуациях, когда:

 

• субъекты конфликта  хорошо осведомлены о его причинах и развитии, чтобы судить о реально  складывающихся обстоятельствах, всех «за» и «против» собственных интересов;

 

30

• равные по рангу конфликтующие  стороны, имея взаимоисключающие интересы, сознают необходимость смириться  с данным положением дел и расстановкой сил, довольствоваться временным, но подходящим вариантом разрешения противоречий;

 

• участники конфликта, обладающие разным рангом, склоняются к достижению договоренности, чтобы выиграть время и сберечь силы, не идти на разрыв отношений, избежать излишних потерь;

 

• оппоненты, оценив сложившуюся  ситуацию, корректируют свои цели с  учетом изменений, происшедших в процессе конфликта;

 

• все другие стили  поведения в данном конфликте  не приносят эффекта.

 

Способность к компромиссу  — признак реализма и высокой  культуры общения, т.е. качество, особо  ценимое в управленческой практике. Не следует, однако, прибегать к нему без нужды, торопиться с принятием компромиссных решений, прерывать тем самым обстоятельное обсуждение сложной проблемы, искусственно сокращать время на творческий поиск разумных альтернатив, оптимальных вариантов. Каждый раз нужно проверять, эффективен ли в данном случае компромисс по сравнению, например, с сотрудничеством, уклонением или приспособлением.

 

2.3. Способы разрешения  конфликтов

 

Стиль поведения в  конфликте совпадает по значению со способом его разрешения. Относительно общения между людьми стиль есть манера вести себя, совокупность характерных приемов, отличающих образ действий, т.е. в данном случае способ преодоления конфликтной ситуации, решения проблемы, приведшей к конфликту. Следовательно, путь к урегулированию конфликтов лежит через те же пять способов, что нашли графическое изображение в сетке Томаса — Киллмена а именно: уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс.

 

Определение стратегам  разрешения конкретного конфликта  связано с выбором способа  действий, равнозначного стилю конфликтного поведения. При этом приходится принимать в расчет ряд существенных обстоятельств, которые так или иначе сводятся к использованию мер стимулирования, включая убеждение и принуждение.

 

Во-первых, основная задача в урегулировании любого конфликта состоит в том, чтобы по возможности придать ему функционально-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от негативных последствий

 

31

противостояния или  острого противоборства. Такой результат  достижим, если участники конфликта проявят честный и доброжелательный подход к

улаживанию своих разногласий, общую в этом заинтересованность, если они приложат совместные усилия к поиску положительного решения  на основе консенсуса, т.е. устойчивого, стабильного согласия всех сторон.

 

При консенсусе вовсе  не обязательно, чтобы общее согласие было единогласием — полным совпадением  позиций всех участников процесса урегулирования конфликта. Достаточно того, чтобы отсутствовало  возражение кого-либо из оппонентов, ибо  консенсус несовместим с отрицательной позицией хотя бы одной из сторон, участвующих в конфликте. Конечно, тот или иной вариант согласия зависит от природы и типа конфликта, характера поведения его субъектов, а также от того, кто и как управляет конфликтом.

 

Во-вторых, возможен двоякий исход конкретного конфликта — его полное или частичное разрешение. В первом случае достигается исчерпывающее устранение причин, вызвавших конфликтную ситуацию, а при втором варианте происходит поверхностное ослабление разногласий, которые со временем могут вновь обнаружить себя.

 

При полном разрешении конфликт прекращается как на объективном, так и на субъективном уровнях. Конфликтная ситуация претерпевает кардинальные изменения, ее отражение в сознании оппонентов означает трансформацию, превращение «образа противника» в «образ партнера», а психологическая установка на борьбу, противодействие сменяется ориентацией на примирение, согласие, партнерское сотрудничество.

 

Частичное же разрешение не искореняет причины конфликта. Оно, как правило, выражает только внешнее изменение конфликтного поведения при сохранении внутреннего побуждения к продолжению противоборства. Сдерживающими факторами выступают либо волевые, идущие от разума аргументы, либо санкция сторонней силы, воздействующей на участников конфликта. Предпринимаемые меры направляются на то, чтобы убедить или заставить конфликтующие стороны прекратить враждебные действия, исключить чье-либо поражение, указать на средства, способствующие взаимопониманию.

 

В-третьих, отдельное  лицо или социальная группа, соотнося интересы конфликтующих сторон и параметры их поведения, выбирают приоритетный для себя способ разрешения конфликта, наиболее доступный и приемлемый в данных условиях. Необходимо понимание того, что не всякий стиль, следовательно, и способ подходят к конкретной ситуации. Каждый из способов эффективен лишь при разрешении определенного типа конфликтов.

 

32

Способ конфронтации часто избирают участники коллективных трудовых споров, локальных и всеобщих социальных конфликтов. Нередко они  доводят свои разногласия с работодателями по социально-трудовым проблемам до крайней формы — забастовки, пуская в ход угрозу нанесения ощутимого экономического ущерба, а также психологическое давление посредством проведения митингов, демонстраций и голодовок, выдвижение политических требований к органам власти и т.п. Сотрудничество — весьма результативный способ разрешения конфликтов в организациях, позволяющий путем открытого коллективного обсуждения, взаимного согласования достигать удовлетворения интересов конфликтующих сторон.

Информация о работе Конфликты их виды и способы урегулирования