Конфликты их виды и способы урегулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Цель представленной курсовой работы – определить теоретическую базу понятия «конфликт»: рассмотреть различные точки зрения на сущность конфликта, показать, какие формы он принимает, по каким причинам возникает, как развивается и какие последствия имеет. Исходя из основных целей работы, определим основные задачи: разобрать способы управления конфликтами, процедуры по их разрешению, проанализировать их эффективность, рассмотреть и определить специфику конфликтов на российских предприятиях.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы возникновения и развития конфликтов
1.1.Общая характеристика конфликта…………………………………….3
1.2.Причины возникновения конфликтов………………………………...11
1.3.Развитие конфликта……………………………………………………16
1.4 Последствия конфликта………………………………………………..19
Глава 2. Практические рекомендации по предупреждению и разрешению конфликтов в организации
2.1.Методы профилактики конфликтов в организации ……………….....20
2.2. Стили конфликтного поведения………………………………………24
2.3. Способы разрешения конфликтов…………………………………….30
2.4.Методика урегулирования конфликтов…………………………….....32
Введение………………………………………………………………….....39
Заключение……………………………………………………………….....41
Список используемой литературы………………………………..……….42

Работа содержит 1 файл

Конфликты их виды и способы урегулирования..doc

— 228.50 Кб (Скачать)

 

2. Межличностный конфликт. Это, пожалуй, самый распространенный  тип конфликта. Чаще всего этот  тип конфликта представляет собой  борьбу руководителей за ограниченные  человеческие или денежные ресурсы,  за время пользования оборудованием или одобрение какого-либо проекта. Цель этой борьбы склонить вышестоящее начальство к принятию решения, выгодного для данного субъекта. Кроме того, причинами межличностных конфликтов могут быть противопоставление руководителя коллективу, его неумение и нежелание сблизиться с неформальными лидерами; отсутствие четкости и конкретности в распределении сфер деятельности, прав, обязанностей, ответственности между подчиненными и уровня оплаты труда. Этот конфликт также может вырасти и из несоответствия взглядов, целей, ценностей сталкивающихся личностей.

 

3. Конфликт между личностью  и группой. Он возникает в  случае наличия противоречивых  ожиданий у группы людей и  ожиданиями отдельной 

 

9

личности, которая отказывается от соблюдения общепринятых и установленных группой норм поведения, лишаясь возможности быть в нее

включенной и соответственно удовлетворять свои социальные потребности. Конфликт между личностью и группой может возникнуть и в результате того, что занимаемая отдельной личностью позиция не совпадает с позицией группы. Человек, идущий против мнения группы - как бы близко к сердцу он ни принимал интересы своей организации - становится источником конфликта. Им также может оказаться и руководитель, вынужденный обеспечивать соответствующую производительность и следовать процедурам организации. Если дисциплинарные меры, принятые им, подчиненные сочтут необоснованными или нежелательными, группа может ответить на его действия изменением отношения к нему и возможным снижением производительности труда.

 

4. Межгрупповой конфликт. Примером такого конфликта является конфликт между формальными и неформальными группами, когда неформальные организации, считая, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться против него и снизить производительность труда. Другим примером межгруппового конфликта является конфликт между администрацией и профсоюзом. Различие целей может породить конфликт и между функциональными группами внутри организации, автономные действия которых приносят взаимный ущерб. Примеров может служить конфликт между отделом сбыта, ориентированным на покупателя, и производственным отделом, заботящимся о соотношении затрат и эффективности. Другой пример - когда одно подразделение старается увеличить прибыль путем продажи внешним потребителям

продукции, которая могла  бы быть продана другим подразделениям данной организации по более низкой цене и удовлетворить их потребности.

 

Наряду с вышеприведенной  типологией конфликта разработана  еще одна классификация, в основе которой лежит разделение конфликтов на группы, имеющие своим критерием уровни управления, занимаемые субъектами конфликта:

  1. Конфликты между управляющими и управляемыми в рамках организации;
  2. Адаптационные конфликты, субъектами которых являются люди, следующие сложившимся в организации нормам и правилам внутреннего общения, с одной стороны, и не знающие этих правил новички - с другой;
  3. Конфликты на управленческом уровне, связанные с разработкой стратегии поведения, критериев эффективности деятельности организации. Эти конфликты чаще всего связаны с личностными и кадровыми конфликтами, с продвижениями персонала в рамках данной организации, с борьбой за распределение позиций в ее структуре.

10

В основу типологии Х. Бисно положены причины конфликта:

  1. Конфликты интересов, которые характеризуются переплетением интересов или обязательств;

 

  1. Вынужденные конфликты, намеренно создаваемые для достижения целей, отличных от тех, которые были провозглашены;

 

  1. Ложно соотнесенные конфликты, запутанные неверной атрибуцией поведения участников, содержания и причин;

 

  1. Иллюзорные конфликты, основанные на неправильном восприятии или непонимании;

 

  1. Замещенные конфликты, в которых оппозиция или антагонизм направлен на личность или соображения, отличные от действительно обиженных участников или от реальных тем;

 

  1. Экспрессивные конфликты, которые характеризуются желанием выразить враждебность, антагонизм или другие сильные чувства.

 

Частично перекликается  с приведенной выше типология В. Зигерта и Л. Ланг, включающая в себя следующие конфликты:

 

  1. Мотивационные, имеющие место вследствие недооценки таких психологических потребностей личности, как безопасность, принадлежность к определенному сообществу, престиж, самореализация, чувство собственного достоинства. Постоянные недогрузки или перегрузки на производстве могут усилить социальную напряженность, нарушив спокойствие;

 

  1. Коммуникационные конфликты, которые возникают, когда никто не идет на установление «обратных связей» с руководителем, опасаясь указывать ему на его ошибки, или же когда один из сотрудников находится в неведении относительно того, что его признают и с его мнением считаются;

 

  1. Внутриличностные, когда сотрудник вынужден играть несколько ролей, которые он не может гармонизировать;

 

  1. Конфликты бессилия власти: руководителю противостоит оппозиция, что может быть связано, например, с его желанием внедрить инновации;

 

  1. Фантомные, справиться с которыми гораздо сложнее, чем с конфликтами другого рода, поскольку порождающая их информация

11

существует только в  воображении людей, неверно интерпретирующих действия сотрудников.

 

Л. Коузер делит конфликты на : реалистические и нереалистические. Первые отражают столкновения между людьми по поводу требований или ожиданий, и в данном случае конфликты, во-первых, сигнализируют человеку об экстремальной проблемной ситуации, а во-вторых,

мобилизуют его на конкретизацию проблемы и на поиск  возможных путей ее решения. Нереалистические конфликты возникают из агрессивных  импульсов, которые ищут выражения  вне зависимости от объекта, и  не направлены на достижение конкретного  результата.

 

И, наконец, по характеру  развития конфликты, согласно Ф. М. Бородкину  и Н. М. Коряк, бывают антагонистические  и неантагонистические. Антагонистический  конфликт развивается по принципу «все или ничего»; он бескомпромиссен, и  его разрешение возможно только при полном отказе всех оппонентов, кроме одного, от своих целей.

 Неантагонистический  (компромиссный) конфликт характеризуется  тем, что приближение одного  из оппонентов к своей цели  грозит одному или нескольким  другим оппонентам отдалением  от своих целей или невозможностью, по их оценке, продвижения вперед. Хотя цели конфликтны, общее состояние системы оппонентов равновесно. Поэтому можно искать сознательный компромисс между конфликтными целями, а, следовательно, и компромисс между группами, пытающимися достичь этих целей.

 

1.2.          Причины возникновения конфликтов

 

Причины конфликта раскрывают источники их возникновения и  предопределяют характер протекания, методы урегулирования.

 

Причины конфликта —  это проблемы, явления, события, которые  предшествуют конфликту и при определенных ситуациях, складывающихся в процессе деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его. Таким образом, деятельность субъектов социального взаимодействия порождает причины конфликта при определенных условиях, и в результате действия конкретных факторов причины проявляются и создается конфликтная ситуация, при которой отношения между противоборствующими сторонами накаляются до такой степени, что достаточно инцидента, повода («зажечь спичку»), чтобы возник конфликт. Инцидент — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Среди огромного множества  причин конфликтов можно выделить общие  и частные причины. Общие причины  проявляются практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины:

 

12

- социально-политические  и экономические причины, связанные  с социально-политической и экономической  ситуацией в стране;

 

- социально-демографические  причины, отражающие различия  в установках и мотивах людей,  обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.;

 

- социально-психологические  причины, отражающие социально-психологические  явления в социальных группах:  взаимоотношения, лидерство, групповые  мотивы, коллективные мнения, настроения  и т.д.;

 

- индивидуально-психологические причины, отражающие индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т.п.).

 

Частные причины непосредственно  связаны со спецификой конкретного  вида конфликта. Например, неудовлетворенность  условиями трудовых отношений, нарушение служебной этики, несоблюдение трудового законодательства, ограниченность ресурсов, различия в целях и средствах их достижения и т.п. Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях. Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, оголяющие причины конфликтного противостояния и требующие его разрешения.

Организация в широком  смысле представляет собой социальную систему, устойчивую форму объединения людей — индивидов, групп и иных общностей, причастных к определенной совместной деятельности, а также условия их взаимодействия друг с другом. Это более или менее сложное структурное образование, которому свойственны упорядоченность, формализация и стандартизация социальных связей и отношений, интеграция составляющих его элементов и их функций.

В обычном, узком смысле слова организация есть способ организационного построения, призванного гарантировать  прочность объединения определенного числа людей и соответствующую структуру. Ей присущ ряд отличительных черт: целевая природа, поскольку организация создается для реализации тех или иных целей и характеризуется, прежде всего, через это целедостижение; распределение членов организации — участников совместной деятельности — по статусам и ролям в интересах достижения поставленной цели; функциональная специализация, основанная на общественном разделении труда и форм деятельности; наличие управляющих подсистем или звеньев, которые, используя свои специфические средства регулирования и контроля, обеспечивают координацию совместной деятельности, придание организации стабильности.

 

13

Экономические организации (акционерные общества, хозяйственные  товарищества, производственные и потребительские  кооперативы, государственные и муниципальные предприятия) имеют свои особенности в структурном отношении и функционировании. В частности, их специфика заключается в том, что они создаются какими-то другими, более широкими организациями или личностями специально для производства и реализации товаров, оказания всевозможных услуг, извлечения прибыли.

 

Любая организация не может существовать и исполнять  свои социальные функции без той  или иной степени внутренней напряженности, межличностных и межгрупповых столкновений, т.е. без конфликтов и, следовательно, деятельности по их разрешению. Питательной средой конфликтного противостояния могут быть:

 

- условия хозяйствования, стечение неблагоприятных для  деятельности организации обстоятельств;

 

- проблемы трудовой  мотивации, связанные с оплатой труда, содержанием и престижностью работы, отношениями в коллективе между отдельными лицами и социальными группами;

 

- структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных связях, недовольство работников решениями  администрации;

 

- эмоциональные всплески, вызываемые различиями в темпераменте, характере и манере поведения совместно работающих людей, их возрасте и жизненном опыте, уровне образования и общей культуры, убеждениях и нравственных ценностях.

 

Еще при классификации  конфликтов было констатировано, что по непосредственным причинам возникновения конфликтные противоборства бывают организационными, эмоциональными и социально-трудовыми.

 

Организационные конфликты  обычно возникают и протекают  в пределах определенной структуры  — рабочей группы, сектора, цеха, отдела, предприятия (фирмы) в целом. Они порождаются главным образом изменениями экономического положения в условиях рыночной конъюнктуры, неэффективностью форм специализации и кооперации производства, рассогласованностью разных по уровню и статусу звеньев управления, дисбалансом рабочих мест, нарушениями установленного в организации внутреннего распорядка.

К этому ведут сами условия хозяйствования, труднодостижимая синхронность функционирования и обязательного  взаимодействия различных частей организации, ограниченность ресурсов и необходимость их распределения.

14

У всякого предприятия, любой коммерческой организации  принято выделять три основных направления  развития:

 

1) Материально-техническое, которое зависит в основном от степени совершенства орудий труда и других средств производства, реализации достижений науки и передовой технологии;

Информация о работе Конфликты их виды и способы урегулирования