Конфликты и пути их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение, рассмотрение и выработка способов разрешения конфликтных ситуаций в коллективе, профилактика и разрешение конфликтов в организации.

Содержание

Введение …………………………………………………..........................................................
1.
Понятие, природа и функции конфликтов…………………………..………...
1.1
Сущность и причины возникновения конфликтов…………………………..
1.2
Методы преодоления и разрешения конфликтов…………………………...
2.
Методы разрешения конфликтов на примере конкретной организации.
2.1
Историческая справка………………….……………………………...……………
2.2
Описание отдела……..……………………………………….……...……………..
2.3.
Разрешение конфликтных ситуаций………………………………………...…..
Заключение……………………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………………….….

Работа содержит 1 файл

моя.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

  Функции конфликтов.

  Таблица № 1

  Позитивные.   Негативные.
разрядка  напряженности между конфликтующими сторонами.   большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте.
получение новой информации об оппоненте.   увольнение  сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение  социально-психологического климата  в коллективе.
сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом. представление о побежденных группах, как о врагах.
  стимулирование  к изменениям и развитию.   чрезмерное  увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе.
  снятие  синдрома покорности у подчиненных. после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников.
 
 

  Типы  конфликтов

  Таблица № 2 

  Внутриличностный   Внутриличностный  конфликт может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями  или ценностями. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял  покупателям информацию и услуги. Позже заведующий может высказать недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. А продавец воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать - как несовместимые.
  Межгрупповой   Часто из-за различия целей начинают конфликтовать  друг с другом функциональные группы внутри организации. Дневная смена медицинского персонала может обвинить ночную смену в том, что та плохо ухаживает за больными
  Межличностный   Этот  тип конфликта, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды, и цели таких людей отличаются в корне
  Между личностью и группой   Между отдельной  личностью и группой может  возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции  группы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы компании, его или ее все равно можно рассматривать, как источник конфликта, потому что он или она идет против мнения группы.   
 
 

  Причины возникновения  конфликтов 

  Большое значение имеет сама ситуация, в  которой конфликты возникают  и развиваются. В одних случаях  она способствует конфликту, в других – тормозит его, сковывает инициативу противоборствующих сторон10.

  Застраховаться  от конфликтов практически невозможно, так как в любой организации  существует масса объективных причин, которые могут способствовать обострению обстановки. Так, любая ситуация, связанная  с ограничением ресурсов, подлежащих распределению, ведет к возникновению напряженности. Появление информации, приемлемой для одной стороны и неприемлемой для другой (слухи, сплетни), стимулирует неадекватное поведение некоторых сотрудников. Примером такой ситуации может служить проведение аттестации в коллективе, когда работников не поставили в известность об изменении системы отбора и возможных сокращениях. Расхождение ценностей и целей сотрудников с целями организации является весьма существенной причиной для развития споров. Существовали и будут существовать коммуникативные или поведенческие причины, включая поведение сотрудников, несоответствующее ожиданиям окружающих, а также вопросы собственности, социального статуса, властных полномочий, ответственности и т. д. И если при наличии стольких объективных причин застраховаться от конфликта нельзя, то научиться управлять им не только можно, но и крайне необходимо.

  Поводом для конфликта на работе могут  служить:

  События, произошедшие вне производства, например, в личной жизни работника;

  Болезненное состояние;

  Усталость;

  Повышенное  нервное возбуждение в конце  рабочего дня; 

  Основные  причины возникновения конфликтов

  

    

  Объективные источники конфликта. Если только не принята политика избежания обсуждения разногласий, то неизбежно найдутся аргументы. Эти аргументы касаются проблемы предмета разногласий. Можно аргументировать, например, свою позицию относительно того, чья очередь выполнять ту или другую работу перед своим коллегой. С помощью аргументов можно отстаивать свою правоту перед руководителем. Аргументы относятся к объективным проблемам, вызывающим конфликт. Объективные источники конфликта – это проблемы, которые должны быть решены, или вопросы, по которым следует принять решение. Каждая сторона имеет свою позицию, и аргументы нужны для того, чтобы убедить противоположную сторону изменить свою позицию или принять другую.

  Псевдообъективные источники конфликта. Многие люди сталкивались с тем, что новые отношения доверия и близости рождаются в результате конфликта, даже если его объективные причины не ликвидированы. Более того, такое иногда случается, даже если нет обращения к эмоциональным источникам. В ходе конфликта часто появляются новые темы споров, разногласий, которые не имеют ничего общего с объективными исходными источниками. Между тем, если достигается согласие по основным вопросам, эти, казалось бы, важные, противоречия игнорируются, аргументы в защиту связанной с ними позиции становятся ненужными. Это объясняется тем, что такие, на первый взгляд объективные, источники лишь маскируют истинные интересы людей, участвующих в конфликте. Источники остаются объективными лишь до тех пор, пока представляют собой отражение реальных интересов. Источники становятся псевдообъективными, когда отражают потребности человека. Поэтому можно сказать, что псевдообъективные источники - это эмоциональные источники, выдаваемые за объективные.

  Эмоциональные источники конфликта. Конфликт – это не простое различие в позициях, различия, лишенные эмоциональной окраски, редко воспринимаются как конфликт, а скорее как просто предмет для обсуждения, разговора. Необходимо принимать во внимание и эмоциональные источники конфликта. Они непосредственно связаны с базовыми потребностями людей. Поэтому эмоциональные источники конфликта можно представить в следующем виде:

  Эмоции, связанные с потребностью контролировать людей, влиять на них, добиваться желаемого  социального статуса.

  Эмоции, связанные с потребностью получать одобрение со стороны других людей, переживать принадлежность к значимой для себя группе.

  Эмоции, связанные с потребностью справедливости, со стремлением к равенству и честности во взаимоотношениях.

  Эмоции, связанные с самоиндификацией –  с потребностью в автономности, самореализации, позитивном образе – «Я», в утверждении  собственных ценностей.

  Полнота данной категоризации в данном случае несущественна. Главное это то, что эмоциональные источники конфликта существуют вместе с объективными. С определенной точки зрения они и составляют то, что отличает конфликт от разногласий. Объективные источники конфликта переживаются как важные только в том случае, если воспринимаются, как средства ослабить эмоциональное напряжение, вызванное неудовлетворенностью тех или иных потребностей.

  Эмоциональные источники конфликта распознать труднее, чем объективные. Обмениваясь аргументами, мы редко упоминаем их. Особенно это характерно в деловом общении, в котором практически исключена возможность говорить о своих потребностях во власти автономности, самореализации и т.п. Хорошо это или плохо, но организационные нормы обычно не предполагают самораскрытия в плане потребностей. Эти нормы настолько глубоко внедрились в нас, что порой мы даже не осознаем эмоциональные источники как личностных, так и межличностных конфликтов. В силу этого бывает трудно распознать переживаемые эмоции и ясно описать их. Тем не менее, наши основные потребности всегда остаются с нами, и разрешение конфликта достигается осознанием его эмоциональных источников и обсуждением их11. 

  Модель  процесса конфликта

  Рис. 3 представляет модель конфликта как  процесса. Из нее видно, что существование одного или более источников конфликта увеличивает возможность возникновения конфликтной  ситуации  в  процессе  управления.   Однако,  даже и при большей возможности возникновения конфликта, стороны могут не захотеть реагировать так, чтобы и дальше усугублять ситуацию. Одна группа исследователей обнаружила, что люди не всегда реагируют на конфликтные ситуации, которые влекут за собой малые потери  или которые они считают малоопасными. Другим словами, иногда люди понимают, что потенциальные выгоды участия в конфликте не стоят затрат. Их отношение к этой ситуации выражается следующим: «На этот раз я разрешу ему поступить по-своему». Однако во многих ситуациях человек будет реагировать так, чтобы не дать другому добиться желаемой цели. Настоящий конфликт часто проявляется при попытке убедить другую сторону или нейтрального посредника, что «вот почему он не прав, а моя точка зрения правильная». Человек может попытаться убедить других принять его точку зрения или заблокировать чужую с помощью первичных средств влияния, таких как принуждение, вознаграждение, традиция, экспертные оценки, харизма, убеждения или участие.

  Следует заметить, что вовлечение в конфликт в коммерческой деятельности большого количества людей позволяет резко  увеличить и обнаружить множество альтернатив и исходов, что является важной позитивной функцией конфликта, связанной с увеличением кругозора.    
 
 

    

                    конфликт не происходит

    

  

  

                                                конфликт

                                                                     происходит 

  

    
 

  

    

  

  рис.3. Модель конфликта как процесса. 

  Конфликт  в своем развитии проходит несколько  этапов. Возможность переговоров  по этапам развития конфликта представлены в таблице № 3: 

  Возможность переговоров в соответствии с  этапами развития конфликта.

  Таблица № 3 

  Варианты  развития конфликта   Проведение  переговоров
  1. Напряженность, несогласие   Проводить рано, составляющие конфликта не определены
  2. Соперничество   Уместны
  3. Агрессивность   С участием третьей стороны
  4. Насилие, военные действия   Невозможны, целесообразны ответные агрессивные  действия
 

  Конфликт  представляет собой процесс, развивающийся  во времени (рис. 4), который можно  разделить на несколько периодов. Таковыми, например, могут быть: предконфликтный  период, конфликтное взаимодействие и послеконфликтный период. 
 

  

  

        t 1 t 2 t 3 t 4 

  рис. 4 Модель процесса конфликта во времени 

  Стресс  и дистресс

  Стресс  — обязательный компонент жизни, — отмечал Селье. Стресс может  не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Для разведения этих полярных функций стресса Ганс Селье12 предложил различать собственно стресс — как необходимый организму механизм преодоления неблагоприятных внешних воздействий, и дистресс — как состояние, безусловно, вредное для здоровья. (Слово «дистресс» с лат. «истощение», «несчастье.)

Информация о работе Конфликты и пути их преодоления