Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение, рассмотрение и выработка способов разрешения конфликтных ситуаций в коллективе, профилактика и разрешение конфликтов в организации.
Введение …………………………………………………..........................................................
1.
Понятие, природа и функции конфликтов…………………………..………...
1.1
Сущность и причины возникновения конфликтов…………………………..
1.2
Методы преодоления и разрешения конфликтов…………………………...
2.
Методы разрешения конфликтов на примере конкретной организации.
2.1
Историческая справка………………….……………………………...……………
2.2
Описание отдела……..……………………………………….……...……………..
2.3.
Разрешение конфликтных ситуаций………………………………………...…..
Заключение……………………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………………….….
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агенство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово – экономический институт
Кафедра
менеждмента
Курсовая работа
по основам менеджмента на тему:
«Конфликты
и пути их преодоления»
Оглавление
Введение …………………………………………………........... |
3 | |
1. | Понятие, природа
и функции конфликтов………………………… |
5 |
1.1 | Сущность и
причины возникновения |
5 |
1.2 | Методы преодоления и разрешения конфликтов…………………………... | 15 |
2. | Методы разрешения конфликтов на примере конкретной организации. | 18 |
2.1 | Историческая
справка………………….……………………………...… |
18 |
2.2 | Описание отдела……..…………………………… |
23 |
2.3. | Разрешение конфликтных ситуаций………………………………………...….. | 24 |
Заключение…………………………………………………… |
31 | |
Список
литературы…………………………………………………… |
32 |
Введение
Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт. Под конфликтом принято понимать активные взаимонаправленные действия каждой из конфликтующих сторон для реализации своих целей (достижение власти, приобретение материальных ресурсов и т. д.), окрашенные сильными эмоциональными переживаниями. По статистике, 75 - 80% межличностных конфликтов возникает по причине материальной неудовлетворенности отдельных сотрудников, хотя внешне это может проявляться как несовпадение характеров или личных взглядов.
Отношение руководства к конфликтам в большинстве случаев негативное. Считается, что они нагнетают напряженность в коллективе, снижают показатели работы каждого сотрудника или целых отделов. Дабы умерить желание сослуживцев спорить между собой, в некоторых, особенно западных, фирмах вводятся весьма солидные штрафы, взимаемые с участников конфликта "за совершение действий, ведущих к экономическим потерям компании". С одной стороны, конфликты, безусловно, вредны, поскольку нередко ведут к беспорядку, нестабильности, замедляют принятие решений.
С другой, они имеют очень серьезное позитивное значение, которое часто не берут в расчет. Есть философский закон единства и борьбы противоположностей, без которого не возможен прогресс. Так вот именно по этому закону конфликты в организации являются источником инноваций, стимулируют к изменениям. Запретить конфликт - значит, запретить компании расти и развиваться. Также к позитивным функциям подобного противостояния относятся разрядка напряженности между конфликтующими сторонами, диагностика возможностей оппонентов, выявление управленческих проблем в организации, появление новых правил поведения, сплочение коллектива при противоборстве с внешними трудностями.
Целью курсовой работы является изучение, рассмотрение и выработка способов разрешения конфликтных ситуаций в коллективе, профилактика и разрешение конфликтов в организации.
Объект исследования – коллектив отдела капитального ремонта и эксплуатации Государственного исторического музея.
Предмет исследования – состояние эмоционального напряжения, вызванное внутриличностными и организационными конфликтами в трудовом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
При
подготовке работы применялись теоретические
методы исследования, а именно: анализ
проблемы и предмета исследования. В работе
использовались отечественная и зарубежная
научная литература по вопросам конфликтологии.
1. Понятие, природа и функции конфликтов
1.1
Сущность и причины
возникновения конфликтов
Понятие
конфликта
Понятие "конфликт" характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях.
Существует
множество определений и
Одна группа ученых-социологов, считаете, что конфликт должен включать особую переменную – разногласия. Согласно мнению других ученых-социологов, конфликт существует в том случае, когда налицо устранимые разногласия или противоречия интересов. Для этих представителей социологической конфликтологии конфликт возникает в тех случаях, когда разногласия предполагают противоборствующие типы поведения. Некоторые различие взглядов относят к ранним и поздним стадиям конфликта1.
Согласно бихевиористской (поведенческой) психологической концепции конфликт понимается как осознанное противоборство индивидов или групп с противоречивыми интересами с целью осуществления собственного интереса за счет интересов других. 2
Социально-психологическое научное течение подразумевает под конфликтом анормальное, деформированное состояние чувства установок и отношений между разными сторонами. 3
Из всех этих подходов сложно представить определенное определение конфликтам, поэтому рассмотрим различные определения конфликтам данные в учебных пособиях, выявим в них общее и недостатки и попытаемся синтезировать свое определение.
1.
Поскони Альберта Хедоури: «
определяя конфликт, оперируют термином согласие, т.е. отождествляют конфликт с состоянием "согласие - несогласие". Чем выше степень разногласия, тем выше конфликтность;
выделяют участников - лица или группы в организации;
конфликт
проявляется через внешние
в качестве предмета конфликта называют - согласование точек зрения или целей участников.
Недостатки определения:
конфликт - это не только разногласия;
конфликт - это не только деятельность по утверждению своей позиции и отрицанию чужой, не раскрыта стадия разрешения конфликта и позитивная деятельность участников конфликта по согласованию точек зрения.
2. "Социология труда" под ред. Дряхлова, Кравченко, Щербины. Конфликт - "любые виды борьбы между индивидами, цель которых - достижение (либо сохранение) средств производством экономических позиций, власти или других ценностей, а также подчинением нейтрализация либо устранение действительного (или мнимого) противника" 5. То есть,
определяя конфликт, оперируют понятиями борьба противник;
участники – индивиды;
конфликт
рассматривается через
предмет конфликта - достижение или сохранение ценностей, интересов, подчинение или устранение противника.
Самым общим образом конфликт можно определить как "предельное обострение противоречий". Психологи также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.
В специальной литературе конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом 6.
Определяющим
фактором в происхождении конфликтов
выступает соответствующее
Определяющую роль в восприятии человеком конфликтности ситуации играет субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта, или тот "личностный смысл", который это противоречие имеет для данного индивида. Этот личностный смысл определяется всем индивидуальным жизненным опытом человека, точнее - такими характеристиками его личности, как ценностный ориентации и мотивация.
Момент осознания ситуации как конфликтной связан также с превышением индивидуального порога толерантности. Этот универсальный психологический механизм возникновения конфликтов не исключает возможности последующей многовариантности в развитии конфликтной ситуации8.
Очень
важна роль общественно-экономической
формации в формировании социально-психологического
климата производственного коллектива.
В соответствии с этим наиболее значимыми
факторами, определяющими, в конечном
счете, характер межличностных взаимоотношений
в коллективе, являются совокупность общественных
отношений данного общества, его социально-экономическая
структура, и, как следствие, содержание
общественного сознания. Данный фактор
детерминирует межличностные отношения,
как на уровне основного производственного
коллектива, так и на уровне всех его структурных
подразделений, вплоть до первичного коллектива.
Однако эта детерминация на уровне отдельных
производственных коллективов не может
носить жесткого характера. Так, отмечается
возможность несовпадения черт конкретной
структуры отношений на отдельных предприятиях
с характерными для всего общества в целом
отношения взаимопонимания9.