Концептуальные основы формирования трансформационных способностей и развития конкурентных преимуществ предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:22, лекция

Описание работы

Деятельность любого предприятия ориентирована на достижение определенных целей. Однако в рыночных условиях хозяйствования одни предприятия успешно достигают поставленные цели, а другие – нет. Успех в условиях рынка, как это было показано в разделе 3, определяется оптимальным выбором видов деятельности предприятия, наличием достаточного количества всех необходимых ресурсов и способностью предприятия адаптироваться к многочисленным изменениям рыночной конъюнктуры.

Работа содержит 1 файл

4 смж.docx

— 215.97 Кб (Скачать)

Внутренний анализ состояния  рыночного потенциала предприятия  изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных  подразделений и предназначен для  нужд оперативного, краткосрочного и  долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. В отличие от него сравнительный  анализ состояния рыночного потенциала предприятия производится как для  сравнения отчетных показателей  о результатах хозяйственной  деятельности одного и того же предприятия  с показателями планов текущего года либо данными прошлых лет, так  и для сравнения результативных показателей двух или более конкурирующих  предприятий и отрасли в целом.

Для изучения конкретных показателей  состояния рыночного потенциала предприятия в динамике (развитии) используется динамический анализ. Основой  этого анализа является расчет абсолютных значений прироста показателей и  их темпов роста (снижения), а также  построение рядов динамики. В отличие  от предыдущего, статический анализ исходит из неизменности (статичности) характеристик состояния рыночного  потенциала предприятия.

Комплексный (системный) анализ состояния рыночного потенциала предприятия предусматривает систематизированное  изучение различных сторон его деятельности. Данный вид анализа исходит из того, что любой экономический процесс представляет собой определенную систему, которой свойственны отличительные особенности и внутренние закономерности. Различают две разновидности системного анализа: генетическую и функциональную. Первая – используется для изучения системы в развитии, вторая – применяется для изучения реального функционирования системы.

Локальный (объектный) или  тематический анализ базируется на изучении отдельных характеристик технико-экономического состояния рыночного потенциала предприятия либо отдельной стороны  его деятельности, которые в определенный момент представляют наибольший интерес. Естественно, что методики комплексного и локального анализа состояния  потенциала предприятия отличаются друг от друга и имеют определенную специфику.

Методической основой  предметного анализа состояния  рыночного потенциала предприятия  является исследование предметно определенных фрагментов и циклов технико-экономического процесса. Операционно-процедурный  анализ состояния рыночного потенциала предприятия предназначен для исследования отдельных операций и процедур в технико-экономических циклах, имеющих существенное значение для анализируемого предприятия.

Все перечисленные разновидности  экономического анализа хозяйственной  деятельности предприятия связаны  с необходимостью определения количественных либо качественных характеристик его  функционирования. Поэтому целью  количественного и качественного  анализа состояния рыночного  потенциала предприятия является оценка, измерение и сравнение конечных результатов функционирования предприятия, установление количественной либо качественной взаимосвязи и меры влияния различных  факторов на его конечные результаты.

Самоанализ состояния  рыночного потенциала предприятия  выполняется внутри предприятия  силами своих специалистов. В нем  обязаны принимать участие все  службы предприятия  с целью обоснования  принятия оптимальных управленческих решений по выработке стратегии  и тактики трансформации, повышению  эффективности по маркетинговой  деятельности и финансовой политики, совершенствованию техники, технологии и организации производства. Результаты этого детального анализа, как правило, являются коммерческой тайной предприятия. Внешний же анализ состояния потенциала предприятия выполняется с привлечением со стороны высококлассных специалистов-экспертов  по профилю работы предприятия и  аудиторов. Внешний анализ проводится в основном по данным финансовой и  статистической отчетности. Его субъектами также могут быть государственные  органы управления, научные организации, банки, органы общественного контроля, акционеры и инвесторы.

Большое значение в диагностике  состояния рыночного потенциала предприятия имеет социально-экономический  аспект его деятельности. Социально-экономический  анализ направлен на изучение взаимосвязи  социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на конечные результаты функционирования предприятия. Социальные процессы определяют обеспеченность предприятия необходимыми трудовыми ресурсами, их рациональное использование и уровень производительности труда. От эффективности использования трудовых ресурсов зависит объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования материалов, оснастки, механизмов и оборудования и, в конечном итоге, объем производства и реализации продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Ключевую роль в диагностике  состояния рыночного потенциала предприятия играет маркетинг и  оценка рыночной конъюнктуры. Их целевой  ориентацией является изучение внешней  среды функционирования предприятия, рынков сырья  и сбыта готовой  продукции, выявление соотношения  спроса и предложения, уровня конкуренции  и конкурентоспособности предприятия, оценки коммерческих рисков, формирование ценовой и сбытовой политики, разработка и корректировка стратегии и  тактики маркетинговой деятельности.

Решающее значение в диагностике  состояния рыночного потенциала предприятия имеет управленческий анализ и оценка качества функционирования различных подсистем менеджмента предприятия. В общем, критерием качества управления предприятием является выбор и достижение  предприятием поставленных целей. Если цель предприятия адекватна сложившейся на рынке ситуации, а поставленные задачи, которые ей соответствуют, удалось решить, то предприятие добивается успеха.

Таким образом, фундаментом  диагностики состояния рыночного  потенциала предприятия является аналитическая  работа по изучению состояния и тенденций  развития рынка в целом, давления потребителей, поставщиков, конкурентов  и органов государственного управления, в частности. В связи с этим особый интерес представляет диагностика  основных характеристик конкурентной среды и факторов, ее определяющих.

Рассмотренные аналитические  процедуры позволяют оценить  шансы предприятия в конкретном целевом сегменте и создают условия  для более рационального использования имеющихся ресурсов за счет разработки адекватной трансформациям бизнес-среды трансформационной стратегии адаптации и развития предприятия.


Информация о работе Концептуальные основы формирования трансформационных способностей и развития конкурентных преимуществ предприятия