Концептуальные основы формирования трансформационных способностей и развития конкурентных преимуществ предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:22, лекция

Описание работы

Деятельность любого предприятия ориентирована на достижение определенных целей. Однако в рыночных условиях хозяйствования одни предприятия успешно достигают поставленные цели, а другие – нет. Успех в условиях рынка, как это было показано в разделе 3, определяется оптимальным выбором видов деятельности предприятия, наличием достаточного количества всех необходимых ресурсов и способностью предприятия адаптироваться к многочисленным изменениям рыночной конъюнктуры.

Работа содержит 1 файл

4 смж.docx

— 215.97 Кб (Скачать)

Экономическая состоятельность  предприятия в предшествующем диагностике  году является концентрированным выражением его текущего рыночного потенциала (рыночной силы), который, в свою очередь, зависит от наличия благоприятных  условий хозяйствования, деловой  активности, эффективности функционирования и конкурентоспособности предприятия  на рынке в истекшем году.

На этом этапе, обеспеченном достоверной информационной базой, анализу и оценке подвергается совокупная способность предприятия, как функционирующего субъекта рынка и единого имущественного комплекса, обеспечить запланированный  годовой уровень производства и  реализации продукции, товаров и  услуг, а также запланированный  уровень показателей эффективности использования ресурсов предприятия.

Сопоставление плановой и  фактической величины годовых результативных показателей и показателей эффективности  использования ресурсов предприятия  в истекшем году позволяет произвести анализ и оценку влияния внешних  и внутренних факторов, обусловивших рост или снижение запланированных  показателей результативности и  эффективности деятельности предприятия, выявить сильные и слабые стороны, текущую платежеспособность, ликвидность, деловую активность и финансовую устойчивость предприятия в истекшем периоде.

На втором этапе диагностика  осуществляется в виде комплексного обобщенного исследования экономической  устойчивости предприятия. На этом этапе  анализу и оценке подлежат результативные показатели экономической состоятельности  предприятия за ряд предшествующих лет. Анализ динамики ретроспективных показателей позволяет выявить устойчивые тенденции изменений во внутренней и внешней среде предприятия, оценить влияние внешних и внутренних факторов, обусловивших тенденции роста или снижения результативных показателей функционирования предприятия в ретроспективном периоде, выявить проявившиеся возможности и угрозы, оценить правомерность выделения сильных и слабых сторон функционирования предприятия, выявленных на первоначальном этапе диагностики рыночного потенциала предприятия.

Таблица 4.1

Технология трансформационной  концепции диагностики текущего состояния 

 и стратегического  управления развитием рыночного  потенциала предприятия

Выявленные тенденции  экономической устойчивости предприятия  в ретроспективном периоде позволяют  осуществить отбор базовых стратегических трансформационных альтернатив  адаптации и развития предприятия  либо скорректировать действующую  базовую стратегию. Последнее особенно важно, поскольку позволяет элиминировать  основной недостаток стратегического  планирования, придав ему адаптивность, свойственную ситуационному планированию.

На третьем этапе предлагаемой технологии производится поэлементный анализ структурных составляющих рыночного  потенциала предприятия и осуществляется оценка эффективности использования  производственных фондов, трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов.

 

По результатам анализа  и оценки эффективности использования элементов рыночного потенциала предприятия производится доводка базовой трансформационной стратегии, посредством разработки функциональных стратегий повышения конкурентоспособности и развития предприятия: маркетинговой, производственной, инновационной, инвестиционной и т.д.

Анализ взаимосвязи технологических  этапов диагностики с последующими этапами разработки стратегии и  тактики ее реализации (рис. 4.4) показывает, что отличительной концептуальной особенностью предлагаемой технологии является ее ориентация на повышение  эффективности менеджмента предприятия  по выполнению трансформационных и  базовых функций (планирование, организация, учет, контроль и регулирование) по основным направлениям функциональной деятельности менеджмента (маркетинг, сбыт, материально-техническое и  кадровое обеспечение, производство, инновации  и инвестиции).

Использование предлагаемой концепции в хозяйственной практике промышленных предприятий существенно  облегчает и упорядочивает процесс  разработки стратегии их адаптации  и развития, придавая ему временную  ориентацию: от прошлого – к настоящему и затем к будущему предприятия. Предложенная концепция позволяет  решить актуальнейшую для промышленных предприятий ДВР задачу по мобилизации  ранее накопленного и частично утраченного  в ходе реформ их производственного  потенциала.

4.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ РЫНОЧНОГО  ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Основной задачей диагностики  состояния рыночного потенциала предприятия является количественная оценка его прогнозируемого уровня, а также определение тенденций  изменения доходности в условиях динамичной внешней среды.

В адекватной диагностике (анализе  и оценке), а также развитии промышленного  предприятия заинтересованы многочисленные рыночные субъекты (рис. 4.5). Прежде всего, это собственники (акционеры), управляющие  и работники предприятия. Не меньший  интерес перспективы развития предприятия  вызывают у потенциальных инвесторов, кредиторов, страхователей и поставщиков  материальных ресурсов и услуг. В  значительной степени в результатах  диагностики заинтересованы также  органы государственного, территориального и муниципального управления, такие  как: федеральные, территориальные  и отраслевые управленческие структуры, контрольно-ревизионные органы, налоговые  инспекции и т.п.

Каждая из заинтересованных в оценке сторон, стремясь реализовать  собственные экономические интересы, преследует свои цели, которые могут  быть достигнуты посредством реализации трансформационной концепции диагностики состояния, адаптации и стратегического развития рыночного потенциала предприятия, а именно:

·      повышения  эффективности функционирования предприятия  в текущий период;

·      планирования развития потенциала предприятия в  долгосрочной перспективе;

·      обоснования  путей адаптации и развития предприятия  посредством его реструктуризации, выделения, слияния, поглощения, ликвидации или продажи предприятия в  целом или его структурных  подразделений, и других трансформаций;

·      оценки инвестиционной привлекательности предприятия;

·      оценки инновационных  проектов;

·      определения  кредитоспособности предприятия и  стоимости залога при кредитовании;

·      исчисления сумм страховых платежей;

·      определения  налогооблагаемой базы и налоговых  платежей;

·      принятия обоснованных управленческих решений  органами государственного управления различных уровней.

Диагностику состояния рыночного  потенциала предприятия необходимо осуществлять с использованием ряда общих экономических принципов, основная часть которых разработана  в теории стратегического менеджмента  и оценки приносящей доход производственной недвижимости.

Из всего многообразия известных принципов оценки можно  выделить две группы взаимосвязанных  принципов, которые имеют прямое отношение к предмету нашего исследования, а именно:

1)      принципы, связанные с состоянием внутренней  среды предприятия;

2)      принципы, связанные с состоянием внешней  (рыночной) среды.

В принципах проявляются  основные закономерности поведения  субъектов рыночной экономики. К  сожалению, сегодняшнее состояние  рыночных отношений в России далеко от совершенства, что затрудняет в  полной мере без каких-либо корректировок  использовать все то, что наработано практикой капиталистического способа  производства и обусловливает необходимость  разработки собственной трансформационной  концепции, в большей степени отвечающей условиям переходного к рыночной экономике этапа.

Совокупность экономических  принципов, использованных при разработке трансформационной концепции диагностики  состояния и формирования стратегии  адаптации и развития рыночного  потенциала промышленного предприятия, приведена на рис. 4.6. Отдельные из указанных принципов являются оригинальными, другая же их часть применяется в  теории оценки бизнеса, автор лишь адаптировал  их применительно к предмету данного  исследования.

Оценка и диагностика  состояния внутренней среды предприятия  базируется на следующих принципах:

·      в будущее  через настоящее из прошлого;

·      изменения  полезности;

·      эффективности  поставщика;

·      вклада;

·      предельной производительности;

·      сбалансированности (пропорциональности);

·      синергии;

·      остаточной продуктивности.

Принцип взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего является общесистемным  и характеризует временной аспект состояния рыночного потенциала предприятия.

Принцип изменения полезности является ключевым критерием оценки рыночного потенциала любого предприятия. Полезность для каждого потребителя, будь то собственник, покупатель продукции  или орган государственного управления, индивидуальна и изменчива, но качественно и количественно она может быть определена во времени и в стоимостном измерении.

В самом общем виде полезность хозяйствующего субъекта состоит в  его способности удовлетворять  существующую на рынке потребность  и приносить доход как его владельцам, так и другим субъектам рынка. Чем выше полезность, тем больше величина рыночного потенциала предприятия.Принцип эффективности и замещения предполагает, что с точки зрения любого потребителя предприятия с аналогичной эффективностью и полезностью обладают аналогичным рыночным потенциалом. Границы замещения определяются потребностями и желанием пользователя. К примеру, инвестор, решая проблему вложения собственных средств, ориентируется лишь на размер дохода и уровень риска, независимо от отраслевой специализации предприятия.В соответствии с принципом эффективности и замещения потребитель из множества товарных альтернатив выбирает продукцию того предприятия, которое в большей степени удовлетворяет приемлемое для него критериальное соотношение «цена / качество», вследствие чего доля рынка одного предприятия расширяется за счет свертывания рыночного потенциала другого предприятия-конкурента. В соответствии с этим принципом акционеры продают принадлежащие им пакеты акций низкорентабельных предприятий и покупают акции высокодоходных компаний, а сами предприятия снимают с производства устаревшую продукцию, ликвидируют малоэффективные производства и виды деятельности, переводя активы в продуктовые инновации, осваивая новые рынки сбыта, осуществляя диверсификацию производства.

Принцип вклада первичных  факторов производства предполагает, что доходность любого вида экономической  деятельности определяется тремя основными  факторами производства: рабочей  силой, капиталом и менеджментом. Рыночный потенциал предприятия  в показателях доходности – это  результат действия всех трех факторов. Поэтому для оценки рыночного  потенциала предприятия необходимо знать вклад каждого фактора  в формирование дохода предприятия.

Принцип предельной производительности базируется на теории предельного дохода. Из этого важного положения экономической  теории вытекает, в частности, то, что  изменение того или иного фактора  производства может пропорционально  либо более высокими темпами увеличивать  или уменьшать рыночный потенциал  предприятия. Однако эта пропорциональность или опережение темпов изменения  доходности существует до определенного  предела, после достижения которого темпы изменения отдачи дополнительных ресурсов замедляются до тех пор, пока прирост доходности не станет меньше, чем затраты на добавленные  ресурсы.

Принцип гармонизации ресурсных  элементов производственного потенциала предприятия предполагает рассмотрение его как системы, одной из закономерностей  существования и развития которой  является сбалансированность и пропорциональность ее элементов – гармонизация внутренней среды. Различные элементы производственного  потенциала предприятия должны быть  сбалансированы и согласованы между  собой. Только при этом достигается  максимальная результативность деятельности предприятия. Добавление какого-либо элемента потенциала сверх необходимых пропорций  не приводит к росту доходности предприятия, а  его уменьшение ниже объективно обусловленной величины неизбежно  вызывает свертывание рыночного  потенциала предприятия.

Принцип синергии предполагает необходимость учета синергического эффекта при оценке, диагностике состояния, выборе стратегии адаптации и развития рыночного потенциала предприятия. Проявлением синергического эффекта является то, что суммарная доходность предприятия как производственной системы, реализующей на рынке несколько видов взаимосвязанной продукции либо осуществляющей различные, но взаимосвязанные виды деятельности выше чем сумма доходов от разнородной продукции либо раздельной организации ее производства и реализации. Наличием синергетического эффекта объясняются такие аномалии, когда 2 + 2 = 5, а 4 – 2 = 1.

Учет принципа синергии обусловливает  необходимость взвешенного и  осмотрительного подхода при  решении проблем оптимизации  номенклатуры и ассортимента производимой продукции, работ и услуг, а также  вопросов реструктуризации предприятия.

Принцип остаточной продуктивности ресурсных элементов обусловливает  необходимость учета физического  и морального состояния внеоборотных активов предприятия, что существенно сказывается на его доходности, а соответственно, и рыночном потенциале предприятия. Помимо этого, в соответствии с этим принципом при оценке трудового потенциала для реализации инновационной стратегии диверсификации необходимо учитывать тот факт, что работников с большим стажем работы на устаревшем оборудовании не смотря на их высокую квалификацию труднее всего переучитывать и адаптировать к новым условиям производства.

Информация о работе Концептуальные основы формирования трансформационных способностей и развития конкурентных преимуществ предприятия