Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:22, лекция
Деятельность любого предприятия ориентирована на достижение определенных целей. Однако в рыночных условиях хозяйствования одни предприятия успешно достигают поставленные цели, а другие – нет. Успех в условиях рынка, как это было показано в разделе 3, определяется оптимальным выбором видов деятельности предприятия, наличием достаточного количества всех необходимых ресурсов и способностью предприятия адаптироваться к многочисленным изменениям рыночной конъюнктуры.
Экономическая состоятельность
предприятия в предшествующем диагностике
году является концентрированным выражением
его текущего рыночного потенциала
(рыночной силы), который, в свою очередь,
зависит от наличия благоприятных
условий хозяйствования, деловой
активности, эффективности функционирования
и конкурентоспособности
На этом этапе, обеспеченном достоверной информационной базой, анализу и оценке подвергается совокупная способность предприятия, как функционирующего субъекта рынка и единого имущественного комплекса, обеспечить запланированный годовой уровень производства и реализации продукции, товаров и услуг, а также запланированный уровень показателей эффективности использования ресурсов предприятия.
Сопоставление плановой и
фактической величины годовых результативных
показателей и показателей
На втором этапе диагностика осуществляется в виде комплексного обобщенного исследования экономической устойчивости предприятия. На этом этапе анализу и оценке подлежат результативные показатели экономической состоятельности предприятия за ряд предшествующих лет. Анализ динамики ретроспективных показателей позволяет выявить устойчивые тенденции изменений во внутренней и внешней среде предприятия, оценить влияние внешних и внутренних факторов, обусловивших тенденции роста или снижения результативных показателей функционирования предприятия в ретроспективном периоде, выявить проявившиеся возможности и угрозы, оценить правомерность выделения сильных и слабых сторон функционирования предприятия, выявленных на первоначальном этапе диагностики рыночного потенциала предприятия.
Таблица 4.1
Технология трансформационной концепции диагностики текущего состояния
и стратегического
управления развитием
Выявленные тенденции
экономической устойчивости предприятия
в ретроспективном периоде
На третьем этапе предлагаемой
технологии производится поэлементный
анализ структурных составляющих рыночного
потенциала предприятия и осуществляется
оценка эффективности использования
производственных фондов, трудовых, финансовых
и материально-технических
По результатам анализа и оценки эффективности использования элементов рыночного потенциала предприятия производится доводка базовой трансформационной стратегии, посредством разработки функциональных стратегий повышения конкурентоспособности и развития предприятия: маркетинговой, производственной, инновационной, инвестиционной и т.д.
Анализ взаимосвязи
Использование предлагаемой
концепции в хозяйственной
4.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Основной задачей диагностики состояния рыночного потенциала предприятия является количественная оценка его прогнозируемого уровня, а также определение тенденций изменения доходности в условиях динамичной внешней среды.
В адекватной диагностике (анализе и оценке), а также развитии промышленного предприятия заинтересованы многочисленные рыночные субъекты (рис. 4.5). Прежде всего, это собственники (акционеры), управляющие и работники предприятия. Не меньший интерес перспективы развития предприятия вызывают у потенциальных инвесторов, кредиторов, страхователей и поставщиков материальных ресурсов и услуг. В значительной степени в результатах диагностики заинтересованы также органы государственного, территориального и муниципального управления, такие как: федеральные, территориальные и отраслевые управленческие структуры, контрольно-ревизионные органы, налоговые инспекции и т.п.
Каждая из заинтересованных
в оценке сторон, стремясь реализовать
собственные экономические
· повышения эффективности функционирования предприятия в текущий период;
· планирования развития потенциала предприятия в долгосрочной перспективе;
· обоснования
путей адаптации и развития предприятия
посредством его
· оценки инвестиционной привлекательности предприятия;
· оценки инновационных проектов;
· определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;
· исчисления сумм страховых платежей;
· определения налогооблагаемой базы и налоговых платежей;
· принятия обоснованных управленческих решений органами государственного управления различных уровней.
Диагностику состояния рыночного потенциала предприятия необходимо осуществлять с использованием ряда общих экономических принципов, основная часть которых разработана в теории стратегического менеджмента и оценки приносящей доход производственной недвижимости.
Из всего многообразия известных принципов оценки можно выделить две группы взаимосвязанных принципов, которые имеют прямое отношение к предмету нашего исследования, а именно:
1) принципы,
связанные с состоянием
2) принципы,
связанные с состоянием
В принципах проявляются основные закономерности поведения субъектов рыночной экономики. К сожалению, сегодняшнее состояние рыночных отношений в России далеко от совершенства, что затрудняет в полной мере без каких-либо корректировок использовать все то, что наработано практикой капиталистического способа производства и обусловливает необходимость разработки собственной трансформационной концепции, в большей степени отвечающей условиям переходного к рыночной экономике этапа.
Совокупность экономических
принципов, использованных при разработке
трансформационной концепции
Оценка и диагностика состояния внутренней среды предприятия базируется на следующих принципах:
· в будущее через настоящее из прошлого;
· изменения полезности;
· эффективности поставщика;
· вклада;
· предельной производительности;
· сбалансированности (пропорциональности);
· синергии;
· остаточной продуктивности.
Принцип взаимосвязи прошлого,
настоящего и будущего является общесистемным
и характеризует временной
Принцип изменения полезности является ключевым критерием оценки рыночного потенциала любого предприятия. Полезность для каждого потребителя, будь то собственник, покупатель продукции или орган государственного управления, индивидуальна и изменчива, но качественно и количественно она может быть определена во времени и в стоимостном измерении.
В самом общем виде полезность хозяйствующего субъекта состоит в его способности удовлетворять существующую на рынке потребность и приносить доход как его владельцам, так и другим субъектам рынка. Чем выше полезность, тем больше величина рыночного потенциала предприятия.Принцип эффективности и замещения предполагает, что с точки зрения любого потребителя предприятия с аналогичной эффективностью и полезностью обладают аналогичным рыночным потенциалом. Границы замещения определяются потребностями и желанием пользователя. К примеру, инвестор, решая проблему вложения собственных средств, ориентируется лишь на размер дохода и уровень риска, независимо от отраслевой специализации предприятия.В соответствии с принципом эффективности и замещения потребитель из множества товарных альтернатив выбирает продукцию того предприятия, которое в большей степени удовлетворяет приемлемое для него критериальное соотношение «цена / качество», вследствие чего доля рынка одного предприятия расширяется за счет свертывания рыночного потенциала другого предприятия-конкурента. В соответствии с этим принципом акционеры продают принадлежащие им пакеты акций низкорентабельных предприятий и покупают акции высокодоходных компаний, а сами предприятия снимают с производства устаревшую продукцию, ликвидируют малоэффективные производства и виды деятельности, переводя активы в продуктовые инновации, осваивая новые рынки сбыта, осуществляя диверсификацию производства.
Принцип вклада первичных факторов производства предполагает, что доходность любого вида экономической деятельности определяется тремя основными факторами производства: рабочей силой, капиталом и менеджментом. Рыночный потенциал предприятия в показателях доходности – это результат действия всех трех факторов. Поэтому для оценки рыночного потенциала предприятия необходимо знать вклад каждого фактора в формирование дохода предприятия.
Принцип предельной производительности
базируется на теории предельного дохода.
Из этого важного положения
Принцип гармонизации ресурсных
элементов производственного
Принцип синергии предполагает
необходимость учета
Учет принципа синергии обусловливает необходимость взвешенного и осмотрительного подхода при решении проблем оптимизации номенклатуры и ассортимента производимой продукции, работ и услуг, а также вопросов реструктуризации предприятия.
Принцип остаточной продуктивности
ресурсных элементов