Концептуальные основы формирования трансформационных способностей и развития конкурентных преимуществ предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:22, лекция

Описание работы

Деятельность любого предприятия ориентирована на достижение определенных целей. Однако в рыночных условиях хозяйствования одни предприятия успешно достигают поставленные цели, а другие – нет. Успех в условиях рынка, как это было показано в разделе 3, определяется оптимальным выбором видов деятельности предприятия, наличием достаточного количества всех необходимых ресурсов и способностью предприятия адаптироваться к многочисленным изменениям рыночной конъюнктуры.

Работа содержит 1 файл

4 смж.docx

— 215.97 Кб (Скачать)

Содержание трансформационной  концепции стратегического управления предприятием, базирующейся на диагностике  текущего состояния, адаптации и  развитии рыночного потенциала предприятия, состоит во всестороннем  изучении, анализе и оценке организационного и технико-технологического уровня производства (производственно-технического потенциала), обеспеченности производства материальными, трудовыми и финансовыми  ресурсами (производственно-ресурсного потенциала), оценке качества и эффективности  маркетинговой, производственной, финансовой, инвестиционной, репродуктивной и интеграционной деятельности предприятия (конкурентно-функционального  и трансформационно-репродуктивного потенциалов).

Таким образом, целью диагностики  текущего состояния и трансформационного развития рыночного потенциала предприятия  является повышение  эффективности  его функционирования в условиях рынка на основе системного изучения всех видов его деятельности, оценки изменений в среде функционирования и адекватности реагирования на них  системы управления предприятием.

В соответствие с поставленной целью задачи трансформационной  концепции диагностики состояния  рыночного потенциала предприятия  и его развития могут быть сформулированы следующим образом:

1)      идентификация  реальных рыночных способностей (рыночной силы) предприятия в  заданный конкретный момент времени;

2)      определение  фактической величины оценочных характеристик результативности функционирования предприятия на рынке;

3)      определение  трансформационных потребностей, посредством  сравнения фактической величины  оценочных характеристик с базовыми  или нормативными значениями, либо  известными аналогами;

4)      выявление  причин деформирования конфигурации  «потребности – способности», посредством  оценки изменений характеристик  внешней и внутренней среды  предприятия в пространственном  и временном разрезах;

5)      фиксация  основных факторов, вызвавших существенные  изменения в состоянии хозяйствующего  субъекта, установление их влияния  на конечные результаты функционирования  предприятия и определение основных  путей гармонизации трансформационных  потребностей и способностей;

6)      прогноз  развития выявленных тенденций  и формирование стратегии и  тактики трансформации, корректировка  действующих стратегий адаптации  предприятия к изменениям внешней  среды.

Цели и задачи трансформационной  концепции диагностики состояния  и развития рыночного потенциала предприятия могут варьироваться  и конкретизироваться по содержанию, широте охвата, времени анализа, точности оценок и уровням детализации. Правильная формулировка цели и постановка задач  трансформационной концепции диагностики  состояния и развития рыночного  потенциала предприятия имеют решающее значение, поскольку с их помощью  определяются реальные возможности  хозяйствующего субъекта, его сильные  и слабые стороны, оптимизируются методы управления, производится реструктуризация организационных структур управления и производства, корректируются маркетинговая, коммерческая, инновационная и инвестиционная политика предприятия.

Предметом трансформационной  концепции диагностики состояния  и развития рыночного потенциала предприятия являются анализ, оценка и прогнозирование: рыночных, производственных и экономических результатов  и возможностей; финансового состояния; эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а  также затрат на производство и реализацию продукции, определяющих конкурентоспособность  предприятия наряду с показателями качества изготавливаемой продукции.

Трансформационная концепция  диагностики состояния и развития рыночного потенциала предприятия  базируется на комплексном изучении процессов и результатов функционирования предприятия, выявлении основных причинно-следственных связей, поиске эффективных путей  нейтрализации возникающих угроз  и развития слабых сторон внутренней среды предприятия. В целях диагностики анализу, оценке и планированию подлежат маркетинговая, производственная, финансовая, инновационная, инвестиционная, социальная и в целом функциональная деятельность предприятия в долгосрочном (стратегия) и краткосрочном (тактика) периодах.

Вместе с тем, в условиях гипердинамичного внешнего окружения, связанного, например, с продолжительной  перестройкой всего хозяйственного механизма подобно сегодняшним  российским реалиям, планировать дальнесрочную  перспективу развития предприятия (стратегическое планирование) бессмысленно. Она будет постоянно корректироваться. В этих условиях основным способом адаптации предприятия к многочисленным изменениям становится тактика, т.е. краткосрочное, как правило, годовое планирование. Впоследствии, при наступлении относительной  стабильности бизнес-среды, тактика позволяет синтезировать стратегию предприятия. Впервые это парадоксальное явление, противоречащее всеобщим представлениям о взаимоотношениях стратегии и тактики, было отмечено в работах Н.С. Отварухиной.

Практическая реализация трансформационной концепции диагностики  состояния и развития рыночного  потенциала предприятия предполагает:

·        отбор  и разработку эффективных методик  анализа, оценки и планирования результатов  различных видов деятельности предприятия;

·        исследование и отбор эффективного инструментария оценки состояния и способов повышения  эффективности использования основных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

·        анализ и оценку текущих и будущих  производственных и экономических  результатов деятельности предприятия  с позиции его конкурентоспособности;

·        анализ и оценку текущего финансового состояния, угрозы банкротства, способов обеспечения  финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

Предлагаемая трансформационная  концепция диагностики состояния  и развития рыночного потенциала предприятия – это систематизированное  описание его настоящего, неразрывно связанное с его прошлым (ретроспекция), и прогнозирование (проспекция) его возможного состояния в будущем. В связи с этим, есть все основания полагать, что предлагаемая трансформационная концепция в современных условиях, отличительной характеристикой которых является возрастание динамичности окружающей среды, становится ключевым фактором эффективного стратегического менеджмента.

Предложенная трансформационная  концепция стратегического управления предприятием, базирующаяся на диагностике  состояния и развитии рыночного  потенциала предприятия позволяет:

1)             выявить ключевые проблемы функционирования  предприятия в условиях рынка;

2)      выявить  возможные причины возникновения  ключевых проблем в процессе  функционирования предприятия в  условиях динамично изменяющейся  внешней среды;

3)      сформировать  небольшое число ключевых, наиболее  информативных показателей –  индикаторов, дающих точную и  объективную картину текущего  состояния рыночной силы (потенциала) предприятия, проблем и перспектив  его адаптации и развития;

4)      определить  перечень контролируемых параметров, посредствам которых можно изменять  значение того или иного ключевого  индикатора в нужную сторону  и, таким образом, оптимизировать  конфигурацию «потребности –  способности»;

5)      разрабатывать  и оптимизировать альтернативные  варианты выхода предприятия  из кризисных ситуаций, адаптации  к изменениям внешней среды  и последующего развития;

6)      осуществлять  поиск решений некоторых проблем  предприятий как за счет собственных  средств и ресурсов, так и посредствам  интеграции с ведущими товаропроизводителями,  в том числе с лидерами мирового  рынка.

Предлагаемая концептуальная модель стратегического управления трансформацией рыночного потенциала предприятия – новая технология принятия управленческих решений, ориентированных одновременно, по крайней мере, в трех конкурентных плоскостях: товарной, ресурсной и функциональной. Данная технология создает научную основу для повышения степени соответствия системы управления характеру изменений рыночной среды, позволяет предприятию работать в упреждающем режиме за счет большей предсказуемости результатов его деятельности.

Использование этой технологии в хозяйственной практике отечественных  промышленных предприятий создает  условия для решения таких  важнейших народнохозяйственных проблем, как мобилизация, реанимация и рационализация ранее накопленного производственного  потенциала, повышение эффективности  его функционирования и конкурентоспособности  предприятий и отраслей экономики.

Нарастание нестабильности внешнего окружения бизнеса носит  объективный и всеобщий характер, а в условиях реформируемой России усиливается еще в большей  степени. Поэтому проблема адаптации  и развития ранее накопленного потенциала для отечественных предприятий  является особенно актуальной. Острота  этой проблемы еще больше возрастает для предприятий таких депрессивных регионов России, каким является Дальний  Восток.

Вопросы современного организационно-экономического состояния конверсионных предприятий  военно-промышленного комплекса  ДВР рассматривала М.И. Разумовская, которая приводит «лестницу» повышения  конкурентоспособности предприятия, наглядно иллюстрирующую пути и способы  выживания последних (рис. 4.2).

Эволюция аналитических  подходов к оценке потенциала предприятия  как производственного объекта (хозяйствующего субъекта и субъекта рыночных взаимоотношений) приведена в  разд. 2 (см. табл. 2.2). Здесь отражено основное содержание того или иного подхода: концептуальная предпосылка, условия применения, определяющие факторы и ресурсы, расчетные  структурные составляющие и показатель применяемой агрегатированной оценки состояния.

Хозяйственная практика дореформенного периода, как это было показано в  разделе 3, свидетельствует о том, что производственно-технический  и ресурсно-производственный подход оценки потенциала предприятия давал  адекватные результаты. Однако в условиях рыночной экономики, производственная составляющая, хотя и остается основным базовым элементом потенциала предприятия, не отражает реальных возможностей предприятия  на рынке. Примеров тому достаточно.

В условиях динамичной внешней  среды, а также олигополии реальные рыночные возможности предприятия  могут быть оценены лишь посредством  исчисления показателя «совокупный  рыночный потенциал предприятия». В  чем преимущества применения этого  показателя?

Этот показатель является интегрированным выражением всех ресурсов и возможностей, находящихся в  распоряжении предприятия, а также  результативности избранной трансформационной  стратегии адаптации и развития. Управлять им – значит, отслеживая изменения его величины во времени, корректируя соотношение его  элементов, развивать его до величины ведущих конкурентов. В условиях нестабильной внешней среды использование  подобного интегрированного показателя облегчает задачу поиска путей адаптации  предприятия к изменениям внешней  среды, выбор альтернативных вариантов  развития.

Концептуальная модель разработки трансформационной стратегии адаптации  и развития рыночного потенциала промышленного предприятия (рис. 4.3) наглядно иллюстрирует:

·        системообразующие взаимосвязи внутренней и внешней среды предприятия;

·        ключевую роль экономической категории «рыночный  потенциал предприятия» для оценки и диагностики экономического состояния  предприятия при его функционировании в условиях рынка;

·        альтернативные направления адаптации производственного  потенциала промышленного предприятия  к изменениям среды функционирования и пути его развития;

·        критический  фактор успеха в решении  проблем  выживания предприятия в условиях динамичной  внешней среды, которым  является качество управления, определяемое степенью результативности менеджмента  по функциям: маркетинг, сбыт, финансовое обеспечение, материально-техническое  обеспечение, кадровое обеспечение, инновационное  обеспечение и производство.

Диагностику текущего состояния  рыночного потенциала предприятия, как его способность функционировать  в условиях рынка или рыночной силы предприятия, целесообразно осуществлять в три этапа. Наименования этапов, их содержание и процедуры трансформационной  концепции диагностики текущего состояния и управления развитием  рыночного потенциала предприятия  приведены в табл. 4.1.

На первом этапе диагностика  осуществляется в виде комплексного обобщенного исследования, в процессе которого анализу и оценке подлежат результативные показатели экономической  состоятельности предприятия в  истекшем году.

Информация о работе Концептуальные основы формирования трансформационных способностей и развития конкурентных преимуществ предприятия