Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:22, лекция
Деятельность любого предприятия ориентирована на достижение определенных целей. Однако в рыночных условиях хозяйствования одни предприятия успешно достигают поставленные цели, а другие – нет. Успех в условиях рынка, как это было показано в разделе 3, определяется оптимальным выбором видов деятельности предприятия, наличием достаточного количества всех необходимых ресурсов и способностью предприятия адаптироваться к многочисленным изменениям рыночной конъюнктуры.
Оценка воздействия внешней среды, определяющей трансформацию величины, состояния и стратегию развития рыночного потенциала предприятия, базируется на следующих принципах:
· ожидания или предвидения;
· зависимости от внешнего окружения;
· соотношения спроса и предложения;
· соответствия рынку;
· возрастания конкуренции;
· изменения;
· экономического разделения (адаптации посредством реструктуризации).
Принцип ожидания и предвидения будущего предполагает, что рыночный потенциал любого предприятия определяется тем, насколько точно в текущий период оцениваются его прогнозируемые будущие доходы. Ретроспективные и текущие показатели функционирования предприятия, при этом, конечно, имеют существенное значение, однако экономическую оценку рыночного потенциала предприятия определяет будущее состояние внешней среды. В соответствии с этим принципом прошлое и настоящее предприятия являются лишь исходной базой, ключом к предвидению его будущего. На основе предвидения складываются представления (ожидания) о доходности функционирования предприятия. Принцип ожидания и предвидения заключается в определении текущей стоимости потенциального дохода предприятия, который может быть получен в будущем.
Принцип адекватности внешней
и внутренней среды утверждает известное
положение, что рыночный потенциал
предприятия определяется не только
и не столько его внутренними
факторами, но во многом – внешними.
Значение этого принципа существенно
возрастает с ростом нестабильности
внешнего окружения, при котором
критическое изменение какого-
Принцип соотношения спроса и предложения констатирует тот факт, что в рыночной экономике ведущим фактором, влияющим на ценообразование и адекватность внешней и внутренней среды, является сложившееся на данный момент соотношение спроса и предложения как на рынках ресурсов, так и на рынках продукции. Рынок учитывает соотношение спроса и предложения, прежде всего, через цену на продукцию, ресурсы и активы предприятия, когда последние являются объектом купли-продажи. Соотношение спроса и предложения на тех или иных рынках являются эффективными индикаторами в определении направления изменения цен, что, естественно, сказывается на изменении доходности и, соответственно, величине рыночного потенциала.
Принцип соответствия рыночным
стандартам подразумевает, что степень
полезности предприятия, а соответственно,
и его рыночная доля являются фиксированными
во времени и пространстве. Рынок
учитывает эту определенность, прежде
всего, через цену на продукцию предприятия.
При соответствии предприятия рыночным
стандартам, характерным в данное
время для конкретного
Принцип возрастания фактора
конкурентоспособности
Суть этого принципа трансформационных
изменений заключается в том,
что вероятностная величина рыночного
потенциала предприятия подвержена
постоянным трансформациям во времени
и пространстве вследствие изменений,
которые претерпевают предпочтения
потребителей, поведение поставщиков
и конкурентов, политические, экономические,
демографические, социальные и технологические
факторы. Характер, величина и интенсивность
трансформационных изменений
1) уровень
рыночного потенциала
2) в целях
диагностики состояния и
Принцип экономического обособления и интеграции гласит: хозяйствующее субъекты следует разделять и соединять посредством реструктуризации таким образом, чтобы увеличить общий уровень доходности предприятия. Трансформационные изменения внешней среды определяют альтернативные варианты использования предприятия. Зачастую реализация отдельных возможных вариантов вызывает необходимость разделения имущественных прав, в результате чего общая доходность объекта возрастает. В соответствии с этим принципом осуществляется реструктуризация предприятий с выделением арендных, совместных и других автономных структур.
Принцип оптимизации конфигурации
элементов рыночного
Перечисленные базовые принципы являются основой предлагаемой концепции управления состоянием и развитием рыночного потенциала предприятия в условиях динамичной внешней среды рынка, посредством своевременных, адекватных и системных трансформаций.
4.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИКИ ТРАНСФОРМАЦИИ
РЫНОЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
Трансформационная диагностика состояния и управление развитием рыночного потенциала предприятия включает в себя большое количество разнообразных оценок и, следовательно, требует применения разнообразных методов экономического анализа. Анализ, как способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей, занимает центральное место в стратегической оценке реальных рыночных возможностей хозяйствующего субъекта.
Предлагаемый вариант
трансформационной диагностики
состояния и управления развитием
рыночного потенциала промышленного
предприятия относится к
Большинство разработок диагностической
направленности в области экономического
анализа хозяйственной
Для эффективного управления адаптацией и развитием предприятия в рыночных условиях хозяйствования необходимо иметь представление не только о конечных результатах функционирования предприятия, но и о тенденциях и характере произошедших изменений на территориальном и отраслевом уровнях, уровнях национальной и мировой экономики. Поэтому непременным атрибутом диагностики состояния и оценки направлений трансформации рыночного потенциала предприятия является общетеоретический экономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на макроуровне.
Общетеоретический экономический анализ, как научный подход, получил развитие в трудах экономистов еще прошлого столетия. Анализ же функционирования предприятия, как специальная область знаний, выделился сравнительно недавно. Существенный вклад в развитие методологии комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия внесли такие ученые-экономисты, как М.И. Баканов, А.Д. Шеремет, В.Ф. Палий, И.И. Поклад и многие другие.
Большое значение в методологии
диагностики трансформации
Результативность предприятия в условиях рынка связана с эффективностью функционирования его отдельных подсистем: техники и технологии, экономики и организации производства, сбыта и реализации продукции и т.д. В связи с этим абсолютная величина рыночного потенциала предприятия является результатом взаимодействия различных технических, технологических, финансовых, управленческих, экономических и социальных процессов, протекающих на предприятии. Поэтому комплексная диагностика трансформации состояния рыночного потенциала предприятия невозможна без проведения технико-экономического, финансово-экономического, социально-экономического, экономико-экологического, маркетингового и управленческих анализов.
Содержанием технико-экономического анализа состояния рыночного потенциала предприятия является изучение взаимодействия технико-технологических и экономических процессов, а также установление их влияния на результативные показатели функционирования предприятия. Проведение этого вида анализа обеспечивают технические (главного инженера, главного технолога, главного энергетика и т.п.) и экономические службы предприятия.
Финансово-экономический
анализ состояния рыночного потенциала
предприятия основное внимание уделяет
результативности финансовой деятельности
предприятия: оптимизации финансовых
потоков, эффективности использования
собственного и заемного капитала,
выявлению резервов увеличения суммы
прибыли и повышения
Проведение финансово-
· по объекту анализа: структурный и функциональный;
· по периодичности проведения: систематический и эпизодический;
· по цели: внутренний и сравнительный;
· по характеру: динамический и статический;
· по масштабу: комплексный (системный) и локальный (объектный);
· по содержанию: предметный и операционно-процедурный;
· по форме оценки результатов: количественный и качественный;
· по субъекту проведения: самоанализ и внешний анализ.
Перечисленные виды анализа
в той или иной степени используются
либо могут быть использованы для
диагностики трансформации
Основой структурного анализа является структуризация (разделение) изучаемого объекта на самостоятельные составные элементы, каждый из которых является предметом отдельного детального исследования и характеризуется собственными параметрами. Применительно к нашему случаю – это фондовый, ресурсный, производственный, конкурентный, репродуктивный и т.п. потенциалы предприятия. Результативность же деятельности (функционирования) всего предприятия в целом либо отдельных его подсистем исследуется в процессе функционального анализа.
Систематический детальный
анализ состояния потенциала предприятия
(мониторинг изменений) предполагает постоянное
отслеживание изменений определенной
совокупности основных (ключевых) показателей,
характеризующих технико-