Концептуальные основы формирования трансформационных способностей и развития конкурентных преимуществ предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:22, лекция

Описание работы

Деятельность любого предприятия ориентирована на достижение определенных целей. Однако в рыночных условиях хозяйствования одни предприятия успешно достигают поставленные цели, а другие – нет. Успех в условиях рынка, как это было показано в разделе 3, определяется оптимальным выбором видов деятельности предприятия, наличием достаточного количества всех необходимых ресурсов и способностью предприятия адаптироваться к многочисленным изменениям рыночной конъюнктуры.

Работа содержит 1 файл

4 смж.docx

— 215.97 Кб (Скачать)

Оценка воздействия внешней  среды, определяющей трансформацию  величины, состояния и стратегию  развития рыночного потенциала предприятия, базируется на следующих принципах:

·      ожидания или предвидения;

·      зависимости  от внешнего окружения;

·      соотношения  спроса и предложения;

·      соответствия рынку;

·      возрастания  конкуренции;

·      изменения;

·      экономического разделения (адаптации посредством  реструктуризации).

Принцип ожидания и предвидения  будущего предполагает, что рыночный потенциал любого предприятия определяется тем, насколько точно в текущий  период оцениваются его прогнозируемые будущие доходы. Ретроспективные  и текущие показатели функционирования предприятия, при этом, конечно, имеют  существенное значение, однако экономическую  оценку рыночного потенциала предприятия  определяет будущее состояние внешней среды. В соответствии с этим принципом прошлое и настоящее предприятия являются лишь исходной базой, ключом к предвидению его будущего. На основе предвидения складываются представления (ожидания) о доходности функционирования предприятия. Принцип ожидания и предвидения заключается в определении текущей стоимости потенциального дохода предприятия, который может быть получен в будущем.

Принцип адекватности внешней  и внутренней среды утверждает известное  положение, что рыночный потенциал  предприятия определяется не только и не столько его внутренними  факторами, но во многом – внешними. Значение этого принципа существенно  возрастает с ростом нестабильности внешнего окружения, при котором  критическое изменение какого-либо фактора внешней среды может  оказаться фатальным для предприятия  и свести к нулю весь его рыночный потенциал.

Принцип соотношения спроса и предложения констатирует тот  факт, что в рыночной экономике  ведущим фактором, влияющим на ценообразование  и адекватность внешней и внутренней среды, является сложившееся  на данный момент соотношение спроса и предложения  как на рынках ресурсов, так и  на рынках продукции. Рынок учитывает  соотношение спроса и предложения, прежде всего, через цену на продукцию, ресурсы и активы предприятия, когда  последние являются объектом купли-продажи. Соотношение спроса и предложения  на тех или иных рынках являются эффективными индикаторами в определении  направления изменения цен, что, естественно, сказывается на изменении  доходности и, соответственно, величине рыночного потенциала.

Принцип соответствия рыночным стандартам подразумевает, что степень  полезности предприятия, а  соответственно, и его рыночная доля являются фиксированными во времени и пространстве. Рынок  учитывает эту определенность, прежде всего, через цену на продукцию предприятия. При соответствии предприятия рыночным стандартам, характерным в данное время для конкретного территориального рынка, цена на его продукцию будет  колебаться вокруг среднерыночного  значения. Если же продукция, технология, организация производства и сбыта  на предприятии не соответствуют  требованиям рынка, уровень доходности такого предприятия будут существенно  ниже.

Принцип возрастания фактора  конкурентоспособности предполагает, что на размер рыночной доли предприятия  или его рыночный потенциал влияет уровень конкуренции. В рыночной экономике высокодоходные отрасли  становятся объектом притязаний предприятий  из низкорентабельных отраслей. Предложение продукции в высокодоходных отраслях возрастает, конкуренция обостряется, что неизбежно приводит к снижению норм прибыли в этих отраслях в будущем. По мере усиления конкурентной борьбы доходность предприятий этих отраслей неизбежно снижается, а менее конкурентоспособные предприятия вытесняются с рынка. Чем выше конкурентоспособность предприятия, тем на большую долю рынка оно может рассчитывать. В постиндустриальный период развития общества уровень конкуренции неуклонно возрастает. Последняя закономерность предопределяет необходимость отслеживания относительного уровня конкурентоспособности предприятия при оценке его рыночного потенциала.

Суть этого принципа трансформационных  изменений заключается в том, что вероятностная величина  рыночного  потенциала предприятия подвержена постоянным трансформациям во времени  и пространстве вследствие изменений, которые претерпевают предпочтения потребителей, поведение поставщиков  и конкурентов, политические, экономические, демографические, социальные и технологические  факторы. Характер, величина и интенсивность  трансформационных изменений тем  выше, чем выше динамичность внешней  среды. Из этого принципа вытекают два  важных практических вывода:

1)      уровень  рыночного потенциала предприятия  имеет жесткую взаимосвязь с  датой его оценки;

2)      в целях  диагностики состояния и отслеживания  трансформационных изменений потенциала  необходимо осуществлять постоянный  мониторинг изменений внешней  среды.

Принцип экономического обособления  и интеграции гласит: хозяйствующее субъекты следует разделять и соединять посредством реструктуризации таким образом, чтобы увеличить общий уровень доходности предприятия. Трансформационные изменения внешней среды определяют альтернативные варианты использования предприятия. Зачастую реализация отдельных возможных вариантов вызывает необходимость разделения имущественных прав, в результате чего общая доходность объекта возрастает. В соответствии с этим принципом осуществляется реструктуризация предприятий с выделением арендных, совместных и других автономных структур.

Принцип оптимизации конфигурации элементов рыночного потенциала, являясь синтезом групповых принципов, предполагает наилучшее и наиболее эффективное использование. Под наилучшим и наиболее эффективным вариантом использования понимается разумный и возможный вариант, обеспечивающий наивысшую доходность активов предприятия на момент оценки. При этом данный альтернативный вариант должен удовлетворять трем критериям: быть юридически разрешенным, физически возможным и экономически целесообразным.

Перечисленные базовые принципы являются основой предлагаемой концепции  управления состоянием и развитием  рыночного потенциала предприятия  в условиях динамичной внешней среды  рынка, посредством своевременных, адекватных и системных трансформаций.

4.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИКИ  ТРАНСФОРМАЦИИ 

 РЫНОЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА  ПРЕДПРИЯТИЯ

Трансформационная диагностика  состояния и управление развитием  рыночного потенциала предприятия  включает в себя большое количество разнообразных оценок и, следовательно, требует применения разнообразных  методов экономического анализа. Анализ, как способ познания предметов и  явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные  части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей, занимает центральное  место в стратегической оценке реальных рыночных возможностей хозяйствующего субъекта.

Предлагаемый вариант  трансформационной диагностики  состояния и управления развитием  рыночного потенциала промышленного  предприятия относится к категории  управленческого анализа и базируется на гармоничном сочетании маркетингового, производственного и финансового  анализа, стратегического (долгосрочного) и тактического (краткосрочного) планирования. При этом вопросам взаимосвязи рыночной ситуации, эффективности текущего использования  ресурсов и конкурентоспособности  предприятия, уделяется первостепенное значение, поскольку в рыночной экономике  именно они определяют стратегию  и тактику адаптации и последующего развития потенциала предприятия.

Большинство разработок диагностической  направленности в области экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия, получившие наибольшее распространение  в современной отечественной  практике, оперируют в основном финансовыми  показателями и, как правило, сводятся к стоимостному анализу затрат, результатов  и оценке резервов. Предлагаемый интегральный подход диагностики трансформации  состояния рыночного потенциала предприятия, по мнению автора, позволяет  органически увязать рыночные, производственные и финансовые аспекты функционирования предприятия, комплексно рассмотреть  их взаимозависимость и взаимовлияние  на реальное состояние и перспективы  предприятия в условиях рынка.

Для эффективного управления адаптацией и развитием предприятия  в рыночных условиях хозяйствования необходимо иметь представление  не только о конечных результатах  функционирования предприятия, но и  о тенденциях и характере произошедших изменений на территориальном и отраслевом уровнях, уровнях национальной и мировой экономики. Поэтому непременным атрибутом диагностики состояния и оценки направлений трансформации рыночного потенциала предприятия является общетеоретический экономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на макроуровне.

Общетеоретический экономический  анализ, как научный подход, получил  развитие в трудах экономистов еще  прошлого столетия. Анализ же функционирования предприятия, как специальная область  знаний, выделился сравнительно недавно. Существенный вклад в развитие методологии  комплексного анализа хозяйственной  деятельности предприятия  внесли такие  ученые-экономисты, как М.И. Баканов, А.Д. Шеремет, В.Ф. Палий, И.И. Поклад и многие другие.

Большое значение в методологии  диагностики трансформации рыночного  потенциала предприятия имеет анализ его результативности в истекший период. Ретроспективный анализ позволяет  отследить динамику результатов  хозяйственной деятельности во времени, изучить проявившиеся закономерности и наметившиеся тенденции, выявить  неиспользованные возможности и  возникающие угрозы, увидеть перспективу  и разработать стратегию и  тактику адаптации и развития.

Результативность предприятия  в условиях рынка связана с  эффективностью функционирования его  отдельных подсистем: техники и  технологии, экономики и организации  производства, сбыта и реализации продукции и т.д. В связи с  этим абсолютная величина рыночного  потенциала предприятия является результатом  взаимодействия различных технических, технологических, финансовых, управленческих, экономических и социальных процессов, протекающих на предприятии. Поэтому комплексная диагностика трансформации состояния рыночного потенциала предприятия невозможна без проведения технико-экономического, финансово-экономического, социально-экономического, экономико-экологического, маркетингового и управленческих анализов.

Содержанием технико-экономического анализа состояния рыночного  потенциала предприятия является изучение взаимодействия технико-технологических  и экономических процессов, а также установление их влияния на результативные показатели функционирования предприятия. Проведение этого вида анализа обеспечивают технические (главного инженера, главного технолога, главного энергетика и т.п.) и экономические службы предприятия.

Финансово-экономический  анализ состояния рыночного потенциала предприятия основное внимание уделяет  результативности финансовой деятельности предприятия: оптимизации финансовых потоков, эффективности использования  собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы  прибыли и повышения рентабельности, улучшению финансового состояния  и платежеспособности предприятия, отслеживанию негативных факторов, которые  ослабляют финансовую устойчивость предприятия, доводя его до кризиса.

Проведение финансово-экономического анализа – основная функция бухгалтерско-аудиторской  и финансово-экономической служб  предприятия. Эти службы в своей  практике широко применяют большое  количество специфических видов  анализа, которые по различным оценочным  признакам Т.Б. Бердникова классифицирует следующим образом:

·      по объекту  анализа: структурный и функциональный;

·      по периодичности  проведения: систематический и эпизодический;

·      по цели: внутренний и сравнительный;

·      по характеру: динамический и статический;

·      по масштабу: комплексный (системный) и локальный (объектный);

·      по содержанию: предметный и операционно-процедурный;

·      по форме  оценки результатов: количественный и качественный;

·      по субъекту проведения: самоанализ и внешний  анализ.

Перечисленные виды анализа  в той или иной степени используются либо могут быть использованы для  диагностики трансформации состояния  рыночного потенциала предприятия.

Основой структурного анализа  является структуризация (разделение) изучаемого объекта на самостоятельные  составные элементы, каждый из которых  является предметом отдельного детального исследования и характеризуется  собственными параметрами. Применительно к нашему случаю – это фондовый, ресурсный, производственный, конкурентный, репродуктивный и т.п. потенциалы предприятия. Результативность же деятельности (функционирования) всего предприятия в целом либо отдельных его подсистем исследуется в процессе функционального анализа.

Систематический детальный  анализ состояния потенциала предприятия (мониторинг изменений) предполагает постоянное отслеживание изменений определенной совокупности основных (ключевых) показателей, характеризующих технико-экономическое  состояние предприятия. В противоположность  ему эпизодический (фрагментный  или точечный) анализ состояния рыночного  потенциала предприятия основан  на разовых специальных исследованиях  изменений параметров технико-экономического состояния предприятия в целом, либо его отдельных структурных  составляющих элементов.

Информация о работе Концептуальные основы формирования трансформационных способностей и развития конкурентных преимуществ предприятия