Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:22, лекция
Деятельность любого предприятия ориентирована на достижение определенных целей. Однако в рыночных условиях хозяйствования одни предприятия успешно достигают поставленные цели, а другие – нет. Успех в условиях рынка, как это было показано в разделе 3, определяется оптимальным выбором видов деятельности предприятия, наличием достаточного количества всех необходимых ресурсов и способностью предприятия адаптироваться к многочисленным изменениям рыночной конъюнктуры.
4. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ
4.1. УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ И РАЗВИТИЕМ
РЫНОЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
Деятельность любого предприятия
ориентирована на достижение определенных
целей. Однако в рыночных условиях хозяйствования
одни предприятия успешно достигают
поставленные цели, а другие – нет.
Успех в условиях рынка, как это
было показано в разделе 3, определяется
оптимальным выбором видов
Перечисленные составляющие
рыночной силы (потенциала) предприятия,
в свою очередь, определяются качеством
его менеджмента, уровень которого
зависит от квалификации руководителей
и обоснованности, принимаемых ими
управленческих решений по различным
аспектам хозяйственной деятельности.
Управление предприятием, как сложный
социально-экономический и
Одним из наиболее действенных
методов обоснования
Г.Б. Клейнер, И.И. Поклад, П.И. Савичев, Е.В. Долгополов, М.Ф. Дьячков, А.И. Муравьев, Н.Г. Чумаченко и многие другие.
Современное состояние анализа
можно охарактеризовать как довольно
основательно разработанную теорию
для комплексного и системного
изучения экономики предприятий
и поиска резервов увеличения производства
и реализации продукции. Вместе с
тем, как отмечает Г.В. Савицкая, наука
анализа хозяйственной
Примером такой интеграции является предлагаемая концепция технологии управления предприятием в условиях динамичной внешней среды рынка, базирующаяся на использовании экономической категории «рыночный (интегральный) потенциал предприятия», диагностике его текущего состояния, стратегическом и тактическом планировании адаптации предприятия к изменениям внешней среды и последующего его развития в новых условиях функционирования (см. рис. 1.3).
Диагностика (анализ и оценка)
текущего состояния рыночного потенциала
предприятия, как способ установления
характера нарушений
Скромные результаты десятилетнего
периода экономических
На решение этой актуальной для промышленных предприятий России задачи направлена предлагаемая к обсуждению концепция формирования трансформационных способностей и развития конкурентных преимуществ предприятий, основой которой являются диагностика текущего состояния рыночного потенциала предприятия (экономического потенциала в условиях рынка), а также разработка трансформационной стратегии и тактики его адаптации и развития.
Современное кризисное состояние
промышленности России, носящее всеобщий
и всесторонний характер, не может
быть преодолено лишь мерами надстроечного
характера, необходима глубокая реконструкция
материально-технической и
Попытки форсированного вхождения
России в рынок уже принесли рекордные
безработицу и дифференциацию доходов
населения. Повсеместно наблюдается
спад производства во всех отраслях и
деградация ранее накопленных научно-
Конкурентоспособность отечественных предприятий промышленности на мировых товарных рынках будет зависеть, прежде всего, от того, насколько они удовлетворяют современным требованиям рынка в разрезе критериев: производительность, качество, гибкость и инновационность. Очевидно, что вхождение отечественных товаропроизводителей на мировой рынок и выход из сегодняшнего затянувшегося кризиса может быть осуществлен лишь через анализ особенностей докризисного развития, диагностику текущего состояния рыночного потенциала предприятий, разработку трансформационной стратегии и тактики адаптации текущего потенциала к новым условиям хозяйствования и его последующего развития.
На уровне «топ-менеджмента» промышленных предприятий переходный процесс во временном разрезе характеризуется наличием трех фаз в отношении руководителей предприятий к происходящим переменам: отрицание происходящих изменений, восприятие угрозы, принятие вызова.
На первоначальном этапе
реформ большинство руководителей-
На втором этапе на смену
старому поколению управленцев-
На третьем (сегодняшний день) этапе реформ общественное сознание и правительственные органы, осознав угрозу необратимых последствий, пришли к пониманию необходимости эволюционных преобразований в хозяйственной деятельности предприятий, планомерной модернизации и рационализации всего производственного аппарата. На решение этих злободневных проблем отечественных предприятий промышленности направлен предлагаемый организационно-экономический механизм управления адаптацией трансформацией и развитием экономического потенциала предприятия в рыночных условиях хозяйствования, описанный в данной работе.
Предлагаемая технология
диагностики состояния и
По мнению профессора Г.Л. Азоева, возрастающая динамичность внешней среды определяет необходимость формирования соответствующего подхода к управлению предприятием, который не только обеспечивал бы сам процесс адаптации, но и создавал условия для его эффективного функционирования на постоянной основе. Г.Л. Азоев, отмечая, что реальные положительные результаты достигаются там, где формирование конкурентных преимуществ доведено до уровня технологии управления, сформулировал принципиальные особенности этих технологий:
1) систематический
характер выполнения, обусловленный
динамичностью конкурентной
2) высокая
ответственность при их
3) инерционность
проявления последствий
4) сложность
организационной поддержки
5) интерактивность, объясняемая наличием большого количества неформализуемых процедур и необходимостью введения отдельных коррективов в результате изменения конъюнктуры;
6) необходимость
мощной информационной
7) многокритериальность, связанная с многоаспектным характером, как процессов управления, так и состояния конкурентной среды.
Перечисленные принципиальные
особенности новых
В рыночных условиях хозяйствования
основной проблемой большинства
функционирующих предприятий
В основе предлагаемого подхода
лежит распознавание или
Трансформационный подход позволяет
оценить действительные возможности
и способности предприятия на
рынке (реальную рыночную силу предприятия),
выявить истинные причины изменений
результативности функционирования, разработать
либо скорректировать стратегию
и тактику первоначально
Сущность предлагаемой концептуальной
модели стратегического управления
трансформацией предприятия (на рис. 4.1)
заключается в анализе, оценке и
диагностике текущего (фактического)
состояния рыночного потенциала
предприятия и его структурных
элементов, измерении основных характеристик,
отражающих изменение состояния
элементов внешней и внутренней
среды, необходимых для фиксации,
прогнозирования и
Диагностика рыночной силы
(потенциала) предприятия включает
определение оценочных