Концептуальные основы формирования трансформационных способностей и развития конкурентных преимуществ предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:22, лекция

Описание работы

Деятельность любого предприятия ориентирована на достижение определенных целей. Однако в рыночных условиях хозяйствования одни предприятия успешно достигают поставленные цели, а другие – нет. Успех в условиях рынка, как это было показано в разделе 3, определяется оптимальным выбором видов деятельности предприятия, наличием достаточного количества всех необходимых ресурсов и способностью предприятия адаптироваться к многочисленным изменениям рыночной конъюнктуры.

Работа содержит 1 файл

4 смж.docx

— 215.97 Кб (Скачать)

4.    КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ 

 И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ  ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ

4.1. УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ  И РАЗВИТИЕМ 

 РЫНОЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА  ПРЕДПРИЯТИЯ

Деятельность любого предприятия  ориентирована на достижение определенных целей. Однако в рыночных условиях хозяйствования одни предприятия успешно достигают  поставленные цели, а другие – нет. Успех в условиях рынка, как это  было показано в разделе 3, определяется оптимальным выбором видов деятельности предприятия, наличием достаточного количества всех необходимых ресурсов и способностью предприятия адаптироваться к многочисленным изменениям рыночной конъюнктуры.

Перечисленные составляющие рыночной силы (потенциала) предприятия, в свою очередь, определяются качеством  его менеджмента, уровень которого зависит от квалификации руководителей  и обоснованности, принимаемых ими  управленческих решений по различным  аспектам хозяйственной деятельности. Управление предприятием, как сложный  социально-экономический и технико-технологический  процесс, представляет собой воздействие  на производственный объект с целью  сохранения его устойчивого состояния  или перевода из одного состояния  в другое в соответствие с поставленными  целями.

Одним из наиболее действенных  методов обоснования управленческих решений, получивших широкое распространение  в отечественной и зарубежной теории управления и хозяйственной  практике, является комплексный экономический  анализ. Большой вклад в развитие и становление анализа хозяйственной  деятельности как науки внесли отечественные  ученые-экономисты: М.И. Баканов, А.Д. Шеремет, С.Б. Барнгольц,

 Г.Б. Клейнер, И.И. Поклад,  П.И. Савичев, Е.В. Долгополов, М.Ф. Дьячков, А.И. Муравьев, Н.Г. Чумаченко и многие другие.

Современное состояние анализа  можно охарактеризовать как довольно основательно разработанную теорию для комплексного и системного  изучения экономики предприятий  и поиска резервов увеличения производства и реализации продукции. Вместе с  тем, как отмечает Г.В. Савицкая, наука  анализа хозяйственной деятельности предприятия нуждается в дальнейшем развитии, одним из направлений которого является усиление взаимосвязи с  другими смежными науками, изучающими особенности поведения хозяйствующих  субъектов в рыночных условиях хозяйствования. Среди этих наук с учетом возрастания  конкуренции и усиления динамичности бизнес-среды на первое место выдвигается стратегическое планирование и управление.

Примером такой интеграции является предлагаемая концепция технологии управления предприятием в условиях динамичной внешней среды рынка, базирующаяся на использовании экономической  категории «рыночный (интегральный) потенциал предприятия», диагностике  его текущего состояния, стратегическом и тактическом планировании адаптации  предприятия к изменениям внешней  среды и последующего его развития в новых условиях функционирования (см. рис. 1.3).

Диагностика (анализ и оценка) текущего состояния рыночного потенциала предприятия, как способ установления характера нарушений нормального  хода экономических процессов на основе типичных признаков, в сочетании  с одновременной разработкой  долгосрочных (стратегии) и краткосрочных (тактики) мероприятий по трансформационному развитию элементов рыночного потенциала предприятия, являются ключевыми этапами  процесса обоснования принимаемых  управленческих решений в условиях динамично изменяющейся внешней  среды рынка.

Скромные результаты десятилетнего  периода экономических преобразований в России привели к осознанию  многими учеными того факта, что  в современных условиях возникла необходимость формирования нового подхода, включающего, помимо знания общих макроэкономических законов, которым подчиняется рыночная экономика, знания частностей осуществления перехода от одной институциональной системы к другой на микроэкономическом уровне предприятий, необходимых им при разработке различных программ действий. Об этом, в частности, пишет П.А. Минакир, он глубоко проанализировал теоретические и социально-экономические предпосылки трансформационных процессов и последствия их применения в экономической системе России и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Восточной Европы, осуществляющих переход от централизованной экономики к рынку.

На решение этой актуальной для промышленных предприятий России задачи направлена предлагаемая к обсуждению концепция формирования трансформационных  способностей и развития конкурентных преимуществ предприятий, основой которой являются диагностика текущего состояния рыночного потенциала предприятия (экономического потенциала в условиях рынка), а также разработка трансформационной стратегии и тактики его адаптации и развития.

Современное кризисное состояние  промышленности России, носящее всеобщий и всесторонний характер, не может  быть преодолено лишь мерами надстроечного  характера, необходима глубокая реконструкция  материально-технической и социально-экономической  базы отечественного производства. Свидетельством тому является затянувшийся на десятилетия  кризис, который показывает, что  невозможно прежними средствами повысить и даже достичь прежнего социально-экономического уровня страны.

Попытки форсированного вхождения  России в рынок уже принесли рекордные  безработицу и дифференциацию доходов  населения. Повсеместно наблюдается  спад производства во всех отраслях и  деградация ранее накопленных научно-технического и производственно-экономического потенциалов, резко обострились  социально-экономические проблемы в стране. Участие в конкурентной борьбе наших предприятий с мировыми лидерами требует от них игры по международным правилам конкуренции, определяющими из которых являются эффективность маркетинговой, снабженческо-сбытовой, производственной, финансовой, инновационной  и инвестиционной деятельности предприятия.

Конкурентоспособность отечественных  предприятий промышленности на мировых  товарных рынках будет зависеть, прежде всего, от того, насколько они удовлетворяют  современным требованиям рынка  в разрезе критериев: производительность, качество, гибкость и инновационность. Очевидно, что вхождение отечественных товаропроизводителей на мировой рынок и выход из сегодняшнего затянувшегося кризиса может быть осуществлен лишь через анализ особенностей докризисного развития, диагностику текущего состояния рыночного потенциала предприятий, разработку трансформационной стратегии и тактики адаптации текущего потенциала к новым условиям хозяйствования и его последующего развития.

На уровне «топ-менеджмента» промышленных предприятий переходный процесс во временном разрезе характеризуется наличием трех фаз в отношении руководителей  предприятий к происходящим переменам: отрицание происходящих изменений, восприятие угрозы, принятие вызова.

На первоначальном этапе  реформ большинство руководителей-воспитанников  и приверженцев прежней управленческой парадигмы времен индустриального  этапа развития отечественной промышленности, заняв выжидательную позицию, все  усилия прилагали к сохранению прежних  укладов хозяйствования. Этот этап к всеобщей радости уже пройден.

На втором этапе на смену  старому поколению управленцев-технократов  пришли молодые предприимчивые монитаристы, обремененные дипломами и сертификатами зарубежных  и отечественных школ бизнеса. Овладев основами финансового менеджмента и знанием законов «чистой» рыночной экономики западного образца, вместе с тем, имея смутное представление об отраслевых особенностях в силу отсутствия какого-либо значительно опыта практической работы, молодежь ринулась реструктурировать предприятия. Итог очевиден и плачевен: число предприятий-банкротов растет; производственные комплексы разрушены; меж- и внутрихозяйственные диспропорции возросли; материально-техническая база производства разграблена и разворована; рабочие, специалисты и служащие, вообще потеряв право на какую-либо производственную собственность, дарованную им ваучеризацией, пополнили ряды безработных или ушли в «челноки».

На третьем (сегодняшний  день) этапе реформ общественное сознание и правительственные органы, осознав  угрозу необратимых последствий, пришли к пониманию необходимости эволюционных преобразований в хозяйственной деятельности предприятий, планомерной модернизации и рационализации всего производственного аппарата. На решение этих злободневных проблем отечественных предприятий промышленности направлен предлагаемый организационно-экономический механизм управления адаптацией трансформацией и развитием экономического потенциала предприятия в рыночных условиях хозяйствования, описанный в данной работе.

Предлагаемая технология диагностики состояния и управления развитием предприятия с использованием экономической категории «совокупный  рыночный потенциал предприятия» в  широком смысле трансформируется в  задачу адаптации системы управления предприятием к изменениям внешней  среды, что позволяет быстро и  точно определить направления повышения  конкурентоспособности и эффективности  деятельности предприятия в условиях рынка.

По мнению профессора Г.Л. Азоева, возрастающая динамичность внешней среды определяет необходимость формирования соответствующего подхода к управлению предприятием, который не только обеспечивал бы сам процесс адаптации, но и создавал условия для его эффективного функционирования на постоянной основе. Г.Л. Азоев, отмечая, что реальные положительные результаты достигаются там, где формирование конкурентных преимуществ доведено до уровня технологии управления, сформулировал принципиальные особенности этих технологий:

1)      систематический  характер выполнения, обусловленный  динамичностью конкурентной среды  и необходимостью ее постоянного  мониторинга;

2)      высокая  ответственность при их разработке  и выполнении, определяемая сильным  воздействием разрабатываемых решений  на важнейшие экономические показатели;

3)      инерционность  проявления последствий подготавливаемых  решений и как следствие –  невозможность оперативного устранения  нежелательных последствий;

4)      сложность  организационной поддержки реализации  технологий из-за их многофункциональности  и необходимости координации  работ между различными иерархическими  уровнями управления предприятием;

5)      интерактивность,  объясняемая наличием большого  количества неформализуемых процедур и необходимостью введения отдельных коррективов в результате изменения конъюнктуры;

6)      необходимость  мощной информационной поддержки  в виде статистических данных, результатов панельных исследований  и так называемых слабых сигналов;

7)      многокритериальность, связанная с многоаспектным характером, как процессов управления, так и состояния конкурентной среды.

Перечисленные принципиальные особенности новых управленческих технологий в полной мере свойственны  предлагаемой автором модели адаптивного  управления предприятием, в основе которой лежит диагностика (анализ и оценка) текущего состояния рыночного  потенциала предприятия и его  структурных элементов, а также  разработка стратегии и тактики  его адаптации к изменениям среды  функционирования и последующего развития.

В рыночных условиях хозяйствования основной проблемой большинства  функционирующих предприятий является выявление и обеспечение устойчивого  развития доходного и конкурентоспособного производства, повышение эффективности  использования имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов, поиск эффективных  сфер приложения избыточных мощностей.

В основе предлагаемого подхода  лежит распознавание или диагностика  рыночных способностей предприятия  и его структурных подразделений. Предприятие, как объект исследования рассматривается с позиции анализа  и оценки его производственного (фондового и ресурсного) и рыночного  потенциала, а также влияния факторов внешней  и внутренней среды на результативные показатели реализации его экономического потенциала в  целом.

Трансформационный подход позволяет  оценить действительные возможности  и способности предприятия на рынке (реальную рыночную силу предприятия), выявить истинные причины изменений  результативности функционирования, разработать  либо скорректировать стратегию  и тактику первоначально адаптации  к изменениям внешней среды, а  затем – развития.

Сущность предлагаемой концептуальной модели стратегического управления трансформацией предприятия (на рис. 4.1) заключается в анализе, оценке и  диагностике текущего (фактического) состояния рыночного потенциала предприятия и его структурных  элементов, измерении основных характеристик, отражающих изменение состояния  элементов внешней и внутренней среды, необходимых для фиксации, прогнозирования и предупреждения возможных отклонений от устойчивых ретроспективных, среднеотраслевых или  глобалльных (стандартных) значений.

Диагностика рыночной силы (потенциала) предприятия включает определение оценочных признаков, выбор методов их измерения, характеристику этих признаков, анализ и оценку выявленных отклонений от стандартных либо общепризнанных значений и оценку их влияния на результативные показатели функционирования предприятия.

Информация о работе Концептуальные основы формирования трансформационных способностей и развития конкурентных преимуществ предприятия