Концепция стратегического предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 00:56, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования – изучение теоретических основ, а также выработка практических рекомендаций по стратегическому управлению в малом предпринимательстве.

Для достижений данной цели были поставлены и решались следующие основные задачи:

- изучение теоретических основ стратегического управления предпринимательством;

- анализ стратегии развития кафе «Rеd Hall» ИП А.Н.Будищева на рынке кино-аттракционов и общественного питания в г. Якутске;

- разработка рекомендаций по стратегии управления малым бизнесом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1. Теоретические основы стратегического управления предпринимательством…………………………………………………………….5

2. Оценка стратегии развития кафе «Rеd Hall»……………………………..…..16

3. Рекомендации по стратегическому развитию индивидуального предпринимателя…………………………………………………………………24

Заключение……………………………………………………………………..…31

Список литературы……………………………………………………………….33

Приложение

Работа содержит 1 файл

Концепция стратегич предпринимат курсовая.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

1. Теоретические основы стратегического управления предпринимательством…………………………………………………………….5

2. Оценка стратегии развития кафе «Rеd Hall»……………………………..…..16

3. Рекомендации по стратегическому развитию индивидуального предпринимателя…………………………………………………………………24

Заключение……………………………………………………………………..…31

Список  литературы……………………………………………………………….33

Приложение

 

    ВВЕДЕНИЕ

 

    Современное состояние российской экономики  характеризуется высоким уровнем  динамизма и неопределенности внешней среды. Существующие системы управления не адаптированы к решению принципиально новых задач и управленческих проблем, встающих перед организациями.

    Концепция стратегического управления, возникшая  в середине XX века в странах рыночной экономики, позволяет предприятиям перейти на качественно новый уровень управления. Именно в технологиях стратегического управления в наибольшей степени проявляется способность к «нейтрализации» отрицательных внешних воздействий.

    Однако  большинство российских предприятий до сегодняшнего времени крайне слабо используют модели, методы и инструменты стратегического управления. Это объясняется тем, что, во-первых, в существующем многообразии школ стратегического управления отсутствует единый подход к решению вопросов, связанных с формированием системы стратегического управления промышленным предприятием. Во вторых, концепции стратегического управления находятся в постоянном развитии, что объясняется необходимостью применения творческого подхода при принятии новых, оригинальных стратегических решений, позволяющих предприятиям обеспечить успешное функционирование в долгосрочном периоде и преимущества перед конкурентами. В третьих, в процессе использования технологий стратегического управления необходимо учитывать отраслевые, региональные и организационные особенности.

    В связи с этим проблема формирования системы стратегического управления предпринимательства актуальна не только с точки зрения решения теоретических и методологических задач, но также имеет практическую значимость, как для российской экономики в целом, так и для индивидуальных предпринимателей в частности.

     Цель  настоящего исследования – изучение теоретических основ, а также выработка практических рекомендаций по стратегическому управлению в малом предпринимательстве.

    Для достижений данной цели были поставлены и решались следующие основные задачи:

    - изучение теоретических основ стратегического управления  предпринимательством;

    - анализ стратегии развития кафе «Rеd Hall» ИП А.Н.Будищева на рынке кино-аттракционов и общественного питания в г. Якутске;

    - разработка рекомендаций по стратегии  управления малым бизнесом.

    Объект  исследования – деятельность ИП А.Н.Будищева.

    Предмет исследования – стратегия развития кафе «Rеd Hall».

    Теоретической базой данной работы выступили учебники, учебные пособия по менеджменту, монографии, затрагивающие проблемы формирования системы стратегического управления, публикации в научных журналах.

    Структурно  работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ

 

    Сначала рассмотрим понятие малого предпринимательства. Как показывает мировая практика, основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

  1. численность персонала;
  2. размер уставного капитала;
  3. величина активов;
  4. объем оборота (прибыли, дохода).

    Мелкие  и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, оказании услуг.

    Во-первых, они обеспечивают необходимую мобильность  в условиях рынка, создают глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, они способны не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), они создают ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

    В российской практике существование  малого предпринимательства было разрешено  в 1988 г. В этот период к числу малых  отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. В 2007 г. был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ.

    Под субъектами малого бизнеса стали  пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней:

  1. в промышленности – 100 человек;
  2. в строительстве – 100 человек;
  3. на транспорте – 100 человек;
  4. в сельском хозяйстве – 60 человек;
  5. в научно технической сфере – 60 человек;
  6. в оптовой торговле – 50 человек;
  7. в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
  8. в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

    В Федеральном Законе «О государственной  поддержке малого  и среднего предпринимательства в РФ»  установлено, что под субъектами малого бизнеса  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

    Под предпринимательской деятельностью  гражданина понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

    К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования  юридического лица, соответственно применяются  правила Гражданского Кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Индивидуальные предприниматели отвечают по своим обязательствам всем имуществом, в отличие от учредителей обществ, несущих ответственность только в пределах внесенного ими вклада в уставный капитал фирмы (ст. 24 ГК РФ). При этом имеется в виду не только имущество, используемое в коммерческих целях, но и личное имущество, за исключением предметов первой необходимости согласно закрытому перечню, приведенному в ст. 446 ГК РФ.

    Далее проанализируем понятие «стратегия»  и «стратегическое управление».

    Слово «стратегия» (от греч. stratis – войско + ago – веду или strategos – искусство генерала в переводе с греческого языка означает «искусство развертывания войск в бою»). Термин взят из военного лексикона, где он обозначает планирование и проведение в жизнь политики страны или военно-политического союза государств с использованием всех доступных средств. В условиях переходной экономики, когда происходит ускоряющийся процесс формирования институтов рынка и рыночных отношений, руководители большинства отечественных фирм осознали необходимость концентрации внимания на выработке долгосрочной стратегии деятельности. Поэтому значение стратегического планирования, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, в нашей стране резко возросло в последние десятилетия.

    Как пишет О.С.Виханский, стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

    Современная концепция управления экономическими системами разного уровня (страны — региона — компании) — это концепция стратегического управления. Она возникла как ответ на вызовы и угрозы внешней среды: усиление ее нестабильности, рост глобализации, обострение и кардинальное изменение конкурентной борьбы. В результате эволюции систем управления, проходившей под воздействием изменений производства, в 60-70-е годы XX в. появился стратегический менеджмент. В начале его методы применялись, в основном, крупными корпорациями, работавшими в более нестабильных условиях внешней среды и имевшими средства на исследования и разработку систем стратегического управления. В дальнейшем идеи и методы стратегического управления стали использоваться компаниями разных размеров и сфер бизнеса, а также некоммерческими организациями и органами государственного управления для обеспечения конкурентного преимущества в рыночных условиях.                        

    В настоящее время стратегическое управление и как система управления, и как наука продолжает динамично  развиваться. Возникли разные школы стратегического менеджмента, в каждой из которых преобладает тот или иной подход к стратегическому управлению.     

    Что же такое стратегическое управление? Для того чтобы дать развернутое определение, сравним это управление с преимущественно оперативным, в основном практиковавшимся свыше 20 лет назад. Сравнение проведем по ключевым характеристикам управления организацией (Приложение А).

    Стратегическое  управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

     Стратегическое  управление как процесс можно  представить в виде последовательности нескольких этапов (рис.1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Процесс стратегического управления организацией 

    Каждая  фаза (функция) стратегического управления заканчивается определенным результатом:

    - стратегический анализ среды — оценкой существующего положения организации, ее конкурентоспособности;

    - прогнозирование — прогнозом ее будущего состояния;

    - выбор миссии, целей и стратегий — запланированной и адаптивной стратегией, стратегическим планом, программой;

    - реализация стратегий, контроль и корректирование связаны с разработкой программ, механизмов функционирования, мотивации, финансирования, организационного и инвестиционного проектирования, контроля, регулирования.

    Эффективность стратегического управления зависит  от трех стратегических макроустановок организации: на рост, защиту и развитие. В зависимости от среды возможно преобладание той или иной установки.

    На рисунке 2 изображен процесс формирования стратегии и видно, что анализ внешнего окружения не отображается отдельным этапом, а «стоит» как бы «над» всем процессом стратегического управления.

     

     Анализ, прогнозирование и мониторинг внешней  среды 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2 Процесс формирования стратегии

       «Анализ, прогнозирование и мониторинг»  внешнего окружения следует представлять  отдельно, в виде базиса, на котором  строится модель стратегического менеджмента. Это связано с тем, что оценку внешнего окружения необходимо осуществлять постоянно и этот процесс не может быть выделен в отдельный этап. (Кроме того, факторы внешней среды, в отличие от внутренней, в основном не поддаются воздействию, их можно лишь учитывать.) При таком подходе, во-первых, увеличивается степень контроля над изменениями во внешнем окружении, так как анализ среды осуществляется как бы параллельно с каждым этапом и, во-вторых, обеспечивается соответствие методологическому принципу современного стратегического управления, который заключается в построении стратегии от будущего через прошлое к настоящему (прогнозирование —> анализ —> мониторинг).

Информация о работе Концепция стратегического предпринимательства