Концепции управления персоналом организации в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Затраты на труд у многих фирм в настоящее время превратились в основную часть общих расходов, поэтому важно обеспечить максимальную эффективность использования трудовых ресурсов. Способность предприятия успешно решать названную выше задачу зависит от того, на сколько точно будут рассчитаны, а затем проконтролированы затраты на труд.
Рабочая сила есть такой же ресурс, как и материальные, технические, финансовые ресурсы. Однако в отличие от названных ресурсов она имеет принципиальные отличия, которые заключаются в следующем:
- если со временем материальные, технические ресурсы стареют (физически, морально), то трудовые ресурсы дорожают (улучшается квалификация рабочего, растет опыт);
- наемный работник может отказаться от условий, на которых предприятие предполагает его использовать;
- работник может уволиться из предприятия по собственному желанию;
- работник может бастовать;
- работники не могут рассматриваться как однородная субстанция;
- работники могут переучиваться;
- работники могут решать, что те или иные типы профессий для них социально неприемлемы, с ними необходимо вести переговоры.

Работа содержит 1 файл

КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

 

Квалификационные требования: высшее экономическое образование или  инженерно-экономическое образование и стаж экономической работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

 

Заместитель директора по коммерческой деятельности – руководит разработкой  перспективных планов развития предприятия, созданию благоприятных и безопасных условий труда. Организует участие в международных туристских ярмарках и выставках, изучает возможность продвижение туристского продукта на международные и внутренние туристские рынки. Обеспечивает постоянное совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с требованиями научно-технического процесса. Он должен знать: профиль, специализацию и особенности структуры предприятия; перспективы технического, экономического и социального развития отрасли и предприятия, технологию производства турпродукции; методы управления предприятием.

 

Таблица 5 Результаты профессиональной подготовки, переподготовки и повышения  квалификации рабочих, руководителей  и специалистов за 2009 год№ п/п Наименование видов деятельности Количество человек

1. Подготовка рабочих на рабочем месте 21

- Подготовка новых рабочих 3

- Переподготовка 8

- Обучение вторым профессиям 10

2. Повышение квалификации рабочих 27

- на курсах предприятия 18

- в головном аттестационном  центре по подготовке рабочих  и др. 2

- повышение разрядов на производстве 7

3. Повышение квалификации руководителей и специалистов 18

- в учебно-курсовом комбинате  региона 2

- в институтах повышения квалификации  и других учебных заведениях 6

- на курсах предприятия 10

 

 

Квалификационные требования: высшее специальное образование и стаж работы по специальности на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли народного хозяйства не менее 3 лет.

 

Заведующий складом – обеспечивает сохранность складируемых товарно-материальных ценностей, соблюдение режимов хранения, ведет учет складских операций. Следит за наличием и исправностью противопожарных средств, состоянием оборудования и инвентаря, обеспечивает их своевременный ремонт. Организует проведение погрузочно-разгрузочных работ на складе с соблюдением правил охраны труда техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты, сбор, хранение и своевременный возврат погрузочного реквизита. Он должен знать: нормативные документы по организации складского хозяйства; стандарты и технические условия на товарно-материальные ценности; виды, размеры, марки, сортность и другие качественные характеристики товарно-материальных ценностей и нормы их расхода; организацию погрузочно-разгрузочных работ, положения и инструкции по учету ценностей.

 

Квалификационные требования: среднее  специальное образование и стаж работы по учету не менее 1 года или  общее среднее образование и  стаж работы по учету и контролю не менее 3-х лет.

Пути совершенствования кадровой политики на турфирме "Сириус"

 

 

 

Подготовка персонала представляет собой процесс приобретения работниками теоретических знаний и практических навыков в объеме требованной квалификационной характеристики начального уровня квалификации.

 

Переподготовка персонала –  означает обучение квалификационных работников с целью изменения их профессионального профиля для достижения соответствия квалификации кадров требованиям.

 

Повышение квалификации персонала  – это процесс совершенствования  теоретических знаний и практических навыков с целью повышения  профессионального мастерства работников, освоение передовой техники и технологии, ориентации труда, производства и управления.

 

В современных туристских предприятиях практикуется непрерывная система  профессионального обучения работников, а количество ступеней обучения зависит от сложности профессии и специальности.

 

Существует целый ряд причин, вызывающих необходимость обучения, переподготовки. Главными из них являются:

 

- увеличение стоимости рабочей  силы как производственного ресурса;

 

- давление конкурентов требует сокращение затрат, а следовательно большего эффективного использования трудовых ресурсов;

 

- технические изменения, требующие  овладение новейшими знаниями;

 

- нехватка достаточно квалифицированных  работников на национальном уровне;

 

- подготовка работников к занятию более высокой должности;

 

- развитие потенциала работников, удовлетворения потребностей высших  уровней;

 

- социальная ответственность предприятия  за своих работников;

 

- появление новых производственных  работников.

 

Обучение также требуется и полезно в следующих трех основных случаях:

 

* когда работник поступает на  предприятие;

 

* когда работника назначают  на новую должность или получают  новую работу;

 

* когда проверкой установлено,  что у работника не хватает  определенных навыков для эффективного выполнения своей работы.

 

Подготовка кадров внутри предприятия  обусловлено следующими причинами:

 

1) недостаточным развитием сети  специальных стационарных учебных  заведений;

 

2) сравнительно короткими сроками  обучения, что позволяет предприятию  без ощутимых затрат восполнить недостаток в специалистах;

 

Различают три формы подготовки рабочих на предприятии: индивидуальная, групповая и курсовая.

 

При индивидуальной форме каждому  обучающемуся прикрепляется высококвалифицированный  специалист, который и ведет его обучение.

 

Групповая форма применяется на крупных предприятиях. Теоретические  знания эта группа получает либо самостоятельным  изучением, либо с помощью инженеров  отдела производственного обучения. С этой целью создаются специальные  учебные кабинеты.

 

Курсовая форма также применяется  на больших предприятиях и обучение проходит в 2 этапа:

 

-            в учебных группах на специально  созданной для этого учебно-производственной  базе;

 

-            на рабочих местах в действующих  цехах.

 

Повышение квалификации рабочих может осуществляться:

 

* на производственно-технических  курсах;

 

* в школах по изучению передовых  методов труда;

 

* на курсах целевого назначения.

 

Повышение квалификации руководителей  и специалистов осуществляется:

 

- в институтах повышения квалификации;

 

- на факультетах повышения квалификации  при ВУЗах.

 

Время обучения руководителей и  специалистов засчитывается им в  общий стаж, за это время им выплачивается  средний заработок, другие вознаграждения. Любая форма обучения, переподготовки и повышения квалификации должны в своей основе иметь какие-либо мотивирующие факторы и только в этом случае будет эффективно.

 

Постоянная потребность предприятия  в повышении производительности труда, в повышении теоретических  знаний заставляет планомерно вести подготовку кадров и повышать их квалификацию. Между квалификацией работника и эффективностью его труда существует прямая зависимость.

 

Обучение:

 

Для приобретения начального уровня квалификации проводится обучение работников. Чаще всего это индивидуальные занятия. К каждому новому работнику туристского предприятия "Сириус" предлагается прикрепить наставника, который будет обучать его теоретически и практически.

 

Переподготовка:

 

Давление конкурентов требует  сокращения затрат, а следовательно  и более эффективного использования трудовых ресурсов. С этой целью турпредприятию "Сириус" предлагается завести тесные контакты с отделением "Социальный сервис и туризм" географического факультета ДГПУ, где и проходят сотрудники турифмы краткосрочные курсы переподготовки.

 

Успех фирмы на рынке во все возрастающей степени параметрами для всей совокупности крупных предприятий, использующих организационные человеческие ресурсы для достижения экономических  либо социальных целей, становятся такие  функциональные дисциплины, как долгосрочное планирование, системный анализ, менеджмент, финансовый менеджмент, связи с общественностью, а также образование и тренинг.

 

Подготовке руководящих кадров на турфирме "Сириус" необходимо придавать большее значение. Ее цель – развитие навыков и умений, необходимых служащим для эффективного выполнения своих должностных обязанностей и целей. Для успешной подготовки руководящих кадров нужен тщательный анализ и планирование.

 

На туристском предприятии "Сириус" планирование подготовки руководящих  кадров выполнялось посредством оценки результатов деятельности каждого из руководителей. В соответствии с этим для руководителей отделов и филиалов порекомендованы три семинара по различным тематикам развития внутреннего и зарубежного туризма.

 

Для более эффектной работы на предприятии с целью повышения умений и навыков, требующихся для достижения задач и целей туристского бизнеса, проведен семинар в июне 2008г. на республиканском уровне.

 

Применение новых технологий способствует улучшению качества обслуживания при одновременном сокращении персонала. С целью ознакомления с новыми технологиями по компьютерному бронированию мест в гостиницах и на международных авиарейсах в октябре 2008г. прошли месячные курсы повышения квалификации в г. Москве двое сотрудников турфирмы "Сириус".

 

За последние 2 года на предприятии  несколько раз проводилось перемещение  кадров. В основном перемещались руководители низового звена из отдела в отдел  на срок от трех месяцев до полугода. Это было связано с целью ознакомления руководителей со многими сторонами деятельности. Такие знания нужны для более успешной работы и для подготовки на более высокие должности.

 

3.2 Разработка предложений по  совершенствованию системы управления  персоналом на турфирме "Сириус"

 

Стратегические ориентиры службы управления персоналом ЗАО "Сириус" должны быть связаны непосредственно с решением задачи развития компетенции персонала. Управление компетенцией представляет собой процесс сравнения потребностей предприятия с наличными человеческими ресурсами и выбора форм воздействия для приведения их в соответствие.

 

Под потребностью в персонале организации  мы понимаем необходимый количественный и качественный состав работников, определяемый в соответствии с выбранной  стратегией развития фирмы. Под человеческими  ресурсами подразумеваются работники фирмы с достигнутыми уровнями компетенции, желаниями, мотивациями, устремлениями. Результатом сравнения потребностей и ресурсов организации являются кадровые перестановки, передвижения, набор, обучение и т.д.

 

В соответствии с целями деятельности ЗАО "Сириус", нужно определить фактический количественный состав персонала и исследовать уровень его компетенции на уровне фирмы и уровне личности каждого работника.

 

Исходя из полученных данных, в  качестве предложений следует разработать ряд действий, связанных с совершенствованием управления компетенцией персонала ЗАО "Сириус":

 

- систематическое проведение оценки  имеющихся ресурсов, возможностей, знаний, навыков персонала, работающего  на фирме (регулярная критериально-оценочная  аттестация сотрудников);

 

- оценка потребностей фирмы  в персонале в соответствии  целями, задачами и выбранной  ею стратегией на ближайшие  годы;

 

- сопоставление ресурсов и потребностей  фирмы.

 

Эти действия позволяют определить количество персонала с достаточным уровнем компетенции; количество сотрудников, которым требуется повышение квалификации или переподготовка в соответствии с требованиями фирмы; количество работников, подлежащих увольнению и найму для успешной реализации поставленных в организации задач.

 

Не менее важным вопросом совершенствования  кадровой политики в ЗАО "Сириус" является оценка персонала на уровне личности. Для эффективной работы в этом направлении был предложен  точный метод оценки персонала, который  изложен далее.

 

Выбор данного метода обусловлен, в частности, тем, что он позволяет получить достоверные, объективные результаты оценки такого качества работника, как функциональность, включающее в себя его профессионализм и характеристику его личности. Пример такого важнейшего инструмента оценки, как дерево свойств сотрудника выносятся на обсуждение всего персонала компании, при этом кадровая служба добивается полного понимания каждым сотрудником значений формулировок того или иного свойства.

 

При определении показателей отдельных  свойств и функциональности сотрудника в целом должно учитываться то обстоятельство, что к сотруднику фирмы как специфическому объекту оценивания качества нельзя применить традиционные квалиметрические подходы, используемые, например, при оценке промышленной продукции.

 

Важный аспект метода состоит в  том, что в состав экспертной группы по определению коэффициентов важности свойств дерева могут войти все  сотрудники компании, пожелавшие это  сделать.

 

В технологии оценивания качества персонала  квалиметрическим методом имеют место две ключевые составляющие - построение дерева свойств сотрудника и широкое привлечение коллег в качестве экспертов для определения значений его качеств. При этом разрабатывается соответствующая шкала оценки и проведение квалифицированного инструктажа экспертов. При правильном использовании понятийного аппарата квалиметрии и квалифицированном применении основных правил построения дерева свойств можно выявить необходимый и достаточный перечень свойств, характеризующих сотрудников ЗАО "Сириус".

Информация о работе Концепции управления персоналом организации в условиях рыночных отношений