Коммуникации в управлении производством на примере СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

Производственный менеджмент.
Цель данной работы – выявить, какие виды коммуникаций встречаются в менеджменте, объяснить, что такое коммуникационный процесс, какие существуют информационные технологии и коммуникации в процессах управления и какими способами можно сделать коммуникации эффективными. Задача работы заключается в исследовании коммуникационных процессов на примере предприятия. Объектом исследования является СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод».

Содержание

Введение………………………………………………………………………..5
1 КОММУНИКАЦИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ………………..………..6
Коммуникации: понятие, виды, основные элементы, этапы, их характеристика……………………………………………………………………6
1.2 Коммуникационный процесс: понятие, основные элементы, этапы, их характеристика, информация в коммуникационном процессе………………...9
1.3 Коммуникации в организациях……………………………………………..11
1.4 Информационные технологии и коммуникации в процессах управления.............................................................................................................13
2. АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ В СЗАО «МОГИЛЕВСКИЙ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»………………………………………..………………………………....15
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………….15
2.2 Анализ деятельности и коммуникационного процесса на СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»…………………………………...18
3 ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ, ВЫЯВЛЕННЫЕ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ РЕШЕНИЮ………………………………………...23
Заключение…...………………………………………………..…..…....… .25
Список использованных Источников………………….……….. 27
Приложение…………………………………

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 69.64 Кб (Скачать)

    -организовывать  новые рабочие места;

    -снижать  производственные издержки, сокращать  расход основных и вспомогательных  материалов за счет внедрения  новых ресурсо- и энергосберегающих  технологий;

    - создать серьезный задел для  укрепления на рынке Республики  Беларусь, а также вывода на  рынки стран СНГ с возможностью  расширения как объемов производства, так и номенклатуры изделий;

    - увеличить налоговые поступления  в доходную часть государственного  бюджета Республики Беларусь.

    Органами  управления Общества являются:

  • Общее собрание акционеров;
  • Совет директоров;
  • Генеральный директор (единоличный исполнительный орган).
 

    2.2 Анализ деятельности  и коммуникационного  процесса на СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»

    В первой главе подробно останавливались на этапах и элементах коммуникационного процесса.

    Этими этапами являются:

    • формирование идеи;
    • кодирование;
    • выбор канала передачи;
    • передача;
    • декодирование;
    • обратная связь.

    Основными элементами коммуникаций являются:

    • отправитель;
    • сообщение;
    • канал;
    • получатель.

    В практике управления заводом присутствуют все вышеназванные коммуникационные составляющие. Однако на каждом этапе  коммуникационного процесса в отдельно взятой организации есть свои особенности. Рассмотрим эти особенности исходя из элементов, этапов комуникационного процесса, видов коммуникаций присущих СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод».

    Привлечение акционерного капитала позволило СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» создать более конкурентоспособное производство на относительно высокой базе, потому, что произошла централизация капитала акционеров, а непосредственно заинтересованное участие акционеров стимулирует экономное использование ресурсов, всемерное превышение эффективности производства.

    В условиях акционерного предприятия  происходит слияния личных и коллективных интересов трудящихся.

    С одной стороны, здесь реализуется  коллективная форма собственности  и каждый заинтересован в наивысших  конечных результатах своего труда.

    С другой стороны, участвуя своей долей  акций в капитале общества, каждый акционер проявляет творческую активность в меру своих возможностей – хозяйственную  предприимчивость, что способствует повышению эффективности производства и реализации продукции, позволяет  материально поощрить каждого.

    Акционерная форма хозяйствования раскрывает широкие  возможности участия каждого  работника в управлении делами предприятия. В условиях акционерного предприятия  появляется возможность развития самых  разнообразных форм самоуправления, воспитания чувства подлинного хозяина  производства.

    Становится  возможным принятие оригинальных решений, развитие творческой инициативы.

    Важным  аспектом работы должны стать подготовка и повышение квалификации руководителей  и специалистов акционерных предприятий, систематический обмен опытом акционерного предпринимательства, подготовка и  внесение в государственные органы предложений по совершенствованию  действующего законодательства в области  акционерной деятельности.

    Основные  условия успешной деятельности акционерного общества это: квалифицированно, компетентно  готовить и вести дела, вовлечь  в активную деятельность каждого  работника предприятия, максимально  соблюдать принципы социальной справедливости, совершенствовать коммуникационный процесс  в управлении производством, постоянно  информировать пайщиков о состояние  дел.

    Главная цель СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» - это повышение рентабельности. А это достигается благодаря хорошо налаженным коммуникациям в системе управления. Завод обладает информационной системой управления технологическим процессором – это компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений по управлению технологическим процессами с заданной дискретностью и в рамках определённого периода управления. 
Завод отчисляет больше средства для совершенствования коммуникационных систем, надежность оборудования и, что очень важно на защиту своей информации.

    В СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» отработана и хорошо функционирует система электронного документооборота, внедряется система управления и оценки по ключевым показателям эффективности, проведена большая работа по делегированию полномочий на разных уровнях ответственности.

    В силу активного участия ее в делах  Могилевского региона информация о деятельности компании распространяется в СМИ. В систему корпоративных коммуникаций вовлечен весь персонал предприятия: управляющая компания готовит и рассылает блок информационных сообщений о компании, положении дел в отрасли, достижениях и проблемах, назревших в регионах присутствия компании.

    Но  оказывается, и этих мер недостаточно для информирования персонала. Проведенные  исследования, как ни парадоксально, указали на нехватку информации на местах. Проблема во многом обусловлена  особенностью географического расположения организации.

    Для налаживания коммуникаций внутри компании используются:

    • информационные стенды;
    • буклеты;
    • плакаты;
    • доклады;
    • ящики обратной связи;
    • выступления руководителей в СМИ;
    • тематические страницы в местных газетах (с вопросами и ответами);
    • специализированная телепрограмма;
    • "круглые столы", "прямые линии" и "горячие линии";
    • планерки и совещания;
    • встречи с коллективами;
    • Интернет.

    Особое  внимание в своей работе центр  внутренних коммуникаций отводит получению  обратной связи, используя для этого 

    • почтовые ящики обратной связи;
    • встречи на разных уровнях;
    • дискуссии;
    • обсуждения проблем на страницах местной печати.

    С целью изучения сложившейся обстановки, выявления существующих проблем, мониторинга  отношения сотрудников к компании проводятся социологические исследования (используются разные методы – от анкетирования  до личных интервью). Организуются "прямые линии" с первыми руководителями компании и сотрудниками (перед ежегодным собранием акционеров в них участвуют руководители всех главных служб и дирекций).

    Безусловно, в компании сделано еще не все  для того, чтобы в полной мере решить проблему информированности  сотрудников. Новые идеи и предложения  рассматриваются и активно обсуждаются, наиболее перспективные из них будут  реализованы в компании.

    Для анализа коммуникационных систем в  сфере управления СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод», было проведено анкетирование работников инженерно-технического отдела. В нем участвовало 5 человек, которым было предложено ответить на вопросы, затрагивающих их профессиональную деятельность.

    Анализ  данных, полученных в результате проведенного анкетирования на СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» для выявления состояния организационных коммуникаций и путей их совершенствования показал, что инженерно-технические работники много заняты побочной, не свойственной их квалификации работе, и трое из пяти специалистов высказали пожелание освободить их от лишних работ, путём передачи их специальному подразделению. И, что самое главное, почти все сотрудники указали на недостаточно обеспечение информацией.

    В результате проведенных наблюдений за коммуникациями на государственном  предприятии Могилевского вагоностроительного завода, выявлено, что преобладающими барьерами в установления контактов между субъектами организации при передаче и восприятии информации являются следующие:

    1. Плохо сформулированные сообщения.

    Независимо  от того, как доставляются сообщения, их расплывчатость и туманность – слишком частые явления. Такие недостатки, как плохо выбранные и ничего не значащие слова, небрежные упущения, отсутствие последовательности, плохое изложение мыслей, неуклюжесть структуры предложений, недостаток лексических средств, банальности, поразительные повторения, жаргон и т.д., довольно широко распространены. Отсутствие ясности и точности приводит к дорогостоящим ошибкам.

    2. Ошибочный перевод информации  на различных этапах передачи.

    Менеджеры организации находятся в центрах  коммуникаций на предприятиях и функционируют  как получатели и отправители  сообщений. Они получают разнообразные  виды сообщений от вышестоящих лиц, от своих коллег и от подчиненных  и в свою очередь должны перевести  информацию, предназначенную для  подчиненных, своих коллег и руководства, на понятный для них язык. Часто  бывает недостаточно передать информацию слово в слово, она или должна быть выражена в словах, понятных для  людей в той области, в которой  работает получатель, или должна сопровождаться разъяснениями, которые будут понятны  получателю. Этот процесс требует  умения, которое зачастую отсутствует. Поскольку сотрудники предприятия  действуют, обычно только приблизительно понимая друг друга, эффективность  постоянно от этого страдает, что  приводит к значительным убыткам.

    3. Искажение сообщений.

    Когда информация движется внутри организации  вверх и вниз, смысл сообщений  несколько искажается. Сообщения  искажаются непреднамеренно в силу затруднений в межличностных  коммуникациях. Сознательное искажение  информации имеет место, когда какой-либо управляющий не согласен с сообщением. В этом случае управляющий модифицирует сообщение так, чтобы изменение  смысла происходило в его интересах. Проблемы обмена информацией вследствие искажения сообщения возникают  также вследствие фильтрации. В организации  существует потребность фильтровать  сообщения, с тем, чтобы с одного какого-то уровня на другой уровень  организации или отдела направлялись только те сообщения, которые его  касаются. Поскольку именно управляющие  определяют, какие сообщения направлять, всевозможные преграды в межличностных  контактах могут подталкивать их к отсеиванию одних и акцентированию других сообщений. Такой отбор становится причиной непопадания важной информации в другой сектор организации или  поступления информации туда с существенным искажением содержания. Сообщения, отправляемые наверх, искажаются в силу несовпадения статусов уровней организации. Руководители высшего звена обладают более  высоким статусом, поэтому возникает  тенденция снабжать их только положительно воспринимаемой информацией. Это приводит к тому, что подчиненный не информирует  руководителя о потенциальной или  существующей проблеме, поскольку не хочет сообщать начальнику плохие новости. Дополнительной причиной ухудшения  поступающей наверх информации бывает повышенное внимание руководителей среднего звена к сообщениям с верхних этажей власти по сравнению с информацией от их подчиненных.

    4. Несвоевременное донесение информации к сотрудникам и аппарату управления;

    Причиной  несвоевременного донесения информации служит, как и географическое положение  организации, то есть её протяженность  по всей части республики, так же не ответственное отношение менеджера  к полученной информации.

    5. Психологический настрой;

    В организации существует некий критический  настрой работников, который мешает развитию формальных и неформальных отношений между работниками  организации.

 

    

    3 ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ, ВЫЯВЛЕННЫЕ В ОРГАНИЗАЦИИ  И ПРЕДЛОЖЕНИЯ  ПО ИХ РЕШЕНИЮ

Информация о работе Коммуникации в управлении производством на примере СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»