Ключевая роль руководителя в системе управления персоналом в коммерческой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 11:32, реферат

Описание работы

Цель работы:

- выяснить, в чем заключается ключевая роль руководителя в организации, какими качествами он должен обладать, а также определить способы влияния на подчиненных и значение авторитета в процессе управленческой деятельности.

Исходя из цели, определены следующие задачи:

- рассмотреть стили руководства и теории, направленные на определение роли руководителя в организации;

- исследовать проблему зависимости эффективности управленческой деятельности от авторитета руководителя;

- проанализировать влияние личности, профессиональной этики, правил обращения с людьми, организаторских способностей руководителя на подчиненных;

Содержание

I.Введение……………………………………………………………………….…..3
II.Роль руководителя в системе управления персоналом коммерческой организации. Влияние на индивида в процессе работы.
2.1. Теории и стили руководства………………………………………………….…4

2.2. Авторитет руководителя как способ влияния на подчиненных…………..…..7

2.3. Профессиональная этика руководителя. Организаторские способности.….10

III.Заключение……………………………………………………………………….14
IV.Список литературы……………………………………………………………....16

Работа содержит 1 файл

Ключевая роль руководителя в системе управления персоналом коммерческой организации.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

      Личность  руководителя   можно   представить   в   виде   трех   групп характеристик,   которые    составляют:    биографические    характеристики,

способности и черты личности.

      Биографические характеристики. К ним относятся:

      1.Возраст   руководителя.   

С одной  стороны, возраст -  это  во  многом  опыт;  не  только  природная,  но  и  социальная характеристика человека, в том числе и руководителя. Однако не следует думать, что только зрелый возраст (а значит и  опыт) дает право его владельцу рассчитывать на высокий пост.  История  показывает, что у начала создания крупнейших компаний стояли молодые люди. А.Морите, основателю и многолетнему руководителю всемирно известной «Сони корпорейшн», в день учреждения фирмы было всего 25  лет. И примеров немало.

  Таким  образом, возраст не может быть  ни преимуществом, ни помехой  для того, чтобы эффективно управлять. Зависимость между возрастом и эффективностью руководства так и остается неопределенной.

      2. Пол руководителя.  Данная  характеристика  привлекает  в последнее время все большее  внимание  со  стороны  исследователей,  которые  пытаются объяснить различие между мужским и женским поведением в  роли  руководителя.

Особый  интерес и множество публикаций в различных изданиях посвящены  модели женского поведения. Это объясняется тем, что в жизни  современного  общества трудно найти область, в которой женщина не играла бы важной,  если  даже  не главной  роли.  Женщины  занимают  посты   президента,   премьер   министра, руководителя крупной  политической  партии,  дипломата,  бизнесмена  и  даже министра обороны.

      Некоторые  исследователи   отмечают,  что  в  отдельных  видах   деятельности, требующих от  участвующих  в  них  людей  значительной  речевой  активности, женщины  в  присутствии  мужчин  ведут  себя  робко (автор полностью не согласна!).  Это   объясняется   тем,   что   мужчины обладают   большей компетентностью в решении групповых задач, а так же их стремлением  обладать преимуществом  в  группе.  Особое  значение  имеет   наличие   определенного стандарта поведения  принятого  в  обществе.  От  исполнителя  мужской  роли ожидают и соответствующее поведение.  А  женщинам,  для  того  чтобы  к  ним относились,  как  к  достойным  руководителям  приходится  доказывать   свои способности и присущие им деловые качества. Стереотип.

      Исследователи так же определили  еще одно существенное  различие  между

мужчинами и  женщинами  менеджерами,  а  именно,  большой  интерес  женщин  к

отношениям  между  людьми.  Женщины  превосходят  мужчин  в  демократичности руководства, а,  следовательно,  и  в  степени  ориентации  на  человеческие отношения. Но, пока нельзя с уверенностью утверждать, кто  более  эффективен в должности руководителя:  мужчина  или  женщина.  Слишком  невысок  процент женщин - руководителей по - сравнению с  представительством  на  этом  посту сильной половины человечества.

Автор не согласна с мнением большинства исследователей о различиях руководителя-женщины и мужчины. На сегодня рассмотренные выше помехи, которые мешают женщинам стать руководителями, полностью остались позади. Поэтому у женщины есть великолепное преимущество: мужчины ждут от нее проявления слабости в силу пола, не рассматривают, возможно, как равного себе контрагента, тогда как на самом деле не много чем отличаются от женщины на посту руководителя. Это личное мнение автора работы.

      3. Социально экономический статус и образование.

Эффективный  руководитель  должен  обладать разнообразными знаниями в области управления и  бизнеса,  специальных  наук, связанных с деятельностью компании, иностранными языками. В настоящее  время руководители стремятся овладевать не  только  специальными  знаниями,  но  и экономическими, юридическими. В  нашей  стране  повысилась  необходимость  у руководителей   в   знании   иностранных   языков.   Этому    способствовало сотрудничество    многих    предприятий    с    аналогичными    иностранными организациями. И руководитель как лицо  организации  должен  в  совершенстве обладать хотя бы одним общепринятым английским языком. Повысился  интерес  у руководителей и   к  психологическим  вопросам  управления.  Многие  из  них проходят обучение и стажировку в престижных западных школах бизнеса.

      Социально   -   экономический   статус   человека   способен   оказать значительное влияние  на  развитие  менеджерской  карьеры.  Как  заметил  Фидлер «один из наиболее надежных  способов  стать  президентом  компании  - родиться в семье, которая владеет этой компанией».  Но  многие  руководители (например, Форд) начинали свой путь с самого начала,  «с  нуля» и покорили высокие вершины бизнеса.  Поэтому  путь  наверх  в  менеджменте  не заказан никому.

      Следующей составляющей личности  руководителя являются способности. Все

способности  можно  разделить  на  общие  (к  ним  относятся  интеллект)   и

специфические (знания, умения и т.п.). На  взаимосвязь  между  интеллектом  и  эффективностью работы оказывают воздействие: мотивация  и  опыт руководителя,  его  отношения с  вышестоящим  руководством  и подчиненными. Недостаточная мотивация и опыт руководителя, слабая  поддержка его  со  стороны  подчиненных  и   напряженные   отношения   с   вышестоящим руководством имеют как следствие снижение  влияния  интеллекта  руководителя на эффективность его деятельности. К  специфическим  способностям  личности  относятся   специальные умения,  знания,   компетентность,   информированность.  

      Следующая  характеристика  руководителя  -  черты  личности.  К числу

наиболее  часто  упоминаемых  в  различных   исследованиях   черт   личности относятся:    доминантность,    уверенность    в     себе,     эмоциональная уравновешенность,   стрессоустойчивость,    креативность,    стремление    к достижению,  предприимчивость,  ответственность,  надежность  в   выполнении задания, независимость, общительность.  Рассмотрим некоторые из них.

      Доминантность или способность влиять на людей. Руководителю необходимо

обязательно обладать данной характеристикой,  так  как  трудно  представить, как можно эффективно управлять людьми, не оказывая на них  влияния.  Влияние должно быть основано не только на  должностных  полномочиях,  но  и психолого-педагогических особенностях общения руководителя  с  подчиненными. Влияние  должно   иметь   основой   справедливый   подход   руководителя   к подчиненному.

      Уверенность  в   себе.  Влияние этой  характеристики   непосредственно отражается  на  подчиненных,  которые  в  случае  уверенности   руководителя ощущают  спокойствие,   поддержку,   защиту,   надежность,   уверенность   в завтрашнем  дне.  Таким  образом,   определенный   психологический   комфорт обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению задания. Неуверенный  в  себе

руководитель  не может вызывать доверие и уважение  к  себе  как  со  стороны подчиненных, так и со  стороны  руководителей  равного  \  более высокого ранга.

      Эмоциональная уравновешенность  и  стрессоустойчивость.  Эмоциональная уравновешенность должна проявляться в контроле со  стороны  руководителя  за

своими   эмоциональными   проявлениями.   Отношения   между   менеджером   и

подчиненными  должны быть ровными, деловыми и не зависеть от личной  симпатии и собственного настроения.  Эмоциональная  уравновешенность  сказывается  на эмоциональном   состоянии   подчиненных.   Негативный   всплеск   эмоций   у руководителя может понизить чувство уверенности  у  подчиненных,  следствием этого будет  снижение  их  деловой активности.  Работники будут вынуждены бороться  с  собственными   чувствами,   а   не   с   рабочими   проблемами. Эмоциональная  неуравновешенность  может  подрывать  имидж  руководителя   в глазах деловых партнеров.

      Креативность или способность  к  творческому  решению  задач.  Залогом эффективного  руководства  является  то,  способен  ли  руководитель  видеть элементы новизны и творчества в  деятельности  своих  подчиненных,  а  также поддерживать их начинания.

      Стремление к достижению цели  и  предприимчивость  -  важнейшие черты

современного  руководителя.  В  тесной  связи  с  ними  находится  склонность

личности к  риску. Руководитель не должен останавливаться  на  половине  дела,

должен  быть  способен  рисковать  и   просчитывать   свой   риск.   Хороший

руководитель  занимается бизнесом не столько ради денег,  (они  являются  для

него показателем  успеха,  а  не  средством  обогащения),  а,  сколько  из-за

постоянной  необходимости  концентрации  всех  умственных  способностей  для

решения бесконечного количества разнообразных проблем. Бизнес  для  хорошего

руководителя  - необходимый  стимул  и жизненно важная   доза адреналина.

      Ответственность  и  надежность  в  исполнении  заданий.  Дефицит этих

человеческих  качеств   мы   постоянно   ощущаем   в   повседневной   жизни.

Руководитель  должен  предпочитать  ситуации,  в  которых  необходимо  нести

персональную  ответственность за принятое решение. Руководитель должен  быть

ответственным  и  надежным  человеком,  так  как  он  является  примером   и

олицетворением  идеальной личности у своих подчиненных. 

2.3. Профессиональная этика руководителя. Организаторские способности. 

           На авторитет руководителя среди   подчиненных и других лиц оказывает  огромное влияние  наличие  высокой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К  ним относятся:

     > демократизм общения руководителя с подчиненными, коллегами по работе;

     > его доступность, внимательность;

     > умение создать товарищескую атмосферу доверия;

     > вежливость и корректность в обращении;

     > точность и ответственное отношение  к данному слову.

     Немалое  значение  играют  подтянутость  и  аккуратность,  четкость  и организованность в манере поведения. Но  внешняя  сторона  поступков  должна соответствовать внутренним нравственным убеждениям руководителя, Только  при этом условии нормы служебного этикета может помочь руководителю  общаться  с людьми более эффективно.  Постоянное  общение  руководителя  с  подчиненными поднимает  его  авторитет и уровень доверия к нему,  влияет  на  СПК в коллективе.  Примерно  3/4  времени  руководителя  уходит   на   общение   с исполнителями, а также с выше и нижестоящими руководителями.

     Общительность личности характеризуется легкостью вхождения в контакт с другими   людьми,   отсутствие    замкнутости,    изолированности.    Причем общительность  как  качество  личности  обязательно  должно   сопровождаться эмоционально-положительным "планом" общения.  Человек,  легко  вступающий  в контакт, в деловую  связь  с  другими  людьми,  но  при  этом  вызывающий  у партнеров  эмоционально-отрицательный  "план"  общения,  может  быть  назван контактным, но не может быть назван общительным. В отличие от  общительного, контактный человек общается по необходимости, в  зависимости  от  обстоятельств   конкретного   производства,   его   общение    обязательное, вынужденное.

     Там, где уровень организованности, сработанности  коллектива достаточно высок, низкая общительность его руководителя является не только  допустимой, но   и   даже   желательной.   Недостаточно   высокий    уровень    развития организованности  и  сработанности  коллектива  потребует  от   руководителя проявление  высокой  общительности,   постоянных   организаторских   усилий.

Информация о работе Ключевая роль руководителя в системе управления персоналом в коммерческой организации