Ключевая роль руководителя в системе управления персоналом в коммерческой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 11:32, реферат

Описание работы

Цель работы:

- выяснить, в чем заключается ключевая роль руководителя в организации, какими качествами он должен обладать, а также определить способы влияния на подчиненных и значение авторитета в процессе управленческой деятельности.

Исходя из цели, определены следующие задачи:

- рассмотреть стили руководства и теории, направленные на определение роли руководителя в организации;

- исследовать проблему зависимости эффективности управленческой деятельности от авторитета руководителя;

- проанализировать влияние личности, профессиональной этики, правил обращения с людьми, организаторских способностей руководителя на подчиненных;

Содержание

I.Введение……………………………………………………………………….…..3
II.Роль руководителя в системе управления персоналом коммерческой организации. Влияние на индивида в процессе работы.
2.1. Теории и стили руководства………………………………………………….…4

2.2. Авторитет руководителя как способ влияния на подчиненных…………..…..7

2.3. Профессиональная этика руководителя. Организаторские способности.….10

III.Заключение……………………………………………………………………….14
IV.Список литературы……………………………………………………………....16

Работа содержит 1 файл

Ключевая роль руководителя в системе управления персоналом коммерческой организации.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Министерство  науки и образования

Уральская государственная юридическая академия

Институт  права и предпринимательства 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

 по учебной дисциплине «Управление персоналом в предпринимательских структурах»

на тему

Ключевая  роль руководителя в  системе управления персоналом в коммерческой организации. Источники влияния на индивида в процессе работы.  
 
 
 
 
 

      Выполнил: Кузнецова М.А.,

                                                                            студент 423группы, ИПиП. 

                                                                            Проверил: Семенов В.Д.

. 
 

        
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2010 

Содержание 

  1. Введение……………………………………………………………………….…..3
  2. Роль руководителя в системе управления персоналом коммерческой организации. Влияние на индивида в процессе работы.

     2.1. Теории и стили руководства………………………………………………….…4

     2.2. Авторитет руководителя как способ влияния на подчиненных…………..…..7

     2.3. Профессиональная этика руководителя. Организаторские способности.….10

  1. Заключение……………………………………………………………………….14
      1. Список литературы……………………………………………………………....16
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
  1. Введение.
 

Управление  не ограничивается сферой труда, технологией  и экономикой производства. В социально-экономических системах центральным элементом

являются  человек, его интересы, потребности, ценности и установки. Именно

люди  оживляют, генерируют систему. Человек  в организации выступает как  в качестве объекта, так и активного  субъекта управления. Персонал управления, будучи ядром системы, нуждается в постоянном, глубоко продуманном и обоснованном управленческом воздействии. Такое воздействие оказывает на подчиненных руководитель.

Для того чтобы эффективно управлять людьми и процессом производства, руководитель должен обладать исключительными качествами, позволяющими правильно организовать работу. Немаловажную роль играет авторитет среди подчиненных и вышестоящего начальства.  Роль руководителя в организации – ключевая, так как в отсутствии его невозможно достичь поставленных целей, проблематично определить политику предприятия, распределить обязанности среди подчиненных так, чтобы они эффективно выполняли свою функцию в системе организации.   Если на должности руководителя работает человек, не обладающий необходимыми профессионально важными качествами, то это сказывается на результатах деятельности всего предприятия и на психологическом состоянии самого руководителя – приводит к быстрому «профессиональному сгоранию».

Цель  работы:

- выяснить, в чем заключается ключевая  роль руководителя в организации, какими качествами он должен обладать, а также определить способы влияния на подчиненных и значение авторитета в процессе управленческой деятельности.

Исходя  из цели, определены следующие задачи:

- рассмотреть стили руководства и теории, направленные на определение роли руководителя в организации;

- исследовать  проблему зависимости эффективности  управленческой деятельности от  авторитета руководителя;

- проанализировать  влияние личности, профессиональной этики, правил обращения с людьми, организаторских способностей руководителя на подчиненных;

2.1. Теории и стили руководства

Поведение руководителя, его конкретные действия, которые он предпринимает для реализации своей роли в достижении целей производственного процесса или любой другой экономической деятельности, основаны на его собственном представлении о природе человека. Поэтому руководитель обычно действует – осознанно или нет, – исходя из своих личных представлений о поведении людей, собственных взглядов на то, что собой представляют его подчиненные.

Многие специалисты в области психологии труда считают, что эффективность руководства определяется сочетанием трех факторов:

– личностными качествами и действиями руководителя;

– особенностями его помощников и последователей;

– природой ситуации, в которой администратор осуществляет руководство.

Следует отметить, что в большинстве концепций  руководства персоналом, принадлежащих  американским и западноевропейским исследователям, руководитель отождествляется  с лидером, поэтому существуют теории, рассматривающие феномен лидерства в аспекте проблем современного менеджмента. Наибольшую известность среди подобных теорий получили: вероятностная теория, теория когнитивного ресурса, теория достижения цели, теория нормативного решения.

По мнению создателя вероятностной теории Фидлера, эффективность лидерства руководства определяется особенностями соотношения личностных качеств руководителя и аспектов ситуации. Среди руководителей есть личности, ориентированные на людей, и личности, ориентированные на задачу. Руководитель какого именно типа окажется наиболее эффективным в конкретной ситуации, определяется тем, в какой мере он сможет контролировать данную ситуацию.

Этот  контроль зависит от трех факторов:

– от отношений лидера с его последователями;

– от степени структурированности задачи;

– от авторитета лидера или от его властных полномочий.

Если  лидеры популярны, руководят выполнением  в высшей степени структурированной  или рутинной работы и обладают авторитетом  или властными полномочиями, достаточными для того, чтобы требовать соблюдения дисциплины, они практически полностью контролируют ситуацию. Если же какие-либо из этих условий отсутствуют, то вероятность успешного руководства заметно снижается.

Согласно  вероятностной теории Фидлера, руководитель, ориентированный на задачу, будет наиболее эффективен в исключительно благоприятных или в столь же неблагоприятных условиях, а лидер, ориентированный на человека, – в более или менее благоприятной ситуации. Вместе с тем следует отметить, что данная теория периодически подвергалась критике, поскольку большинство исследований осуществлялось в лабораторных условиях, что вызвало много вопросов в отношении ее валидности. В ответ на подобную критику Ф. Фидлер пересмотрел вероятностную теорию, в результате была сформулирована еще одна теория – теория когнитивного ресурса.

Теория  когнитивного ресурса  базируется на когнитивных способностях руководителей: интеллекте, технической компетентности и знании работы. Уровень когнитивных способностей руководителя имеет непосредственное отношение к планам, решениям и стратегиям, которым будут подчиняться действия рабочей группы. Чем способнее руководитель, тем эффективнее планы, решения, стратегия. Сторонники теории подчеркивают особенную значимость для реализации интеллектуальных способностей руководителя двух факторов: наличие поддержки со стороны персонала и отсутствие ситуации стресса, когда способности руководителя не всегда могут быть реализованы в полной мере.

Еще одна теория, рассматривающая роль руководителя с позиции лидера группы людей, –теория достижения цели. Данная теория сосредоточена на том, как  должен вести себя руководитель для того, чтобы его подчиненные реализовали намеченные планы. С точки зрения данной теории эффективные руководители помогают подчиненным в достижении личных и организационных целей тем, что указывают им пути, которые способны привести их к этим целям, и вооружают их необходимыми средствами. При этом предпочтительными считались  стили:

– Авторитарное руководство: руководитель диктует своим подчиненным, что и как им следует делать.

– Поддерживающее руководство: руководитель демонстрирует заботу о своих подчиненных и оказывает им поддержку.

– Коллегиальное руководство: руководитель разрешает подчиненным участвовать в принятии решений, оказывающих влияние на их работу.

– Руководство, ориентированное на достижения: руководитель ставит перед своими подчиненными цели, стимулирующие их активность, и особо подчеркивает необходимость выполнения работы на высоком уровне.

Эффективность стиля руководства зависит как  от особенностей ситуации, так и от личностных качеств подчиненных. Например, подчиненные, уровень квалификации которых невысок, эффективнее справятся с любой задачей под руководством авторитарного руководителя, в то время как квалифицированные работники меньше нуждаются в опеке и лучше работают под руководством человека, оказывающего им поддержку. Следовательно, руководители должны уметь точно оценивать особенности ситуации и способности своих подчиненных и выбирать наиболее соответствующий им стиль руководства.

Вместе с тем следует отметить, что достоверные данные, подтверждающие истинность этой теории, как и предыдущих, пока отсутствуют, и этим объясняется появление все новых концепций и теорий. Одна из таких – теория нормативного решения, которая сосредоточена на одном-единственном аспекте деятельности руководителя – принятии решения. Использование термина «нормативный» означает, что теория рассматривает принятие именно правильных решений.

В центре теории нормативного решения – вопрос о том, в какой мере руководители привлекают своих подчиненных к участию в процессе выработки решений. Согласно данной теории, поведение руководителя должно представлять непрерывный переход от автократического поведения, при котором решения принимаются руководителем единолично, к истинно демократическому поведению, отличающемуся тем, что решения принимаются на основе консенсуса. Выбор более эффективного стиля руководства определяется важностью решения, степенью его приемлемости для подчиненных, и тем, сколько времени отводится на его принятие. Например, решение, принятое при участии подчиненных, может быть лучше воспринято ими, нежели решение, единолично принятое руководителем, однако иногда второй вариант оказывается более целесообразным, так как обеспечивает оперативность реагирования на изменение внешней ситуации.

Все теории рассматривают персонал как весьма значимый фактор производства, что, в свою очередь, объясняет появление множества теорий руководства. Таким образом, в настоящее время ни у кого не возникает сомнения в том, что человек – важнейший фактор экономической деятельности.

    1. Авторитет руководителя как способ влияния на подчиненных.

Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя.  Мнение  о  том,  что   с   получением   определенного   поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно. Поэтому один из самых важных источников влияния на индивида в процессе работы - это личное влияние руководителя.

      Авторитет - это личное  влияние человека  на  коллектив,  которое он

приобретает  своим  трудом,  профессиональными  знаниями,   организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Для  того  чтобы  авторитет   должности   руководителя   сочетался   с авторитетом  его  личности,  он  должен  объединить  в  себе   лидерские   и руководящие функции.

Поддержка сотрудников - это ключ  к  эффективному  руководству. Быть хорошим руководителем - это, прежде всего, быть в хороших  отношениях  с

подчиненными.  Они  имеют  самое  верное  представление   о   стиле   вашего руководства. То, как вы выглядите в их глазах, и объясняет все  ваши  успехи и неудачи. Подчиненные прекрасно отдают себе отчет в том,  какая  разница  в работе с плохим и хорошим руководителем. При хорошем руководстве  становится интереснее  их  работа,  а  достигнутые   результаты   подкрепляют   чувство профессиональной гордости. При плохом руководстве подчиненные «отбывают трудовую повинность».

Информация о работе Ключевая роль руководителя в системе управления персоналом в коммерческой организации