Большинство
людей относятся к своей карьере
достаточно пассивно и склонны к
тому, чтобы важные решения, касающиеся
их карьеры, инициировались другими людьми,
а не их собственными интересами, потребностями
и целями, создание в организации программы
управления продвижением по службе имеет
большое значение.
Если
система управления карьерой функционирует
правильно, то сотрудники принимают ответственность
за собственное развитие. Организация
открывает им новые пути и должна обеспечить
инструментами, но люди (менеджеры) должны
четко осознавать, что их карьера все-таки
находится в их собственных руках и зависит
именно от их собственных усилий.
Обобщая
отечественные и зарубежные исследования,
в качестве варианта профессионализма,
определяющего карьерный успех, можно
выделить:
- образованность;
- системность
и аналитичность мышления, умение прогнозировать
развитие ситуации, предвидеть результат
решений, умение мыслить одновременно
масштабно и реалистически;
- коммуникативные
умения, навыки эффективного межличностного
взаимодействия, проницательность, умение
оказывать психологическое воздействие
и влияние на других людей;
- высокий уровень
саморегуляции: умение управлять своим
состоянием, развитость самоконтроля,
стрессоустойчивость;
- деловая направленность:
активность, настойчивость, целеустремленность,
направленность на принятие решений, умение
решать нестандартные проблемы и задачи,
стремление к постоянному повышению профессионализма;
- ясная Я-концепция,
реалистическое восприятие своих способностей
и возможностей, высокое (адекватное) самоуважение.
Главной
задачей планирования и реализации
карьеры является обеспечение взаимодействия
всех видов карьер. Это взаимодействие
предполагает выполнение ряда конкретных
задач, а именно:
- увязать
цели организации и отдельного
сотрудника;
- планировать
карьеру конкретного сотрудника
с учетом его специфических
потребностей и ситуаций;
- обеспечить
открытость процесса управления
карьерой;
- устранять
"карьерные тупики", в которых
практически нет возможностей
для развития сотрудника;
- повышать
качество процесса планирования
карьеры;
- формировать
наглядные и воспринимаемые критерии
служебного роста, используемые в конкретных
карьерных решениях;
- изучать
карьерный потенциал сотрудников;
- использовать
обоснованные оценки карьерного
потенциала работников с целью
сокращения нереалистичных ожиданий;
- определять
пути служебного роста, которые помогут
удовлетворить количественную и качественную
потребность в персонале в нужный момент
времени и в нужном месте.
Планирование
и контроль деловой карьеры заключаются
в том, что с момента принятия
работника в организацию и
до предполагаемого увольнения с работы
необходимо организовать планомерное
горизонтальное и вертикальное продвижение
работника по системе должностей или рабочих
мест. Работник должен знать не только
свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный
период, но и то, каких показателей он должен
добиться, чтобы рассчитывать на продвижение
по службе.
Стремление
сделать карьеру — неотъемлемое
желание человека, ориентированного
на реализацию своего личностного потенциала.
Поэтому каждому человеку важно
осознать карьерные ориентации и понять,
чего он хочет достичь в жизни на самом
деле. Это важно и для того, чтобы профессиональное
самоопределение не оказалось ошибочным,
а его итоги были продуктивными. Конкретный
инструментарий исследования позволяет
изучить профессиональную мотивацию,
установить широту ее спектра у отдельного
человека. Разнообразие ориентации личности
в области социального и профессионального
взаимодействия позволяет легче преодолевать
негативные ситуации, более активно действовать
в изменяющейся среде.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Henson, R.K.
Effect-size measures and meta-analytic thinking in counseling psychology
research / R.K. Henson // The counseling psychologist. – 2006. –
Vol. 34, № 5. – P. 601 – 629.
- Столин, В.В.
Самосознание личности / В.В. Столин. –
М.: МГУ, 1983. – 284 с.
- Fruyt, F.,
Mervielde, I. Personality and interests as predictors of educational
streaming and achievement / F. Fruyt, I. Mervielde // European Journal
of Personality. – 1996. – Vol. 10, № 5. – P. 405–425.
- Custodio, L.P. Career
Anchors of Filipino Academic Executives / L.P. Custodio// Электронный
доступ: http://commerce.flinders.edu.au/researchpapers/00-13.htm
<00-13.htm>
- Cohen, J. A
Power Primer / J. Cohen // Psychological Bulletin. – 1992. – Vol.
112, № 1. – P.155-159.
- Tabachnik, B.G.,
Fidell, L.S. Using Multivariate Statistics / B.G. Tabachnik, L.S Fidell.
– Boston: Allyn & Bacon, 2001. – 123 p.
- Schein,
E.H. Career Anchors: Discovering Your Real Values / E.H. Schein. –
San Francisco: Jossey-Bass /Pfeiffer, 1990. – 67 p.
- DeLong,
T.J. Thomas, J. The Career Orientations Inventory: Assessing the Career
Needs and Values of Educators.
- Rosenthal, R., Rosnow,
R.L., Rubin, D.B. Contrasts and effect sizes in behavioral research
/ R. Rosenthal, R.L. Rosnow, D.B. Rubin. – Cambridge, UK: Cambridge University
Press, 2000. – 212 p.
- Никифорова,
Г. С. Психология менеджмента: учебник
для вузов /Г. С. Никифорова. — 2-е изд. —
СПб.: Питер, 2004. — 639 с.
- Поляков,
В.А. Технология карьеры. Практическое
руководство /В. А. Полякова. - Москва: «Наука»,
1989. – 211 с.
- Волкова,
Н.В. Типология карьерных стратегий молодых
специалистов / Н. В. Волкова//СОЦИС социологические
исследования. – 2006. - № 1. – С. 142-147.
- Волкова,
Н.В. Карьерная ориентация молодых специалистов
/ Н.В. Волкова // Человек и труд. - 2004. - №10.
- С.19
- Маркова,
Т.И. Возможности социологического анализа
карьерного пути индивида /Т.И. Маркова//
Социальная политика и социология. – 2007.
- №4(36). – С.46-54.
- Моргунова,
Е.Б. Модели и методы управления персоналом:
Российско-британское учебное пособие
/ Е.Б. Моргунова (Серия «Библиотека журнала
«Управление персоналом»). – М.: ЗАО «Бизнес
школа «Интел-Синтез», 2001. – 464 с.
- Хаммер Я.С.
Профессиональный успех и его детерминанты
/Я.С. Хаммер// Вопросы психологии. - 2008.
- № 4. – С.147-153.
- Цветаев,
В.М. Управление персоналом / В.М. Цветаев
- СПб.: «ПИТЕР», 2000. – 345 с.
- Дятлов, В.А.
/ Управление персоналом / А.Я. Кибанов,
В.Т. Пихало. – М.: «ПРИОР», 1998 . – 287 с.
- Десслер,
Г. В. Управление персоналом / Г.В. Десслер.
– М.: «БИНОМ», 1997. – 317 с.
- Толстая,
А. Н. Управление карьерой в организациях:
учебное пособие/ А.Н. Толстая; под ред.
А. В. Федотова. - СПб., 1991. – 207 с.
- Молл, Е. Г.
Планирование своей карьеры руководителем
/ Е.Г. Молл //Вопросы психологии. – 1998. -
№ 3. – С. 182-185
- Шекшня, С.
В. Управление персоналом в современной
организации./С.В. Шекшня. – М., 1997. – 276
с.
- Веснин, В.
Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин.
– М.: Триада ЛТД, 2008. – 88 с.
- Поляков
В.А. Технология карьеры. Практическое
руководство / В.А. Поляков. – М.: Наука,
2009. – 147 с.