Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:53, курсовая работа
Знания о том, что такое карьера, какие существуют виды и модели карьеры, как управлять карьерой, а также знание своих способностей, слабых и сильных сторон помогут ему выбрать работу в организации, которая предоставляет ему возможности профессионального роста и повышения уровня жизни; получать более высокую степень удовлетворения от работы; чётче представлять личные профессиональные перспективы, планировать другие аспекты жизни; целенаправленно готовиться к будущей профессиональной деятельности; повысить конкурентоспособность на рынке труда. Целью работы является исследовать процесс управления карьерой как фактор стимулирующего развитие профессиональной компетентности сотрудников организации.
Большую значимость имеет понятие стадий карьеры. Они определяются как периоды, отмеченные различными задачами развития и карьерными интересами.
Стадия карьеры — период стабильного устойчивого развития карьеры, определенная ступень профессионализма, характеризующаяся своими задачами и карьерными интересами [10,c.420].
Возникновение и смена этих периодов связаны с понятием «плато» карьеры, которое может быть двух видов: организационным — личность имеет потенциал, но достижение более высоких позиций в организации невозможно в силу объективных причин; личностным — отражает нехватку потенциала или желания работать на более высоком уровне.
Интересный подход к проблеме стадий карьеры предложен С. Н. Паркинсоном. Разработанная им шкала начинается с числового обозначения возраста (Г), в котором конкретное лицо вступает на свой профессиональный путь после обучения. Каждая последующая «пора» определяется значением предыдущей с добавлением соответствующего числового коэффициента: [10,c.422]
♦ пора готовности (Г);
♦ пора благоразумия (Б) = Г + 3;
♦ пора выдвижения (В) = Б + 7;
♦ пора ответственности (О) = В + 5;
♦ пора авторитета (А) = О + 3;
♦ пора достижений (Д) = А + 7;
♦ пора наград (Я) = Д + 9;
♦ пора важности (ВВ) = Н + 6;
♦ пора мудрости (М) = ВВ + 3;
♦ пора тупика (Т) = М + 7.
Так, примерно, с 21 года (пора готовности) до 24 лет человек находится в поре благоразумия, с 24 лет до 31 года вступает в пору выдвижения, далее до 36 лет — пора ответственности, затем приходит авторитет, к 39 годам наступает пора достижений и т. п. Последовательность стадий карьеры определяется наличием или отсутствием в ней «плато». Паркинсон полагает, что «зажимаемый», не продвигаемый по службе работник вместо указанных фаз 6-10 проходит иные фазы, а именно:
♦ пору краха (К) = А + 7;
♦ пору зависти (3) = К + 9;
♦ пору смирения (С) = 3 + 4.
Таким образом, организационное «плато» может переходить в личностное, поскольку «зажимаемый» сотрудник уже смирился со своей жалкой участью («отзавидовал» свое).
Феномен
карьерного «плато» возникает как
результат представления
Как правило, выделяют два критерия успешной карьеры: объективный и субъективный [10,c.423]. Объективно процесс карьерного роста можно оценить по двум базовым параметрам: движение внутри организации и движении внутри профессии. Чаще всего в качестве основного параметра объективного успеха рассматривают продвижение по служебной лестнице.
Критерием личностной, субъективной успешности может быть собственное мнение человека о том, достиг ли он успеха, к которому стремился. Важным субъективным моментом является зависимость успеха от референтной группы, к которой человек себя относит. Субъективная оценка успеха связана и с внешними параметрами — тем, что для окружающих является символом успеха (заработная плата, престиж, признание).
В процессе профессиональной деятельности человек проходит определенные этапы развития карьеры. Этап — отрезок карьерного пути.
В карьере каждого человека возникают свои кризисы (Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, 1997), изменяющие направление профессионального развития личности: [10, c.424]
Хейвигхерст (1964) предлагает альтернативное видение этапов профессионального пути. Его интересуют не столько потребности и способности индивидуума, сколько приобретение установок и трудовых навыков, которые позволяют людям стать полноценными работниками.
Здесь имеет смысл рассмотреть четыре этапа: [10, c.425]
Типологии карьер базируются, как правило, на следующих основаниях: [10, c. 424]
Д. Сьюпер выделил четыре типа карьеры, которые зависят от особенностей личности, образа жизни, отношений и ценностей человека. Основанием этой классификации служит показатель стабильности карьеры.
Стабильная карьера — устойчивая и постоянная профессиональная деятельность. Приведем четыре типа карьеры.
Классификация карьер для женской выборки более развернута и включает в себя такие типы:
При характеристике типа карьеры принимаются во внимание как последовательность, частота и длительность избираемой профессиональной деятельности, так и достигнутый уровень профессионального мастерства. Большое индивидуальное своеобразие внутри типов индивидуальных карьер, которое мы наблюдаем в жизни, во многом определяется личностными особенностями.
Е.
Г. Молл предлагает типологию карьер
[4, c.424], которая может быть применена к
российским реалиям. Данные представлены
в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Типология карьер по Е.Г Молл
Тип карьер | Скорость продвижения по уровням иерархии | Последовательность занимаемых должностей | Перспективная ориентация | Личностный смысл | Примечания |
1.Супер-авантюрная | Высокая | Пропуски этапов, резкое изменение сферы деятельности | Дальнейшее продвижение, расширение влияния | Обогащение, власть, обеспечение быстрого продвижения членам Семьи | Может быть: а) случайной (удачное стечение обстоятельств), б) совместной (продвижение с более сильным лидером). Связана с кризисом в экономике и обществе, заканчивается крахом |
2.Авантюрная | Высокая | Пропуск нескольких позиций | Расширение влияния | Самореализация, власть, обогащение и др. | Связана с выборностью руководителей, отбор кадров осуществляется по типу личной преданности |
3.Традиционная линейная | Постепенно | Иногда пропуск одной позиции | Дальнейшее продвижение | Накопление знаний, умений, опыта, взаимодействие с людьми | Успешность зависит от особенностей планирования управленческим развитием внутри организации |
4.Последовательно-кризисная | Нестабильность | - | Борьба за сохранение должности | Личные интересы | Постоянна я адаптация к переменам |
5.Прагматичная (структурная) | Средняя | Изменение сферы деятельности | Перемещение в одном классе управления | Личные интересы | Простые способы решения карьерных задач |
6.Отбывающая | Нулевая | Карьера завершена | Удержать позицию | Личные интересы | - |
7.Преобразующая | Высокая | Скачкообразная или постепенная | Получение новой позиции | Освоение новой сферы деятельности, выдвижение выдающихся идей | Всегда направлена в будущее |
8.Эволюционная | Постепенно | Постепенная | Продвижение вместе с ростом организации | Совмещение общественных и личных интересов | Борьба за власть, конфликтность коллективных установок |
Общепризнана типологическая теория американского исследователя Дж. Холанда (1973), специально разработанная для решения карьерных проблем и используемая в практике работы служб занятости населения. С помощью своей теории он обосновывает существование в западной культуре шести типов личности: реалистического (Р), исследовательского (И), артистического (А), социального (С), предпринимательского (Л), конвенциального (К). Каждый из этих типов является продуктом постоянного взаимодействия между многообразием культурных и личностных факторов, включая родителей, социальный класс, физическое окружение, наследственность. Холланд описал последовательности личностных типов, позволяющие прогнозировать те или иные профессиональные достижения.
Например, высокие профессиональные стремления и достижения позитивно связаны с типами личности в таком порядке: П-С-А-И-К-Р. Предсказание вероятности творческого поведения будет адекватным для такой последовательности личностных типов: А-И-С-П-Р-К. Компетентность в межличностном общении обеспечивается следующей последовательностью типов: С-П-А-И-К-Р. Интенсивность образовательных стремлений увеличивается, если последовательность личностных типов выглядит как: И-С-А-К-П-Р. (Во всех представленных последовательностях личностные типы расположены в порядке убывания значений прогностических показателей.)
Холланд
обосновал наличие шести
Каковы же основные мотивы руководителей в построении своей карьеры? Д. Мак-Клеланд выделил три основных мотива в выборе личной карьеры.
Прежде всего это стремление к власти. Те, кто стремится к власти, энергичны, откровенны в выражении своих мыслей и чувств, не боятся конфронтации и отстаивают свои позиции. Они требуют к себе внимания, стремятся к лидерству. Люди, достигшие высшего уровня управления, часто имеют такую ориентацию.
Второй основной мотив в построении карьеры — стремление к успеху. Чаще всего такой мотив удовлетворяется не провозглашением успеха, а процессом доведения работы до успешного завершения, определенного ее окончания. В построении своей карьеры эти люди рискуют умеренно.