Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:53, курсовая работа
Знания о том, что такое карьера, какие существуют виды и модели карьеры, как управлять карьерой, а также знание своих способностей, слабых и сильных сторон помогут ему выбрать работу в организации, которая предоставляет ему возможности профессионального роста и повышения уровня жизни; получать более высокую степень удовлетворения от работы; чётче представлять личные профессиональные перспективы, планировать другие аспекты жизни; целенаправленно готовиться к будущей профессиональной деятельности; повысить конкурентоспособность на рынке труда. Целью работы является исследовать процесс управления карьерой как фактор стимулирующего развитие профессиональной компетентности сотрудников организации.
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек планирует свое будущее (карьеру), основываясь на своих потребностях и социально-экономических условиях. Нет ничего удивительного в том, что он желает знать перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации в данной организации, а также условия, которые он должен для этого выполнить. В противном случае мотивация поведения становится слабой, человек работает не в полную силу, не стремится повышать квалификацию и рассматривает организацию как место, где можно переждать некоторое время перед переходом на новую, более перспективную работу.
Карьера занимает важное место в структуре потребностей современного человека, оказывая тем самым влияние на его удовлетворенность трудом и жизнью в целом. Успешная карьера обеспечивает человеку материальное благополучие, удовлетворение его высших психологических потребностей, таких, как потребность в самореализации, в уважении и самоуважении, в успехе и власти, потребность в развитии и расширении пространства судьбы.
Организация также заинтересована в управлении карьерой своего персонала. Если для человека карьера – это развитие и продвижение в организационном пространстве, то с точки зрения организации – это, прежде всего, вопрос заполненности, целостности этого пространства, что особенно важно для профессионально-должностной его составляющей, то есть организационной структуры. В таком понимании карьеры грамотно построенное управление карьерным процессом имеет важное значение для функционирования и развития организации, являясь фактором повышения эффективности ее деятельности, условием ее устойчивости и жизнеспособности предприятия в изменяющейся среде, движущей силой, механизмом его развития.
Управление карьерой затрагивает такие важные проблемы, как удовлетворенность персонала работой в организации и связанную с этим производительность труда; преемственность профессионального опыта и культуры корпорации; обеспечение бесперебойного и рационального замещения ключевых должностей; адаптивность и маневренность в условиях быстрых изменений в содержании и разделении труда, в условиях кризисов; наконец, оно связано с вопросами внутреннего приращения профессионального потенциала и внешнего роста предприятия в среде.
Все
это тем более актуально
Знания о том, что такое карьера, какие существуют виды и модели карьеры, как управлять карьерой, а также знание своих способностей, слабых и сильных сторон помогут ему выбрать работу в организации, которая предоставляет ему возможности профессионального роста и повышения уровня жизни; получать более высокую степень удовлетворения от работы; чётче представлять личные профессиональные перспективы, планировать другие аспекты жизни; целенаправленно готовиться к будущей профессиональной деятельности; повысить конкурентоспособность на рынке труда.
Целью работы является исследовать процесс управления карьерой как фактор стимулирующего развитие профессиональной компетентности сотрудников организации.
Предмет исследования – карьера, как фактор стимулирующий развитие профессиональной компетентности сотрудников организации.
Объект исследования – управление карьерой сотрудников организации.
Цель работы определила следующие задачи:
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ КАРЬЕРЫ
Одним из важнейших аспектов самореализации личности является сознательное планирование карьеры. Существует несколько походов в определении этого понятия: философский, социологический, педагогический, психологический. В философской литературе под карьерой понимается процесс, который определяется как прохождение, последовательность состояний систем [1,с 601].
В экономическом подходе карьерные ориентации рассматриваются в качестве факторов развития субъектно-объектных отношений на рынке труда, при этом отмечается, что их влияние в настоящее время значительно возросло. Следующие закономерности рынка труда: повышение его мобильности и адаптивности, которые обусловлены развитием нетрадиционных форм занятости, режимов работы, распределения рабочего времени, а также методов управления трудовыми ресурсами.
Обуславливают усиление и усложнение конкуренции. Из базовой социальной ценности, определяющего фактора жизненного успеха, труд превратился в средство выживания. Уменьшилась зависимость заработной платы от производительности труда, что с одной стороны снижает ее стимулирующую функцию, с другой – негативно сказывается на карьерных ориентациях личности. Для решения этих проблем предлагаются, различные системы оплаты труда, а также другие экономические и социальные меры по повышению мотивации труда. Также отмечается необходимость изменения профессиональной ориентации молодежи в направлении ее гуманизации, индивидуализации, усиления гибкости и динамичности в соответствии с изменяющимися общественными условиями [2, с 187].
В рамках социологии управления, карьера определяется как общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни: семейной, трудовой, досуговой (широкий смысл); динамика положения и активности личности в трудовой деятельности (узкий смысл).
В этой области научного знания можно выделить два уровня анализа рассматриваемого понятия: индивидуальный и социально-институциональный, которые отражают осмысление карьеры как феномена в жизнедеятельности человека и организаций. На индивидуальном уровне рассматривается стремление человека достичь положения, позволяющего наиболее полно удовлетворять свои потребности. Второй уровень анализа (социально-институциональный) связан с признанием приоритетности человеческого фактора в процессах управления и интеграцией индивидуальных карьерных потенций в интересах системы. В рамках этого подхода используются понятия: карьерная активность, карьерные процессы, управление карьерой, карьерная стратегия [3, с 405-425].
В педагогической литературе даётся более широкое определение понятия «карьера»: «карьера – это целенаправленный процесс и результат формирования жизненной траектории человека, охватывающий ближнюю и дальнюю перспективу, с учётом ценностей и целей общества и личности, позволяющий осуществлять рефлексивное видение себя и своего места в системе общественных и производственных отношений» [4].
При таком подходе понятие «карьера» понимается в контексте профессиональной ориентации, личностного и профессионального самоопределения, что отражается в часто используемом понятии «планирование карьеры».
В социальной психологии и психологии профессиональной деятельности карьера рассматривается как индивидуальная последовательность аттитюдов и поведения, связанные с опытом и активностью в сфере работы на протяжении человеческой жизни. Так, Дж.М.Иванцевич и А.А. Лобанов предлагают рассматривать карьеру как индивидуально осознанную последовательность изменений во взглядах, позиции и поведении, связанных с опытом работы и другой деятельностью в процессе трудовой жизни. Это определение концентрирует внимание на том, что термин “карьера” не означает иного понимания успеха или неудачи, кроме как в собственном суждении человека [5, с.155-159].
В.Г. Горчакова определяет карьеру в широком смысле как профессиональное продвижение и в узком смысле как движение к вершине своих личных достижений.
На наш взгляд – это самое удачное определение понятия карьеры, которым мы будем пользоваться в качестве рабочего.
В
исследованиях карьеры прочное
место занимают теории личностно-средового
соответствия, среди которых самая
влиятельная принадлежит
Для
любого человека характерны определенные
представления о своих
Карьерные ориентации возникают в процессе социализации, на основе и в результате научения в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. Рассматриваемое понятие начинает разрабатываться и в отечественной психологии. Так некоторыми исследователями предлагается понимать под карьерными ориентациями наличие осознаваемых приоритетных потребностей в структуре личности, связанных с профессиональной деятельностью [8].
Критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). То есть объективная, внешняя сторона карьеры – это последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций, а субъективная, внутренняя сторона – это то, как человек воспринимает свою карьеру, степень удовлетворённости ею, каков образ его профессиональной жизни и собственной роли в ней.
К параметрам, которые во многом могут быть названы определяющими карьеру, относят внешние и внутренние факторы.
Внешние — это социальная, профессиональная, организационная среда и ситуация, возможности иерархической структуры организации, влияние событий, случаев и др. Например, быстрое продвижение по служебной лестнице может препятствовать профессиональному росту, а высокопрофессиональное окружение может ограничивать должностной рост за счет формирования специфических групповых норм.
Внутренние факторы обусловлены прежде всего интеллектом и мотивационной структурой личности, самооценкой, приобретенными знаниями, а также особенностями индивидуального личностного жизненного пути.
У каждого человека имеется жизненная концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не может поступиться, осуществляя выбор карьеры. Жизненный опыт формирует у каждого человека определенную систему ценностных ориентации, социальных установок по отношению к карьере в частности и к работе вообще. Поэтому в профессиональном плане субъект рассматривается и описывается через систему его диспозиций, ценностных ориентации, социальных установок, интересов и тому подобных социально обусловленных побуждений к деятельности. Этим понятиям в американской психологии соответствует понятие карьерных ориентации, или «якорей» карьеры. Это есть некоторый смысл, который человек хочет реализовать при выборе и осуществлении своей карьеры, это индивидуальные сочетание и последовательность аттитюдов, связанных с опытом и активностью в сфере работы на протяжении всей жизни. Понятие карьерных ориентаций относится к диспозициям высшего уровня (по В. А. Ядову), которые являются устойчивым образованием и определяют профессиональный жизненный путь человека.
Понятие
успешной карьеры связывается прежде
всего с успешным профессиональным
самоопределением.
Теория профессионального самоопределения
Д. Сьюпера — одна из популярных в психологии.
Она включает девять основных положений.
Одно из них заключается в том, что удовлетворенность
работой (а во многом и жизнью в целом)
зависит от того, в какой мере человек
находит адекватные возможности для реализации
своих способностей, интересов и свойств
личности в профессиональной ситуации,
а это в значительной степени определяется
возможностью играть ту роль, которая
считалась подходящей на стадии профессионального
развития. В теории Сьюпера утверждается,
что важнейшей детерминантой профессионального
пути человека является его представление
о своей личности — так называемая «профессиональная
Я-концепция», которую каждый человек
в жизни воплощает в серии карьерных решений.
Профессиональные предпочтения и тип
карьеры — это попытка ответить на вопрос:
«Кто я?» Избранная профессия и карьерные
достижения оказывают сильное влияние
на нашу общую Я-концепцию и самооценку.
При этом очень часто человек реализует
свои карьерные ориентации неосознанно.