Карьерные ориентации сотрудников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Знания о том, что такое карьера, какие существуют виды и модели карьеры, как управлять карьерой, а также знание своих способностей, слабых и сильных сторон помогут ему выбрать работу в организации, которая предоставляет ему возможности профессионального роста и повышения уровня жизни; получать более высокую степень удовлетворения от работы; чётче представлять личные профессиональные перспективы, планировать другие аспекты жизни; целенаправленно готовиться к будущей профессиональной деятельности; повысить конкурентоспособность на рынке труда. Целью работы является исследовать процесс управления карьерой как фактор стимулирующего развитие профессиональной компетентности сотрудников организации.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ+суть+заключение!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     Каждый человек планирует свое будущее (карьеру), основываясь на своих потребностях и социально-экономических условиях. Нет ничего удивительного в том, что он желает знать перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации в данной организации, а также условия, которые он должен для этого выполнить. В противном случае мотивация поведения становится слабой, человек работает не в полную силу, не стремится повышать квалификацию и рассматривает организацию как место, где можно переждать некоторое время перед переходом на новую, более перспективную работу.

     Карьера занимает важное место в структуре  потребностей современного человека, оказывая тем самым влияние на его удовлетворенность трудом и  жизнью в целом. Успешная карьера  обеспечивает человеку материальное благополучие, удовлетворение его высших психологических потребностей, таких, как потребность в самореализации, в уважении и самоуважении, в успехе и власти, потребность в развитии и расширении пространства судьбы.

     Организация также заинтересована в управлении карьерой своего персонала. Если для человека карьера – это развитие и продвижение в организационном пространстве, то с точки зрения организации – это, прежде всего, вопрос заполненности, целостности этого пространства, что особенно важно для профессионально-должностной его составляющей, то есть организационной структуры. В таком понимании карьеры грамотно построенное управление карьерным процессом имеет важное значение для функционирования и развития организации, являясь фактором повышения эффективности ее деятельности, условием ее устойчивости и жизнеспособности предприятия в изменяющейся среде, движущей силой, механизмом его развития.

     Управление  карьерой затрагивает такие важные проблемы, как удовлетворенность  персонала работой в организации и связанную с этим производительность труда; преемственность профессионального опыта и культуры корпорации; обеспечение бесперебойного и рационального замещения ключевых должностей; адаптивность и маневренность в условиях быстрых изменений в содержании и разделении труда, в условиях кризисов; наконец, оно связано с вопросами внутреннего приращения профессионального потенциала и внешнего роста предприятия в среде.

     Все это тем более актуально сегодня, когда рыночная экономика вынуждает  организации самостоятельно заботиться об обеспечении своей деятельности необходимыми человеческими ресурсами, определять цели, направления, приоритеты кадровой политики, а глобальная тенденция гуманизации отражается в смещении ценностей, акцентов внимания в сторону увеличения роли человеческого фактора в развитии экономики, возрастания значения подсистемы управления персоналом в системе управления организацией. В этих условиях на уровне экономики в целом на первый план выходит управление развитием человеческих ресурсов, а на уровне отдельного предприятия – управление развитием кадров, развитием ресурсов каждого конкретного человека, управление его продвижением в рамках организации.

     Знания  о том, что такое карьера, какие  существуют виды и модели карьеры, как  управлять карьерой, а также знание своих способностей, слабых и сильных сторон помогут ему выбрать работу в организации, которая предоставляет ему возможности профессионального роста и повышения уровня жизни; получать более высокую степень удовлетворения от работы; чётче представлять личные профессиональные перспективы, планировать другие аспекты жизни; целенаправленно готовиться к будущей профессиональной деятельности; повысить конкурентоспособность на рынке труда.

     Целью работы является исследовать процесс  управления карьерой как фактор стимулирующего развитие профессиональной компетентности сотрудников организации.

     Предмет исследования – карьера, как фактор стимулирующий развитие профессиональной компетентности сотрудников организации.

     Объект  исследования – управление карьерой сотрудников организации.

     Цель  работы определила следующие задачи:

  1. Рассмотреть подходы в определении понятия карьеры;
  2. Исследовать основные виды, этапы, и типы карьеры;
  3. Изучить понятия планирование и управление карьерой
  4. Рассмотреть методику карьерных ориентаций
  5. Выявить направления по совершенствованию деловой карьеры сотрудников организации

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАРЬЕРЫ 

    1. Подходы к определению карьеры
 

     Одним из важнейших аспектов самореализации личности является сознательное планирование карьеры. Существует несколько походов в определении этого понятия: философский, социологический, педагогический, психологический. В философской литературе под карьерой понимается процесс, который определяется как прохождение, последовательность состояний систем [1,с 601].

     В экономическом подходе карьерные ориентации рассматриваются в качестве факторов развития субъектно-объектных отношений на рынке труда, при этом отмечается, что их влияние в настоящее время значительно возросло. Следующие закономерности рынка труда: повышение его мобильности и адаптивности, которые обусловлены развитием нетрадиционных форм занятости, режимов работы, распределения рабочего времени, а также методов управления трудовыми ресурсами.

     Обуславливают усиление и усложнение конкуренции. Из базовой социальной ценности, определяющего фактора жизненного успеха, труд превратился в средство выживания. Уменьшилась зависимость заработной платы от производительности труда, что с одной стороны снижает ее стимулирующую функцию, с другой – негативно сказывается на карьерных ориентациях личности. Для решения этих проблем предлагаются, различные системы оплаты труда, а также другие экономические и социальные меры по повышению мотивации труда. Также отмечается необходимость изменения профессиональной ориентации молодежи в направлении ее гуманизации, индивидуализации, усиления гибкости и динамичности в соответствии с изменяющимися общественными условиями [2, с 187].

     В рамках социологии управления, карьера  определяется как общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни: семейной, трудовой, досуговой (широкий смысл); динамика положения и активности личности в трудовой деятельности (узкий смысл).

     В этой области научного знания можно выделить два уровня анализа рассматриваемого понятия: индивидуальный и социально-институциональный, которые отражают осмысление карьеры как феномена в жизнедеятельности человека и организаций. На индивидуальном уровне рассматривается стремление человека достичь положения, позволяющего наиболее полно удовлетворять свои потребности. Второй уровень анализа (социально-институциональный) связан с признанием приоритетности человеческого фактора в процессах управления и интеграцией индивидуальных карьерных потенций в интересах системы. В рамках этого подхода используются понятия: карьерная активность, карьерные процессы, управление карьерой, карьерная стратегия [3, с 405-425].

     В педагогической литературе даётся более  широкое определение понятия  «карьера»: «карьера – это целенаправленный процесс и результат формирования жизненной траектории человека, охватывающий ближнюю и дальнюю перспективу, с учётом ценностей и целей общества и личности, позволяющий осуществлять рефлексивное видение себя и своего места в системе общественных и производственных отношений» [4].

       При таком подходе понятие «карьера» понимается в контексте профессиональной ориентации, личностного и профессионального самоопределения, что отражается в часто используемом понятии «планирование карьеры».

     В социальной психологии и психологии профессиональной деятельности карьера рассматривается как индивидуальная последовательность аттитюдов и поведения, связанные с опытом и активностью в сфере работы на протяжении человеческой жизни. Так, Дж.М.Иванцевич и А.А. Лобанов предлагают рассматривать карьеру как индивидуально осознанную последовательность изменений во взглядах, позиции и поведении, связанных с опытом работы и другой деятельностью в процессе трудовой жизни. Это определение концентрирует внимание на том, что термин “карьера” не означает иного понимания успеха или неудачи, кроме как в собственном суждении человека [5, с.155-159].

     В.Г. Горчакова определяет карьеру в широком смысле как профессиональное продвижение и в узком смысле как движение к вершине своих личных достижений.

     На  наш взгляд – это самое удачное определение понятия карьеры, которым мы будем пользоваться в качестве рабочего.

     В исследованиях карьеры прочное  место занимают теории личностно-средового  соответствия, среди которых самая  влиятельная принадлежит           Д. Холланду. В своей теории Д. Холланд исходил из следующего предположения: людям присущи достаточно устойчивые профессиональные интересы, которые можно разделить на несколько групп в зависимости от того, с чем человек взаимодействует и какие задачи склонен решать. Таких обобщённых интересов – шесть групп: реалистические (практические), интеллектуальные (познавательные),  артистические (эстетические), социальные, предпринимательские, конвенциональные (работа со знаковыми системами). Сама по себе такая классификация не нова, в начале двадцатого века немецкий психолог и философ Э. Шпрангер говорил о том, что существует 6 типов людей: теоретический человек, эстетический,  социальный, экономический, политический и религиозный – в зависимости от того, какие ценности являются для него главными. Особенность концепции Д. Холланда, однако, в том, что он попытался связать профессиональные интересы сначала с типом личности (выделив соответствующие способности, индивидуальные качества, хобби), а затем и со стилем жизни, полагая, что определенной профессиональной направленности соответствует тип профессиональной карьеры, устойчивые способы взаимоотношений с окружающим миром [7, с.67].

     Для любого человека характерны определенные представления о своих способностях, побуждениях, мотивах и ценностях, составляющих Я-концепцию, которыми он не сможет поступиться, осуществляя выбор карьеры. Прошлый жизненный опыт формирует определенную систему ценностных ориентаций, социальных установок по отношению к карьере и работе вообще. Поэтому в профессиональном плане субъект деятельности рассматривается и описывается через систему его диспозиций, ценностных ориентаций, социальных установок, интересов и тому подобных социально обусловленных побуждений к деятельности, которые в американской социальной психологии объединяются таким понятием как "карьерные ориентации".

     Карьерные ориентации возникают в процессе социализации, на основе и в результате научения в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. Рассматриваемое понятие начинает разрабатываться и в отечественной психологии. Так некоторыми исследователями предлагается понимать под карьерными ориентациями наличие осознаваемых приоритетных потребностей в структуре личности, связанных с профессиональной деятельностью [8].

     Критериями  удавшейся карьеры являются удовлетворенность  жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный  критерий). То есть объективная, внешняя сторона карьеры – это последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций, а субъективная, внутренняя сторона – это то, как человек воспринимает свою карьеру, степень удовлетворённости ею, каков образ его профессиональной жизни и собственной роли в ней.

     К параметрам, которые во многом могут  быть названы определяющими карьеру, относят внешние и внутренние факторы.

     Внешние — это социальная, профессиональная, организационная среда и ситуация, возможности иерархической структуры организации, влияние событий, случаев и др. Например, быстрое продвижение по служебной лестнице может препятствовать профессиональному росту, а высокопрофессиональное окружение может ограничивать должностной рост за счет формирования специфических групповых норм.

     Внутренние  факторы обусловлены прежде всего интеллектом и мотивационной структурой личности, самооценкой, приобретенными знаниями, а также особенностями индивидуального личностного жизненного пути.

     У каждого человека имеется жизненная  концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не может  поступиться, осуществляя выбор карьеры. Жизненный опыт формирует у каждого человека определенную систему ценностных ориентации, социальных установок по отношению к карьере в частности и к работе вообще. Поэтому в профессиональном плане субъект рассматривается и описывается через систему его диспозиций, ценностных ориентации, социальных установок, интересов и тому подобных социально обусловленных побуждений к деятельности. Этим понятиям в американской психологии соответствует понятие карьерных ориентации, или «якорей» карьеры. Это есть некоторый смысл, который человек хочет реализовать при выборе и осуществлении своей карьеры, это индивидуальные сочетание и последовательность аттитюдов, связанных с опытом и активностью в сфере работы на протяжении всей жизни. Понятие карьерных ориентаций относится к диспозициям высшего уровня (по В. А. Ядову), которые являются устойчивым образованием и определяют профессиональный жизненный путь человека.

     Понятие успешной карьеры связывается прежде всего с успешным профессиональным самоопределением. Теория профессионального самоопределения Д. Сьюпера — одна из популярных в психологии. Она включает девять основных положений. Одно из них заключается в том, что удовлетворенность работой (а во многом и жизнью в целом) зависит от того, в какой мере человек находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов и свойств личности в профессиональной ситуации, а это в значительной степени определяется возможностью играть ту роль, которая считалась подходящей на стадии профессионального развития. В теории Сьюпера утверждается, что важнейшей детерминантой профессионального пути человека является его представление о своей личности — так называемая «профессиональная Я-концепция», которую каждый человек в жизни воплощает в серии карьерных решений. Профессиональные предпочтения и тип карьеры — это попытка ответить на вопрос: «Кто я?» Избранная профессия и карьерные достижения оказывают сильное влияние на нашу общую Я-концепцию и самооценку. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно.  
 

Информация о работе Карьерные ориентации сотрудников