Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:53, курсовая работа
Знания о том, что такое карьера, какие существуют виды и модели карьеры, как управлять карьерой, а также знание своих способностей, слабых и сильных сторон помогут ему выбрать работу в организации, которая предоставляет ему возможности профессионального роста и повышения уровня жизни; получать более высокую степень удовлетворения от работы; чётче представлять личные профессиональные перспективы, планировать другие аспекты жизни; целенаправленно готовиться к будущей профессиональной деятельности; повысить конкурентоспособность на рынке труда. Целью работы является исследовать процесс управления карьерой как фактор стимулирующего развитие профессиональной компетентности сотрудников организации.
Автономия (независимость). Главная забота личности с такой ориентацией — освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему: самому решать, когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации (рабочее место, время, форменная одежда). Конечно, каждый человек в некоторой степени нуждается в автономии, однако если такая ориентация выражена сильно, то личность готова отказаться от продвижения по службе или от других возможностей ради сохранения своей независимости. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы, но не будет чувствовать серьезных обязательств или преданности организации и будет отвергать любые попытки ограничить его автономию.
Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Различают два типа стабильности — стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию (не увольняет рабочих), заботится о своих работниках после увольнения и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей отрасли. Человек с такой ориентацией (его часто называют «человеком организации») ответственность за управление карьерой перекладывает на нанимателя. Он будет совершать какие угодно географические передвижения, если того потребует компания. Человек второго типа, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя с географическим регионом, «пуская корни» в определенном месте, вкладывая сбережения в свой дом, и меняет работу или организацию только тогда, когда это предотвращает его «срывание с места». Люди, ориентированные на стабильность, могут быть талантливыми и занимать высокие должности в организации, но, предпочитая стабильную работу и жизнь, они откажутся от повышения, если оно грозит риском и временными неудобствами, даже в случае широко открывающихся возможностей роста.
Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т. д. Человек с такой ориентацией имеет возможность продолжать работать в этом направлении, даже если ему придется сменить место работы. Он не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит ему реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки качества продуктов или товаров, защиты прав потребителей и т. п.
Вызов. Основные ценности при карьерной ориентации данного типа — конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы «бросать вызов». Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыша — проигрыша». Процесс борьбы и победа более важны для человека, чем конкретная область деятельности или квалификация. Например, торговый агент может рассматривать каждый контракт с покупателем как игру, которую надо выиграть. Новизна, разнообразие и вызовимеют для людей с такой ориентацией очень большую ценность, и, если все идет слишком просто, им становится скучно.
Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни. Он не хочет, чтобы в его жизни доминировала только семья только карьера или только саморазвитие. Он стремится к тому, чтобы сбалансировать их. Такой человек больше ценит свою жизнь в целом — где живет, как совершенствуется, а не конкретную работу, карьеру или организацию.
Предпринимательство. Человек с данной карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь свою марку, свое дело, свое финансовое богатство. Причем это не всегда творческий человек, для него главное — создать дело, концепцию или организацию, построить ее так, чтобы они были продолжением его самого, вложить туда «душу». Предприниматель будет продолжать свое дело, даже если сначала он будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать.
В
таблице 3 представлены данные по выборке
в 2 тыс. американцев, собранные Э. Шейном,
и данные, собранные на различных выборках
российских испытуемых: менеджерах, предпринимателях,
военнослужащих, студентах, учащихся колледжа
и др. (всего 400 человек, из них 220 мужчин
и 180 женщин)[10, c.423].
Таблица 3 – Частота выбора карьерной ориентации, %
Выборка | Профессиональная компетентность | Менеджмент | Автономия | Стабильность | Служение | Вызов | Интеграция стилей жизни | Предпринимательство |
Американская | 30,2 | 27,0 | 11,1 | 9,1 | 5,5 | 2,0 | 1,9 | 4,6 |
Российская: | 11,3 | 10,9 | 13,8 | 12,4 | 12,9 | 10,8 | 13,5 | 10,3 |
Мужчины | 10,6 | 11,7 | 13,5 | 11,8 | 12,3 | 11,2 | 13,5 | 11,2 |
Женщины | 12,2 | 9,9 | 14,5 | 13,9 | 13,5 | 9,9 | 14,4 | 8,4 |
Менеджеры | 12,5 | 9,0 | 11,4 | 12,9 | 13,9 | 9,8 | 13,7 | 7Д |
предприниматели | 9,5 | 13,5 | 13,3 | 11,0 | 10,4 | 12,2 | 11,6 | 12,7 |
военнослужащие | 10,4 | 12,2 | 11,3 | 10,7 | 13,4 | 10,3 | 11,6 | 8,6 |
Школьники | 10,1 | 11,2 | 12,4 | 10,6 | 12,0 | 9,1 | 12,8 | 11,2 |
Студенты | 10,3 | 9,9 | 12,4 | 10,9 | 13,6 | 8,8 | 13,2 | 10,0 |
учащиеся колледжа | 10,0 | 11,8 | 14,3 | 13,5 | 11,6 | 11,6 | 15,2 | 12,0 |
Безработные | 9,9 | 7,5 | 11,0 | 14,5 | 14,2 | 8,5 | 13,7 | 6,2 |
Данные таблицы 3 показывают, что в целом для российской выборки характерно более равномерное распределение оценок по всем карьерным ориентациям. Наиболее часто выбираются такие карьерные ориентации, как «автономия», «интеграция стилей жизни», «служение» и «стабильность». Анализ таблицы 3 позволяет сделать вывод, что частота выбора карьерных ориентации в группах, которые различаются по профессиональному признаку, различна, т. е. для каждой профессиональной группы существует своя специфика карьерных ориентации. Проведенные исследования показали также, что социальные различия оказываются важнее, чем половые. В формировании карьерных ориентации важную роль играют семейное воспитание, его стиль и личностные особенности, прежде всего при формировании таких карьерных ориентации, как «профессиональная компетентность», «предпринимательство», «автономия», «вызов» и «служение».
Сравнение
российской и американской выборок
демонстрирует существенные различия
в карьерных ориентациях. В американской
выборке в наибольшей степени выражена
карьерная ориентация на «профессиональную
компетентность», которая в российской
выборке не является ведущей. Та же самая
тенденция просматривается и в выборке
карьерной ориентации на «менеджмент».
3.2
Направления по совершенствованию
деловой карьеры персонала
организации
Управление деловой карьерой – это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организации, по планированию, организации, мотивации, контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации [24,c.88].
Основные
направления по совершенствованию
деловой карьеры персонала
Рисунок
3 - Направления по совершенствованию
деловой карьеры персонала
организации
Квалификационный уровень – совокупность требований к компетенциям работников, дифференцируемых по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности;
Квалификация – это: 1) готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности; 2) официальное признание (в виде сертификата) освоения компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовой деятельности в рамках конкретной профессии (требований профессионального стандарта) [24,c.111].
Квалификационный уровень может повышаться в течение всей трудовой жизни, что повышает заинтересованность в росте квалификации, профессионального мастерства в формировании работника «широкого профиля».
К числу резервов повышения экономической устойчивости предприятия можно отнести резервы улучшения устойчивости персонала, которая обеспечивается проведением рациональной кадровой политики. Основными направлениями кадровой политики на предприятии являются:
В зависимости от характера причин текучести мероприятия по содержанию могут быть такими:
Что касается формирования кадрового резерва организации, то ее принципами являются:
При отборе кандидатов в резерв для конкретных должностей надо учитывать не только общие требования, но и профессиональные требования, которым должен отвечать руководитель того или иного отдела, службы, цеха, участка и т. д., а также особенности требований к личности кандидата, основанные на анализе ситуации в подразделении, типе организационной культуры и т. д.
Источниками резерва кадров на руководящие должности могут стать:
Таким образом, кадровый резерв - это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку. Работа с резервом, как и многие другие технологии кадровой работы, является комплексной.
Без людей нет организации. Члены организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация. В силу такого особого положения кадров в организации они являются для менеджмента предметом номер один. Менеджмент формирует кадры, устанавливает систему отношений между людьми, включает их в созидательный процесс совместной трудовой деятельности, способствует развитию кадров, их обучению и продвижению по работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональная карьера выполняет важные функции в трудовой деятельности работника. Она стимулирует рост трудовой активности, ускоряет процессы кадровых перемещений, что позволяет работнику занять более высокое социальное положение, способствует росту удовлетворенности его своим трудом. Реальная перспектива должностного продвижения, за счет произвольного изменения места работы по инициативе работника, складывается на основе оценки работником существующих условий для продвижения и самооценки своих возможностей.
Сегодня, чтобы быстро делать карьеру, мало обладать только компетентностью в собственной профессии. Тот, кто хочет расти быстрее, должен иметь личную стратегию карьеры и обладать необходимыми для этого знаниями и навыками. Среди прочего, ему потребуется: знать свою внешнюю среду (клиентов, руководства, коллег) – быстро растёт тот, кто делает именно то, что будет востребовано; уметь гибко и своевременно реагировать на изменения – то, что приносило успех вчера, сегодня лишь позволяет держаться на плаву, а завтра может оказаться никому не нужным. и, самое главное, уметь правильно представить свои способности – этот навык, как правило, оказывается, чуть ли не важнее профессиональных знаний.