Кадровый резерв персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Эффективное управление трудовыми ресурсами в настоящее время выдвигается в число наиболее важных факторов экономического успеха. В недалеком прошлом при социалистическом методе хозяйствования и планирования предприятия находились под полным контролем государства, в том числе и финансирование, поэтому руководство не заинтересовано было в повышении эффективности его использования, что значительно отличается от рыночной экономики. Главной задачей для работника, занимающегося подбором кадров, является поиск именно тех сотрудников, знания, умения, физические способности и деловые качества которых будут отвечать поставленным перед ними задачам. Ведь все результаты деятельности организации: объем выпущенной продукции, ее себестоимость, прибыль и прочее, будут зависеть от качества трудовых ресурсов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......3
1 Сущность и роль резерва персонала в организации……………………………6
Сущность и возрастание роли управления персоналом в организации……6
Методика формирования и виды резерва персонала в организации………20
Прогрессивность отечественного и зарубежного опыта, оценки повышения эффективности резерва персонала в организации……………………………….25
Эффективность, анализ, оценка методов экономического управления в Учреждении здравоохранения “Гомельская областная клиническая психиатрическая больница”….…………………………………………………....32
Организационно-экономическая характеристика деятельности в организации…………………………………………………………………………32
Анализ системы формирования резерва персонала в организации………..42
Эффективность управления резерва персонала в организации…………….46
Основные направления резерва персонала в Учреждении здравоохранения “Гомельская областная клиническая психиатрическая больница”…..………....52
Мероприятия и направления резерва персонала в организации……………52
Расчет эффективности в организации………………………………………...57
Заключение………………………………………………………………………….59
Список использованных источников……………………………………………...61
Приложения…………………………………………………………………………64

Работа содержит 1 файл

Курсовая исправленная по резерву.docx

— 828.66 Кб (Скачать)

Еще со времен Смита в  качестве исходных элементов труда  выделяются:

  1. предметы труда;
  2. средства труда;
  3. целесообразная деятельность человека [6, c. 7].

Наличие последнего элемента означает, что труд человека осуществляется по заранее составленному плану. Предварительно определяются цель деятельности, конкретный набор инструментов, способы  обработки материала и т.п. При  этом человек в процессе труда  последовательно и регулярно  использует искусственно созданные  объекты. В этом состоит принципиальное отличие труда человека от «труда»  обезьяны, слона и т.д.

Труд есть целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование вещества природы  с целью получения экономических  благ. В качестве основных результатов  труда выступают:

  1. экономические блага;
  2. физиологическое и умственное развитие человека;
  3. накопление знаний и опыта;
  4. важнейшие условия жизни человека.

Труд рассматривается  как основной источник существования  человека. Под воздействием труда  постепенно, но неукротимо развивалась  речь человека, его мозг и руки. В  процессе труда человек накапливает  опыт, имеет возможность повысить свою квалификацию. Труд становится частью жизни нормально существующего  человека.

Труд – фактор адаптации  человека к природе. Значение труда  для общества вытекает из того, что  люди потребляют без труда только свободные блага – кислород воздуха, лучи солнца и некоторые другие. Подавляющая часть благ является результатом (продуктом) труда. Труд –  общее условие, основа жизни общества. Труд не только источник средств существования. Без него невозможно здоровье людей, выносливость, мужество, развитие интеллекта и нравственности и т.п. труд создал человека. Вне труда не может быть общества вообще. Если человека освободить от труда, то это погубит его.

Для труда характерна совокупность отношений людей по поводу дел, работы. «…Вся так называемая всемирная  история есть не что иное, как  порождение человека человеческим трудом…»[32, с. 143]. Изучение труда представляет собой важнейшее условие общественного прогресса. «…Политико – экономической категорией является не труд, а лишь общественная форма труда, общественное устройство труда, или иначе отношения между людьми по участию их в общественном труде».[32, с. 143] Труд – основная сфера жизни людей.

Труд работающих является необходимой составной частью процесса производства, потребления и распределения созданного продукта. Участие работающих в доле вновь созданного продукта выражается в виде заработной платы, которая должна соответствовать количеству и качеству затраченного труда. Заработная плата как плата за труд выдвигается на первый план потому, что среди всех экономических ресурсов это наиболее дорогостоящий элемент, но и по той причине, что для большинства населения это единственный или по крайне мере, главный источник дохода.

Трудовые ресурсы –  это часть населения, которая  в силу совокупности физических способностей, специальных  знаний и опыта  может  участвовать в создании материальных благ  или трудиться в сфере  услуг [11, c. 82].

Критериями для выделения  из общей численности населения  трудовых  ресурсов являются границы  трудоспособности возраста, которые  устанавливается государством  и  зависит  от общественного  строя, продолжительности жизни людей, других социально-экономических факторов  и от принятых в связи с этим официальных государственных актов.   В Республике Беларусь трудоспособный возраст  составляет  от 16 до 59 лет для мужчин и для женщин – от 16 до 54 лет.

В состав трудовых ресурсов включаются:

1) трудоспособное население в трудоспособном возрасте;

2) работающие подростки (до 16 лет);

3) население старше трудоспособного возраста, принимающее участие в общественном производстве.

К трудоспособному населению  относятся  лица в  трудоспособном возрасте, за исключением неработающих  инвалидов I и II групп, а также лиц, перешедших на пенсию на льготных условиях  раньше  установленного в общем порядке рабочего возраста.

В зависимости  от  отношения  к трудовой  деятельности  в  составе ресурсов выделяются следующие  категории:

1) занятые в общественном производстве;

2) занятые индивидуальной  трудовой деятельностью;

3) находящиеся  на  учебе  с отрывом от производства;

4) занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве;

5) военнослужащие.

Трудовые ресурсы имеют  количественные и качественные характеристики. К первым относятся показатели численности  и  состава             (возраст, пол, общественные группы и  т.д.); ко вторым – показателям образовательного уровня, профессионально-квалификационной структуры и т.д.

Возрастная структура  трудовых ресурсов предполагает выделение  следующих основных возрастных  групп: молодежь в возрасте 16-29 лет; лица предпенсионного возраста (мужчины 50-59 лет, женщины 50- 54 года); лица  пенсионного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55лет и старше). Иногда для выявления возрастной  структуры используются 10-летние возрастные интервалы. Трудовая активность считается тем выше, чем большую долю в составе населения трудового возраста занимают лица 20-49лет и чем большую часть составляют мужчины.

Половая структура трудовых  ресурсов характеризуется соотношением  численности  мужчин  и женщин в их составе. Она определяется, как  правило, по населению трудоспособного  возраста – основному источнику  трудовых ресурсов. В Республике Беларусь, например, удельный вес мужчин  составляет 47 %, женщин-53%. Такое соотношение считается нормальным  для экономически  развитых стран.

Для  характеристики трудовых ресурсов по уровню образования используются следующие важнейшие показатели  [11, c. 82]:

1 уровень  общего, специального и высшего образования;

2 уровень образования по специальным группам.

По  уровню образования  соотношения  между  количеством  трудовых ресурсов с высшем, средним  специальным, средним  и неполном среднем  образованием  определяется независимо  от выполняемой работы  или занимаемой должности.

Соотношение работников  по видам  деятельности  и уровню квалификации характеризует  профессионально-квалификационную структуру трудовых ресурсов. Профессии определяются характером  и содержанием труда, спецификой и условиями функционирования    отдельных  отраслей экономики. В рамках общих профессий выделяются  специальности. В  зависимости от сложности труда выделяются высококвалифицированные, квалифицированные и неквалифицированные работники.

При определении соотношения  трудовых ресурсов по категориям персонала  учитываются рабочие  и служащие, в том  числе руководители, специалисты  и т. д.

Знание структуры трудовых ресурсов необходимо для определения  направлений их эффективного использования.

Характер труда позволяет  рассматривать труд с точки зрения общественных условий производства; его определяют формы и методы привлечения членов общества к труду; тип общественной формации труда; отношение  работников к труду. Следовательно, характер труда выражает собой то особенное, что присуще общественному труду в каждой общественно-экономической формации и предопределено типом господствующих в обществе производственных отношений. Современная кардинальная экономическая реформа органически выводит на рыночные отношения всех участников производства в обществе, коренным образом изменяет производственные отношения.

Прежде всего, это смена  форм собственности, отказ от планомерного привлечения и распределения  трудовых ресурсов в стране и переход  к свободному предпринимательству, основанному на различных организационно-правовых формах собственности и на свободном  найме рабочей силы через спрос  и предложение на рынке труда. В связи с этим изменяются отношения  по всей цепочке связи между людьми — от процесса труда до конечного  потребления (присвоения) продукта труда.

 Содержание труда выражает  распределение конкретных трудовых  функций (исполнительских, контрольно-регулирующих) на рабочем месте и определяется  совокупностью выполняемых операций. Основу этих функций составляют  развитие орудий труда, организация  труда, уровень общественного  и профессионального разделения  труда, мастерство самого работника.  Содержание труда отражает производственно-техническую  сторону труда, показывает уровень  развития производительных сил,  технических способов соединения  личного и вещественного элементов  производства, т. е. раскрывает  труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами и предметами труда в процессе труда.

Следует подчеркнуть, что  содержание и характер труда выражают две стороны одного и того же явления  — сущность и форму общественного  труда. Эти две социально-экономические  категории находятся в диалектической взаимосвязи, и изменение одной из них неизбежно оказывает влияние в той или иной форме на изменение другой.

Характер труда в значительной степени формируется под влиянием особенностей содержания труда в  зависимости от ряда признаков —  доли физического и умственного  труда, уровня квалификации и интеллекта, уровня власти человека над природой и др. Труд работающих является необходимой  составной частью процесса производства, потребления и распределения  созданного продукта.

Рассмотрим интерпретацию  понятий «труд», «трудовые ресурсы» и др. различных авторов в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 – Понятие  трудовых ресурсов различных авторов

Понятие

Автор

Значение

Труд

Экономическая теория

Н.И. Базылев, С.П. Пупко

Осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, людей, требующая приложения умственных и физических усилий в процессе создания материальных благ и услуг, реализующаяся через самого человека [3, c. 134]

Труд

Современный экономический словарь

Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева

Осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, людей, требующая приложения усилий, осуществления работы, один из четырех основных факторов производства [33, c. 411]

Трудовые  ресурсы

Современный экономический словарь

Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева

Экономически активное, трудоспособное население, часть населения, обладающая физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности [33, c. 414]

Трудовые  ресурсы

Экономический анализ хозяйственной деятельности

Это дееспособная часть населения республики, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в отраслях народного хозяйства [34, c. 132]

Трудовые  ресурсы

Экономика предприятия

Хрипач В.Я., Суша Г.З., Оноприенко Г.К.

Один из видов экономических ресурсов, к которому относятся люди с их способностью производить товары и услуги [42, c. 231]

Работник

Трудовой  кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2010 г. № 225-З)

Лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора [38]


Примечание. Источник: cсобственная разработка на основании [3, 33, 34, 38, 42]

 

Трудовые ресурсы имеют  количественные и качественные характеристики. К первым относятся показатели численности  и  состава (возраст, пол, общественные группы и т.д.); ко вторым – показатели образовательного уровня, профессионально-квалификационной структуры и т.д.

Рабочая сила представляет собой совокупность физических и  умственных способностей человека, его  способность к труду. В условиях рыночных отношений "способность  к труду" делает рабочую силу товаром. Отличие этого особенного товара от других товаров заключается в  следующем:

  • труд способен создавать стоимость большую, чем он стоит;
  • без привлечения трудовых ресурсов невозможно осуществлять любое производство;
  • от эффективности использования трудовых ресурсов во многом зависит степень (эффективность) использования всех прочих ресурсов, результаты хозяйствования в целом;
  • условия оплаты и применения трудовых ресурсов оказывают прямое влияние на эффективность их использования (наемный работник может отказаться от условий, на которых его собираются использовать; может уволиться по собственному желанию; бастовать);
  • на процесс использования трудовых ресурсов существенное воздействие оказывают социальные факторы (уровень оплаты труда является объектом длительных переговоров; представления о социально-приемлемом уровне заработной платы могут быстро меняться; работник может решить, что те или иные типы профессий являются социально-непрестижными и т.д.).

Трудовые ресурсы представляют собой часть населения страны, обладающую необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве.

Для анализа, планирования, учета и управления персоналом все  работники предприятия классифицируются по ряду признаков. В зависимости  от участия в производственном процессе весь персонал предприятия делится  на две категории [17, c. 41]:

- промышленно-производственный (ППП);

- непромышленный.

По характеру выполняемых  функций промышленно-производственный персонал (ППП) подразделяется на четыре категории: рабочие, руководители, специалисты  и технические исполнители (служащие) (рисунок 1.1).

Соотношение работников по категориям характеризует структуру  трудовых ресурсов предприятия.  В  зависимости от характера трудовой деятельности персонал предприятия  подразделяют по профессиям, специальностям и уровню квалификации (рисунок 1.2).

Информация о работе Кадровый резерв персонала