Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 10:02, курсовая работа
Структурная перестройка экономики страны в целом невозможна без создания эффективного механизма управления и развитием его кадрового потенциала, научной проработки методов кадрового обеспечения. В субъектах Российской Федерации формируются новые системы территориального управления и местного самоуправления, которые в наибольшей мере должны быть ориентированы на реальный и устойчивый рост уровня жизни населения
Введение…………………………………………………………………….3
Глава1: Теоритические основы формирования кадрового резерва……..6
1.1 Сущность и задачи кадрового резерва………………………………..6
1.2. Необходимость создания кадрового резерва……………………….10
1.3Работа с кадровым резервом………………………………………….14
Глава2: Особенности формирования кадрового резерва государственных органов власти (на примере Министерства труда, занятости и социальной защиты)…………………………………………………………...23
2.1 Формирование кадрового резерва в Министерстве труда, занятости и социальной защиты……………………………………………………………23
2.2 Проблемы формирования кадрового резерва в Министерстве труда, занятости и социальной защиты)…………………………………………….…28
Заключение……………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………….………34
Процедура
формирования кадрового резерва
и работа с ним должны быть регламентированы,
согласованы с другими
В крупных холдинговых компаниях с численностью персонала более 1500 человек лучше всего составлять и вести списки кадрового резерва в каждой дочерней компании и иметь список резерва топ-менеджеров холдинга. При этом процедуры отбора, изучения и работы с кандидатами, зачисленными в резерв на руководящие должности, должны быть максимально унифицированы в рамках холдинга.
Мотивирующее значение кадрового резерва возрастает, когда работа с ним в организации носит открытый характер.
Таким образом, подход к работе с кадровым резервом, изложенный в статье, позволяет, по мнению автора, оптимизировать как подготовку менеджеров на резервные позиции, так и в целом HR-менеджмент в компании.
Работа с резервом предполагает такие этапы, как:
1) анализ потребности в резерве; 2) формирование и составление списка резерва, 3) подготовку кандидатов.
1. Анализ потребности в резерве. Прежде чем начать процедуры формирования резерва, следует:
•
спрогнозировать изменение
• усовершенствовать продвижение работников по службе;
• определить степень обеспеченности резервом номенклатурных должностей;
• определить степень насыщенности резерва по каждой должности или группе одинаковых должностей (сколько кандидатур из резерва приходится на каждую должность или их группу).
В
результате становится возможным определить
текущую и перспективную
•
потребность предприятия в
•
фактическую численность
• примерный процент выбытия из резерва кадров отдельных работников, например из-за невыполнения индивидуальной программы подготовки в связи с выездом в другой район и др.;
• число высвобождающихся в результате изменения структуры управления руководящих работников, которые могут быть использованы для руководящей деятельности на других участках.
Эти вопросы решаются до формирования кадрового резерва и корректируются в течение всего периода работы с ним.
Для дальнейшего совершенствования работы по формированию резерва при составлении списков резерва необходимо учитывать следующие важнейшие моменты:
• категории должностей, которые являются базовыми для создания резерва руководителя конкретного подразделения, дифференциацию резерва в зависимости от особенностей производства;
•
возможность подбора
• персональную ответственность руководителей за рациональную расстановку определенной категории кадров. Например, за расстановку мастеров и начальников участков в цехе должен отвечать начальник цеха, за расстановку начальников цехов — руководитель предприятия, за расстановку заместителей начальников цехов и подразделений предприятия — заместитель руководителя предприятия по кадрам.
2.
Формирование и составление
В процессе формирования резерва следует определить:
1)
кого можно и необходимо
Для формирования списка резерва используются следующие методы:
• анализ документальных данных — отчетов, автобиографий, характеристик, результатов аттестации работников и других документов;
• интервью (беседа) по специально составленному плану или вопроснику либо без определенного плана для выявления интересующих сведений (стремлений, потребностей, мотивов поведения и т.п.);
• наблюдение за поведением работника в различных ситуациях (на производстве, в быту и т.д.);
• оценка результатов трудовой деятельности — производительности труда, качества выполняемой работы и т. п., показателей выполнения заданий руководимым подразделением за период, который наиболее характерен для оценки деятельности руководителя;
• метод заданной группировки работников — сравниваются качества претендентов с требованиями должности того или иного ранга: под заданные требования к должности подбирается кандидат или под заданную структуру рабочей группы подбираются конкретные люди. Этот метод предполагает формирование трех видов информационных массивов профессиограмм: всей номенклатуры руководящих должностей, фактографических данных и критериев качеств специалистов.
3.
При формировании списков
• требования к должности, описание и оценка рабочего места, оценка производительности труда;
• профессиональная характеристика специалиста, необходимого для успешной работы в соответствующей должности;
• перечень должностей, занимая которые работник может стать кандидатом на резервируемую должность;
• предельные ограничения критериев (образование, возраст, стаж работы и т.п.) подбора кандидатов на соответствующие должности;
• результаты оценки формальных требований и индивидуальных особенностей кандидатов на резервируемую должность;
• выводы и рекомендации последней аттестации;
• мнение руководителей и специалистов смежных подразделений, совета трудового коллектива;
•
результаты оценки потенциала кандидата
(возможный уровень
При формировании системы качеств руководителя в резервируемой должности, наиболее весомыми факторами и критериями, подлежащими учету, являются:
• мотивация труда — интерес к профессиональным проблемам и творческому труду, стремление к расширению кругозора, ориентация на перспективу, успех и достижения, готовность к социальным конфликтам в интересах работников и дела, к обоснованному риску;
•
профессионализм и
• личностные качества и потенциальные возможности — высокая степень интеллигентности, внимательность, гибкость, доступность, авторитетность, тактичность, коммуникабельность, организаторские склонности, нервно-психическая и эмоциональная устойчивость, моторные характеристики и т.д.
На
стадии формирования списка резерва
решаются такие задачи, как: ]) оценка
кандидатов; 2) сопоставление совокупности
качеств кандидата и тех требований, которые
необходимы для резервируемой должности;
3) сравнение кандидатов на одну должность
и выбор более соответствующего для работы
в резервируемой должности.[ http://www.hr-portal.ru/node/
По результатам оценки и сравнения кандидатов уточняется и корректируется предварительный список резерва.
3.
Подготовка кандидатов. Для формирования
резерва, как правило,
Для профессиональной подготовки могут быть использованы следующие методы:
• индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя;
• стажировка в должности на своем и другом предприятии;
• учеба в институте и на курсах в зависимости от планируемой должности.
Для подготовки резерва разрабатываются и утверждаются администрацией три вида программ.
1)
Общая программа включает
2)
Специальная программа
3)
Индивидуальная программа
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РТ
(на
примере Министерства
труда, занятости и социальной
защиты)
2.1 Формирование кадрового резерва
в
Министерстве труда,
занятости и социальной
защиты
Государственные органы объективно заинтересованы в том, чтобы на государственной службе находились профессионально подготовленные люди. Добиться же подобного эффекта можно только при условии применения эффективных технологий формирования кадрового состава органов государственной власти. К сожалению, в современной реальности далеко не каждая государственная структура может продемонстрировать действенность подобных методик.
Очень часто формирование кадрового резерва остается одной из проблемных направлений деятельности кадровых служб органов государственной власти. [3-стр. 118]
Рассмотрим
практику работы с персоналом в Министерстве
труда, занятости и социальной защиты.
Осознавая особую значимость кадровой
политики и кадровой работы, в условиях
реорганизации(слияния Минтруда и Министерства
соцзащиты) в 2006 году была принята Концепция
кадровой политики. Специально для этих
целей этого же года в структуре министерства
был сформирован отдел по кадровой политике,
являющийся консультативным органом по
вопросам разработки и обеспечения реализации
кадровой политики в системе государственного
органа. В состав отдела вошли ведущие
и практические работники министерства
и его подведомственных государственных
учреждений и предприятий, по роду
своей профессиональной деятельности
занимающиеся изучением и практическим
внедрением эффективных методов управления
персоналом и другими аспектами кадровой
работы. Работа отдела позволила консолидировать
интеллектуальные ресурсы органа в вопросах
государственной службы и на основе этой
консолидации совещательным путем выработать
оптимальные решения по вопросам стратегии
кадровой политики Министерства труда,
занятости и социальной защиты.[ http://www.hr-portal.ru/node/