Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 09:24, курсовая работа
Кадровая политика, как любая сфера человеческой деятельности, содержит потенциал организационно-вещественных факторов и отношений (запасы, средства, источники), которые могут быть приведены в действие или использованы для достижения конкретной цели. В кадровой политике таким «запасом» выступают человеческие ресурсы, которые могут быть использованы в разностороннем развитии общества.
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы кадрового потенциала
государственных органов власти.............................................................5
1.1. Понятие кадрового потенциала.......................................................................5
1.2. Состояние кадрового потенциала государственных органов власти..........7
1.3. Принципы формирования кадрового состава государственной службы..18
Глава 2. Анализ кадрового потенциала
органов государственной власти Нижегородской области..............24
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования кадрового потенциала
органов государственной власти Нижегородской области..............32
3.1. Основные проблемы развития кадрового потенциала
органов государственной власти...............................................................32
3.2. Пути и формы совершенствования кадрового потенциала
органов государственной власти Нижегородской области.....................34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................38
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................
Пока данный проект не принят, но, как видно, тенденция к увеличению численности государственных служащих наблюдается и в 2010 году, прежде всего из-за изменения структуры органов власти области.
Служащие, занимающие должности специалистов составляют 74%. В последние годы наблюдается тенденция увеличения числа руководителей до 26%, как видно на диаграмме ниже.
В Нижегородской области, как и в России в целом, сложилась половозрастная структура, где продолжается процесс феминизации аппарата государственного управления: 72% служащих в органах исполнительной власти составляют женщины. Причем преобладание женщин отмечается на должностях старшей и младшей группы. Среди руководителей высшего звена женщины составляют всего 34%. Меньше всего мужчин работают в министерствах.
Средний возраст государственных служащих в области составляет 40,5 лет. Однако, негативным является тот факт, что лица в возрасте 35-45 лет (имеющих современное образование и значительный опыт) составляют лишь 22% от общей численности. А группы 45-55 лет и моложе 35 лет – по 35% каждая. То есть, в ближайшие несколько лет произойдет естественное высвобождение значительного числа государственных служащих, заменить которых их будет сложно.
Большинство лиц (33%) имеют стаж работы в органах власти от 1 года до 5 лет, а 8% имеют стаж работы до года. Большинство опытных работников замещают высшие и главные должности.
Сложившаяся ситуация дает все основания полагать, что процессы обновления и ротации кадров необходимо регулировать путем формирования кадрового резерва, поддержки благоприятного возрастного баланса, разработки целевых программ работы с молодыми специалистами.
Одним из важных показателей качества потенциала государственных служащих является уровень образования. Как представлено на диаграмме, высшее образование не имеют всего 13% чиновников. Большинство же (87%) составляют служащие с высшим образованием, причем среди них достаточный процент людей с дополнительным профобразованием. Таким образом, дополнительное профобразование постепенно становится нормой для государственных служащих.
Говоря
о структуре высшего
Однако, по итогам аттестации, прошедшей в органах исполнительной власти в 2009 году, только 57% служащих были присвоены квалификационные разряды. Такая ситуация говорит о том, что у многих сотрудников базовое образование не соответствует требованиям замещаемой должности. Таким образом, значительному числу государственных служащих необходимо пройти профессиональную переподготовку. В последние годы изменилась структура дополнительного образования. Государственные служащие в качестве дополнительного образования выбирают юридическую, экономическую подготовку, переподготовку в области информационных технологий. 70% служащих предпочитают профильную переподготовку по специальности «Государственной и муниципальное управление». С 1999 года разрабатываются принципы и механизмы профессиональной подготовки, что позволило внедрить в практику прохождения государственной службы «Единую систему непрерывной профессиональной подготовки кадров государственных служащих Нижегородской области» (положение утверждено Губернатором 20.04.99 г.)
Таким
образом, анализ кадрового потенциала
органов государственной власти
Нижегородской области
К отрицательным тенденциям следует отнести следующее:
В основе реформирования государственной службы лежит необходимость вывода ее на качественно новые рубежи. Главным в теоретической и практической работе является очищение госслужбы от наслоений, деформации, повышение ее эффективности.
Стереотипы человеческих представлений о системе государственной службы и ее кадровом потенциале зачастую во вред консервирует устаревшие сущности.14
О чиновниках мало сказать, что они не пользуются доверием людей. Слово «чиновник» стало более чем нарицательным. В обществе сложилось резко отрицательное отношение к представителям власти. По результатам опроса газетой «Известия» (от 11 февраля 2009 года) почти 90% опрошенных согласились с тем, что современные чиновники пользуются неограниченной властью. А Президент в своем послании Федеральному Собранию 25.04.2009 также негативно высказался по поводу сложившегося корпуса государственных служащих: «Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую, а подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу, как разновидность бизнеса».15
Чтобы поменять сложившуюся ситуацию, необходимо переориентировать государственную кадровую политику, социальная сущность которой характеризуется функцией и компетентностью государства на владение интеллектуальным, профессиональным, образовательным и творческим потенциалом персонала (государственных служащих).
Противоречие между «устаревшим» профессионализмом значительной части кадров государственного аппарата и новыми общественными потребностями обостряется в условиях расширения состязательности на свободном рынке труда.
Существенной причиной, сдерживающей эффективную деятельность государственного аппарата в современных условиях, является рыхлость системы государственного управления, слабо социально ориентированной и защищенной в правовом отношении. Государство выделяет большие ресурсы на управление, содержит значительный аппарат, совокупная управленческая деятельность которого весьма объемна и напряженна, что создает впечатление, будто государственное управление находится на достаточно высоком уровне. В то же время, как показывает анализ сложившейся ситуации, управление кадровой сферой органов власти и управления ведется вяло, слабо, нецеленаправленно.
Повышение эффективности работы персонала государственной гражданской службы в основном осуществляется за счет экстенсивных методов: увеличение численности сотрудников, повышение заработной платы, увеличение материально-технических ресурсов, что важно, но явно недостаточно. Слабо используются интенсивные методы, связанные с обогащением содержания и структуры управления, с повышением квалификации сотрудников, овладением ими новыми технологиями, методам работы и средствами коммуникаций.
Оптимизация кадрового потенциала, привлечение и удержание в сфере государственного управления профессионалов высокого класса, владеющих современными кадровыми технологиями, возможно только через использование целого комплекса механизмов: правовых, организационных, материальных, управленческих, финансово-экономических, образовательных, финансово контролирующих, морально-нравственных и др. 16
Вполне очевидно, что качественно изменить ситуацию в сфере государственной службы можно изменить не за счет «смены состава игроков», а за счет «изменения правил игры». В этой связи инновации в кадровом механизме государственной службы должны коснуться, прежде всего, принципов отбора и продвижения государственных служащих.
Общая численность работников органов государственной власти к началу второго тысячелетия составила около 1млн. 130 тыс. чиновников всех ветвей и уровней власти. В царской России на тысячу человек приходилось 0,3 чиновника, в СССР, на пике государственного строительства в 1991 году уже – 4,8, по данным на 2009 год эта цифра составляет уже 9,09. Таким образом, за последние пятнадцать лет аппарат вырос почти в два раза по сравнению с перестроечными временами при неуклонном сокращении общей численности населения. В итоге мы имеем две тенденции: снижение уровня практически всех качественных характеристик кадрового потенциала органов власти с одновременным увеличением численности самих чиновников. Недостаточный профессионализм, как всегда, пытаются компенсировать количеством занятых в управленческой сфере.
Сегодня впервые за последние несколько лет возникают возможности для активной работы в направлении формирования дееспособной государственной службы и эффективной кадровой политики. На повестку дня выступают вопросы объективной оценки качества человеческого, интеллектуального потенциала государственной службы, его профессионализма, квалификации, а также реализация механизма привлечения, закрепления и продвижения нового поколения кадров в системе управления, воспитания ответственности, развития государственного мышления.
В рамках курсовой работы, можно предложить следующие рекомендации по изменению сложившейся ситуации с кадровым резервом как в Нижегородской области, так и в целом по России:
Чтобы
все перечисленные меры были не очередными
пустыми заявлениями, а принципиальной
установкой политики государства, необходимо,
чтобы разработка и реализация кадровой
политики стала наивысшим приоритетом
во внутренних делах страны и даже неотъемлемым
элементом обеспечения ее безопасности.
Информация о работе Кадровый потенциал органов государственного управления