Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 09:24, курсовая работа
Кадровая политика, как любая сфера человеческой деятельности, содержит потенциал организационно-вещественных факторов и отношений (запасы, средства, источники), которые могут быть приведены в действие или использованы для достижения конкретной цели. В кадровой политике таким «запасом» выступают человеческие ресурсы, которые могут быть использованы в разностороннем развитии общества.
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы кадрового потенциала
государственных органов власти.............................................................5
1.1. Понятие кадрового потенциала.......................................................................5
1.2. Состояние кадрового потенциала государственных органов власти..........7
1.3. Принципы формирования кадрового состава государственной службы..18
Глава 2. Анализ кадрового потенциала
органов государственной власти Нижегородской области..............24
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования кадрового потенциала
органов государственной власти Нижегородской области..............32
3.1. Основные проблемы развития кадрового потенциала
органов государственной власти...............................................................32
3.2. Пути и формы совершенствования кадрового потенциала
органов государственной власти Нижегородской области.....................34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................38
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................
Эти данные позволяют судить о довольно высокой мотивации государственных служащих к профессиональному развитию. Позиция эта обусловлена стремлением адаптироваться к современным реалиям государственной службы, нормативное регулирование которой предполагает обязательное профессиональное совершенствование. Чиновники вынуждены выполнять это требование, но хотели бы делать это с наименьшими затратами.
В
большинстве своем
Профессиональное образование не всегда способствует повышению статуса в системе управления, что существенно обесценивает полученные знания и навыки. Сам же процесс их получения рассматривается как вынужденная обязанность, которая не оправдывает затраченных сил и средств5.
По мнению А. Гельмана, «Из всех наших кризисов самый тяжкий – интеллектуальный кризис управления. Пока работники будут подбираться по степени преданности, а не в зависимости от профессиональных и умственных данных, беды будут множиться, а не сокращаться».6
К сожалению, среди среднего уровня чиновников широко распространились безынициативность и инфантильность. «Шевелиться» стало опасным – можно вызвать подозрительность и недовольство начальства и, как следствие, потерять место. В таких условиях творческий человек задыхается, потому что нет выхода его активности. Ему становится неинтересно работать. Он вынужден либо приспосабливаться к ситуации, постепенно утрачивая свой потенциал, либо уходить туда, где его способности и инициатива будут востребованы и оценены достойным образом, а это, как правило, за пределами государственной службы. В результате происходит своеобразное «вымывание» кадрового потенциала из органов государственной власти.7
Общеизвестно, что финансово-промышленные группы все более активно влияют на все сферы жизнедеятельности страны в целом и субъектов Федерации: на экономику, социально-политическую обстановку, саму систему управления, конечно же, на кадровую политику. Ни одни выборы не обходятся без мощной финансовой и иной поддержки кандидатов, за которую впоследствии следует расплата властными полномочиями. К сожалению, стало обыденностью, когда чиновник государственного аппарата, «поставленный» на должность олигархическими кланами, собирает, как отмечал Президент, «статусную ренту» в виде взяток, обеспечивая себе безбедную жизнь.9
Принцип конкурсного отбора государственных служащих был закреплен в законе «Об основах государственной службы РФ», присутствует он и в федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ». Конкурсный отбор уже используется. Но эта работа носит локальный характер, в ней пока нет системы, она не приобрела государственного масштаба. Конкурсный отбор и продвижение государственных служащих – все еще исключение из правил. Общенациональной статистики относительного конкурсного отбора чиновников пока не ведется. В то же время, удельный вес конкурсных чиновников в численности государственного аппарата находится на уровне 1%.
Практика нынешних аттестаций, когда чиновники сами себя аттестуют, имеют за редким исключением, преимущественно формальный характер. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сделал шаг в этом направлении, введя в состав конкурсных комиссии независимых экспертов. Но проблема в целом не решена, поскольку аттестационные комиссии формируются руководителями государственных органов, в которых проводится аттестация.13 По существу, справедливая и разносторонняя оценка государственного служащего должна быть основой и предпосылкой его карьеры, фундаментом мотивации службы. Приводились цифры, что свыше 60% аттестаций пишутся кадровыми работниками. Много случаев, когда аттестации перепоручаются писать самим на себя. Еще один минус существующего законодательства в том, что упущено такое требование, как обязательность оценки по критериям.
Требования системного профессионального развития (например, для категории высшей государственной должности – начальника управления – норматив в течение года – 120 учебных часов) должны вписываться в качестве обязательного условия в служебные контракты, должностные регламенты. При этом кадровой службе необходимо вести постоянный мониторинг на основании подтверждающих документов и включать данный материал в аттестационную процедуру или информировать руководство об исполнении контрактных обязательств.
Дальнейшее
игнорирование инноваций в
Проведем анализ кадрового потенциала государственных служащих Нижегородской области на период с 2005 по 2009 годы. В связи с последними изменениями в структуре органов исполнительной власти Нижегородской области, изменилась и динамика развития кадрового потенциала.
В Приложении приведен рейтинг привлекательности государственной службы, как сферы профессиональной деятельности, составленный на начало 2010 года, по всем субъектам Российской Федерации. Там же указаны средняя заработная плата госслужащих, а так же прожиточный минимум в данном субъекте.
Нижегородская область находится на 43-ем месте в рейтинге, с индексом привлекательности 67,46 (максимальный показатель – 84,88 у Таймырского автономного округа, где заработная плата чиновников доходит до 54 933 руб., а минимальный у Республики Татарстан – 48,20). Причем при официально установленном прожиточном минимуме в 3500 рублей, заработная плата госслужащих различных уровней власти находится в интервале от 9300 до 16 000 рублей.
Как видно из представленной диаграммы, численность государственных служащих Нижегородской области продолжает расти, по сравнению с 2005 годом это число увеличилось более, чем в два раза и продолжает расти.
Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев намерен в 2011 году увеличить численность государственных служащих органов исполнительной власти области на 229 человек. Соответствующий проект постановления "О согласовании увеличения численности госслужащих органов исполнительной власти области" глава региона направил в Законодательное собрание, который был рассмотрен 26 июня. Принятие повлечет дополнительные расходы областного бюджета, прежде всего, на заработную плату. При этом часть средств на содержание госслужащих с учетом увеличения (в частности, на территориальные органы департамента социальной защиты, труда и занятости населения области и на инспекцию госархстройнадзора и др.) уже предусмотрена в областном бюджете на 2011 год.
На увеличение численности госслужащих в 2011 году потребуется 10,2 млн. рублей. Законом 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлен целый ряд полномочий в сфере государственного регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Правительством Нижегородской области было принято решение о создании Региональной службы по тарифам. В этом году численность Региональной службы по тарифам планируется увеличить на 15 человек.
В связи с принятием закона "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" требуется увеличение численности министерства инвестиционной политики и департамента градостроительного развития территории области. В связи с реализацией национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России" расширяются функции министерства строительства и министерства ЖКХ, что также требует увеличение численности их сотрудников.
В соответствии с 122-ФЗ полномочия по обеспечению социальной защиты населения были переданы с уровня муниципальных образований на уровень субъектов РФ. В 2009 году муниципальные служащие органов соцзащиты МСУ были переведены в департамент социальной защиты, труда и занятости Нижегородской области и образованы его территориальные органы в муниципальных районах и городских округах. В 2009 году на должности госслужащих области переведены муниципальные служащие департамента социальной защиты населения администрации Нижнего Новгорода, что также привело к увеличению числа госслужащих. Число госслужащих органов соцзащиты предлагается увеличить на 56 человек.
Также предлагается увеличить численность госслужащих управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, созданного в связи с заключенным соглашением о намерениях по передаче отдельных полномочий по управлению и охране объектов историко-культурного наследия между федеральными органами по охране памятников и правительством области.
Также увеличение численности госслужащих объясняется переводом на государственную службу служащих Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора региона. Данные служащие осуществляют государственные надзорные полномочия, однако до 2009 не являлись госслужащими. Их статус предлагается привести в соответствие с законодательством РФ. Требуется увеличение численности министерства промышленности и инноваций области в связи с тем, что за ним закреплено более 60 предприятий и проектно-конструкторских организаций, располагающих мощностями мобилизационного назначения. Согласно нормативам в таких органах должен создаваться мобилизационный орган для работы с организациями, имеющими мобилизационное задание (на 15 предприятий численность органа – три единицы).
Информация о работе Кадровый потенциал органов государственного управления