Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ системы управления персоналом ФГУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области.
Задачами исследования кадровой политики и формирования кадров ФГУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области являются:
раскрыть теоретические вопросы кадровой политики;
- сделать теоретический анализ деятельности предприятия, его функций, целей и задач;
- охарактеризовать численность и категории персонала ФГУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области, организацию приема персонала и повышения его квалификации.
Объектом исследования является кадровая служба ФГУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Кадровая политика и стратегия управления персоналом……………...7
1.1 Управление персоналом в системе современного менеджмента……………7
1.2 Научно-методические принципы подбора персонала……………….. ……..9
1.3 Прием и оформление на работу ……………………………………………..11
1.4 Организация и проведение аттестации персонала по решению работодателя………………………………………………………………………..15
Глава 2. Кадровая политика ФГУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области………………………………………………………………………………23
2.1 Характеристика ФГУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области………………………………………………………………………………23
2.4 Этапы исследования и их обсуждение…………………………………..........27
Заключение………………………………………………………………………….41
Список использованной литературы……………………………………………...42
На втором этапе исследования были рассмотрены документы, относящиеся к кадровому делопроизводству.
Цель: выявление соответствия кадрового делопроизводства трудовому законодательству РФ.
Результат: Данный этап показал (таблица 2), что работниками отделов кадров в полной мере выполняется функция кадрового делопроизводства. То есть осуществляется документирование работ по найму, увольнению работников, учету личного состава, ведению личных дел, выдаче справок, оформлению документов, необходимых для назначения пенсий и др.
Таблица 2 Результат сверки документов
Документ полностью соответствует действующему законодательству, в корректировке не нуждается |
Документ есть, но требует изменений и дополнений |
Документ отсутствует |
Штатное расписание |
Правила внутреннего трудового распорядка (документ требует изменений в связи с несоответствием ТК РФ по причине разработки и утверждения в 2001 году, без дальнейшей редакции) |
Положение о защите персональных данных работников |
Инструкции по охране труда |
График отпусков (не согласован с
первичной профсоюзной |
Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем. |
Трудовые договоры |
Приказы по основной деятельности (нарушаются сроки ознакомления с приказом под роспись) |
Журнал регистрации трудовых договоров |
Табель учета рабочего времени |
Приказы по личному составу (нарушаются сроки ознакомления с приказом под роспись) |
Журнал регистрации личных карточек №Т-2 |
Трудовые книжки |
Коллективный договор (требует перезаключения по истечении срока действия) |
Журнал регистрации направления в командировки, выдачи командировочных удостоверений |
Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним |
Журнал учета прохождения инструктажа по ОТ (Листы журнала должны
быть пронумерованы, журнал |
Журнал учета мероприятий по контролю |
Личные карточки (форма Т-2) |
Журнал регистрации личных дел (Листы журнала должны
быть пронумерованы, журнал |
|
Инструкции по охране труда |
Журнал учета листков нетрудоспособности (Листы журнала должны
быть пронумерованы, журнал |
|
Журнал регистрации приказов по личному составу |
Журнал проверок состояния воинского учета (Листы журнала должны быть
пронумерованы, журнал |
|
Положение об адаптации новых сотрудников |
Журнал прохождения работниками обязательного медицинского освидетельствования (Листы журнала должны быть пронумерованы, журнал прошнурован, скреплен сургучной печатью или опломбирован, заверен руководителем организации). |
|
Положение об аттестации кадров. |
||
Положения об отделах |
Документы, регламентирующие труд работников, детально продуманы, четко сформулированы, персонифицированы, что дает возможность упорядочить полномочия и ответственность работников, четко определить их права и обязанности.
На третьем этапе исследования была проанализирована социальная структура учреждения.
Цель: дать оценку кадрового обеспечения учреждения.
Результат: изучая кадровую статистику, выявлено то, что основу персонала учреждения составляют служащие, причем служащие в возрасте после 40 лет. Для такой категории людей характерно поведение согласно устоявшимся привычкам, они, в большей степени, не заинтересованы в повышении своей квалификации. С другой стороны это опытные работники, имеющие длительный стаж работы в УГ 42/16.
Коллектив УГ 42/16 представлен разными возрастными категориями. Причем, в большей степени - средней возрастной группой.
Так, проанализировав возрастной состав управления, обращает на себя внимание тот факт, что их средний возраст достаточно ровен - 42 года. Средний возраст служащих составляет 43-48 лет. Для управления этот возраст труден, тем, что это люди со сложившимися характерами, работают по старинке, трудно поддаются управлению.
Анализ структуры персонала по рабочему стажу позволяет оценить поведение работника и проанализировать зависимость величины его вклада в общее дело от времени работы на предприятии. Известно, что производительность труда более опытного работника выше, чем вновь пришедшего. В данном коллективе средний стаж работников 15-18 лет.
Если проанализировать уровень образования персонала, то обращает на себя внимание, что 26,5 % из общего числа работающих имеют высшее образование, 60,1- среднее специальное и 13,4 % - среднее.
Проанализировав данные таблицы №3, можно сделать следующие выводы:
- за анализируемый период
Таблица 3 Движение персонала УГ 42/16
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 |
принято на предприятие |
4 |
7 |
2 |
выбыло с предприятия, в том числе на пенсию по собственному желанию за нарушение трудовой дисциплины |
2 2 - - |
7 4 2 1 |
2 - 2 - |
среднесписочная численность |
231 |
234 |
234 |
коэффициенты оборота: по приему = принятые/ среднесписочная численность по выбытию = выбывшие / среднесписочная численность |
1,731
1,731 |
2,991
2,991 |
0,854
0,854 |
коэффициент текучести = (по собственному желанию + за нарушение трудовой дисциплины)/ среднесписочная численность |
------ |
1,282 |
0,854 |
Кадровая служба УГ 42/16 ведет ежегодную кадровую статистику, но при этом не анализирует ее и не использует информацию для определения методов управления, обучения и мотивации персонала.
Также в учреждении в связи со спецификой деятельности анализируются психические свойства личности, важные для обеспечения профессиональной деятельности (способности, характер, темперамент, потребности); социально-значимые качества (умение общаться, умение владеть собой в стрессовых ситуациях, умение расположить к себе и др.)
Однако это входит в обязанности психолога, взаимодействие которого с кадровой службой организационной структурой учреждения не предусмотрено. Данный факт свидетельствует о том, что при оценке личных качеств работников учитывается, что они важны сами по себе, а не в приложении к требованиям должности и рабочего места, которое занимает сотрудник.
На четвертом этапе были проанализированы:
- представления руководителей различного уровня о качестве процедур отбора и подбора персонала;
-степень эффективности используемых технологий определения количественной и качественной потребности в персонале;
- используемые методы подбора и отбора персонала;
- результативность существующей программы оценочных процедур при отборе.
Цель: Оценка результативности процессов отбора и подбора персонала.
Результат:
Количественная и качественная потребность в персонале определяется исходя из штатного расписания, изменение которого не входит в компетенцию учреждения.
Данный этап исследования показал, что отбору и подбору персонала уделяется достаточное внимание: психологическая служба учреждения имеет пакет диагностик, направленных на оценку соответствия соискателя вакантной должности. Сама же кадровая служба систематически проводит набор и отбор персонала для обучения в высших учебных заведениях ФСИН с целью получения кадрового резерва. Преимущество отдается мужчинам до 30 лет, прошедшим срочную службу в ВС РФ. Затем происходит детальное изучение личностных, биографических, профессиональных качеств соискателя, определяющихся спецификой деятельности учреждения.
На пятом этапе исследования был проведен анализ используемых в организации концепций обучения и развития персонала, подготовки руководящих кадров.
Цель: оценка эффективности процесса обучения и развития персонала организации, управления деловой карьерой.
Результат: План обучения и развития персонала УГ 42/16 составляется ежегодно и определяется кадровой потребностью, сроком, прошедшим с последнего обучения сотрудника, принципом чередования теоретических и практических циклов, краткосрочных семинаров.
Так, отчет по обучению персонала в 2009 году выглядит следующим образом:
Характер обучения |
Обучено за 2009 год (человек) |
Начальное профессиональное образование |
1 |
Переподготовка |
4 |
Повышение квалификации |
51 |
Курсы целевого назначения и переаттестация |
11 |
Ротация содействует профессиональному росту и служебному продвижению сотрудников, состоящих в резерве мобильного персонала путем предоставления им приоритетного права на занятие вышестоящих вакантных должностей.
Таким образом, формируется и кадровый резерв в целях обеспечения целенаправленной и систематической подготовки квалифицированных руководящих кадров, организации должностного и профессионального продвижения перспективных сотрудников.
В учреждении разработано Положение «О формировании и подготовке резерва персонала для выдвижения на руководящие должности». Оно включает в себя основные принципы подбора кандидатов в состав резерва персонала; порядок его формирования, формы и методы подготовки работников, зачисленных в состав резерва: обязанности должностных лиц, ответственных за эту работу. Создание стабильного резерва персонала поможет решению следующих задач: наличие банка данных о работниках, обладающих высоким уровнем профессиональных знаний, которые по своим деловым и личностным качествам могут быть рекомендованного для выдвижение на более высокие должности; улучшение качественного состава руководителей; создание реальной перспективы профессионального служебного продвижения работников, эффективное применение их профессиональных возможностей; обеспечение замены руководителей.
Так, на данный момент из 21 специалиста в резерве находится 9 человек, в том числе на руководящие должности – 3 работника, 9 человек состоят в резерве на должности главных специалистов. В резерв на одну должность, как правило, претендуют 1 – 2 работника. Подбор кандидатов в резерв персонала производится из наиболее подготовленного персонала.
Такая практика позволяет работникам раскрыть свои способности, показать знания, а также приобрести опыт, проявить инициативу и самостоятельность.
При планировании карьеры каждого отдельного сотрудника Кадровая служба УГ 42/16 принимает во внимание следующие факторы:
Ротация (как горизонтальная, так и вертикальная) в свою очередь создает условия для быстрого профессионального продвижения сотрудников УГ 42/16. Она подразумевает плановое служебное перемещение или существенное изменение должностных обязанностей работника.
Шестой этап исследования был направлен на изучение уровня качества и объективности процедур оценки и аттестации персонала;
Цель: оценка эффективности системы оценки и аттестации персонала в учреждении.
Результат: в УГ 42/16 аттестация кадров проходит в соответствии с «Положением об аттестации», разработанном на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки", Постановлении от 23 октября 1992 года
Министерства Юстиции РФ N 8/196 «Об утверждении основных положений о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании», Приказов ежегодного графика аттестации сотрудников.
Порядок подготовки к проведению аттестации включает в себя следующие мероприятия:
На каждого работника,
подлежащего аттестации, не позднее
чем за две недели до начала
ее проведения его