Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ системы управления персоналом ФГУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области.
Задачами исследования кадровой политики и формирования кадров ФГУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области являются:
раскрыть теоретические вопросы кадровой политики;
- сделать теоретический анализ деятельности предприятия, его функций, целей и задач;
- охарактеризовать численность и категории персонала ФГУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области, организацию приема персонала и повышения его квалификации.
Объектом исследования является кадровая служба ФГУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Кадровая политика и стратегия управления персоналом……………...7
1.1 Управление персоналом в системе современного менеджмента……………7
1.2 Научно-методические принципы подбора персонала……………….. ……..9
1.3 Прием и оформление на работу ……………………………………………..11
1.4 Организация и проведение аттестации персонала по решению работодателя………………………………………………………………………..15
Глава 2. Кадровая политика ФГУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области………………………………………………………………………………23
2.1 Характеристика ФГУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области………………………………………………………………………………23
2.4 Этапы исследования и их обсуждение…………………………………..........27
Заключение………………………………………………………………………….41
Список использованной литературы……………………………………………...42
В любом случае независимо от длины испытательного срока, если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание. В этом случае последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.
1.3 Прием и оформление на работу
Заключение между работодателем и работником трудового договора является основанием приёма на работу и возникновением трудовых отношений. «Трудовой договор − соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя»1. При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, должно предъявить работодателю следующие документы:
Требовать предъявления физическими лицами прочих документов при заключении трудового договора работодатели не вправе. Хотя в отдельных случаях работодатель может запросить дополнительные документы, но при этом следует учитывать абсолютно добровольный характер их представления. Документы о персональных данных работника могут быть запрошены работодателем для обоснования полагающихся ему гарантий, компенсаций и льгот. Например, документы о наличии и возрасте детей или беременности женщины, об учёной степени и учёном звании, а также о состоянии здоровья работника, если в соответствии с требованиями законодательства он должен пройти предварительный и периодические медицинские осмотры. Кроме этого работодатель, как правило, на основании ст.86 ТК РФ просит предоставить дополнительные личные документы информативного характера: копию свидетельства о присвоении ИНН, анкету, автобиографию. Трудовой договор составляется только в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр передаётся работнику, другой хранится у работодателя. В трудовом договоре указываются информация о сторонах, заключивших трудовой договор, а также место и дата заключения трудового договора.
Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения), трудовая функция, дата начала работы, условия оплаты труда, режим рабочего времени и времени отдыха, характеристика условий труда, наличие и размер компенсаций и льгот, другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашения.
При приёме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника с правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией, документами по охране труда и иными локальными нормативными актами (данный факт должен быть зафиксирован распиской работника).
Приём на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора по форме номер Т-1 "Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу". Приказ (распоряжение) работодателя о приёме на работу объявляется работнику под расписку в трёхдневный срок со дня подписания трудового договора. По требованию работника ему обязаны выдать надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения). Приказ о приёме на работу является унифицированной формой первичной учётной документации по учёту труда и его оплате. В приказе указываются: присвоенный работнику табельный номер, наименование структурного подразделения, точное наименование (вид) работы, должности, на которую принят работник, размер оплаты труда в соответствии со штатным расписанием или тарифно-квалификационным справочником, срок испытания, если работнику устанавливается испытание при приёме на работу, а также условия приёма на работу и характер предстоящей работы (например, по совместительству). При заключении с работником трудового договора на неопределённый срок дата окончания действия договора в приказе не приводится, а если заключён срочный трудовой договор, в приказе должно быть указано, что данный работник принимается на работу по срочному трудовому договору на определенный срок. Кадровые приказы рекомендуется регистрировать в специальной книге (журнале), которая ведется сотрудниками отдела по работе с персоналом на компьютере или вручную. На основании приказа руководителя в трудовую книжку работника вносится запись о приёме на работу и заполняется Личная карточка работника. Она включает в себя сведения о трудовом стаже сотрудника, его семейном положении, социальных льготах, присвоенном ИНН, знании иностранных языков, аттестации, повышении квалификации и т.д. Чтобы заполнить все пункты Личной карточки работника, работодателю требуется гораздо больше информации, чем содержится в документах, установленных ст. 65 ТК РФ в качестве перечня, необходимого для заключения трудового договора. Таким образом, если работник отказывается предоставить какие-либо дополнительные сведения (это его право), при оформлении карточки некоторые её пункты останутся незаполненными.
В целях регламентации организационно- правового положения работника, в организации разрабатываются должностные инструкции на все должности, предусмотренные штатным расписанием. Подготовка должностных инструкций регламентируется параграфом 4.2 Типовой инструкции по делопроизводству, в соответствии с которой должностная инструкция применяется как самостоятельный правовой акт. Должностная инструкция подписывается ответственным за разработку и утверждается руководителем предприятия - в форме грифа утверждения или путём издания распорядительного документа об их утверждении. В соответствии с методическими рекомендациями по унификации текстов управленческих документов типовая структура текста должностной инструкции включает: общие положения, функции, права, ответственность, взаимоотношения. Работник получает должностную инструкцию на руки, о чем расписывается в соответствующем журнале Учета выдачи должностных инструкций.
1.4 Организация и проведение аттестации
персонала по решению работодателя
Аттестация – это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности. Важное значение при подготовке и проведении аттестации персонала имеет ее методическое обеспечение. Действенность аттестации в значительной мере зависит от того, насколько тщательно продуманы и четко определены требования, связанные с выполнением отдельных этапов организации и проведения аттестации, обеспечением объективности оценок деятельности работников, а также условия наиболее полного выполнения рекомендаций аттестационных комиссий. Однако действующие нормативные акты об аттестации содержат лишь общие положения по ее проведению, в них недостаточно отражены организационно-методические вопросы.
В Трудовом кодексе Российской Федерации отношения по аттестации регулируются статьями 81 (пункт 3, подпункт «б») и 82. Вместе с тем, реализация этих статей пока также не обеспечена организационными и методическими механизмами.
Такое состояние нормативно-методической базы аттестации служащих отрицательно влияет на эффективность труда и качество работы, вызывает трудовые споры, ухудшает социально-психологический климат в коллективах и приводит к другим негативным последствиям.
Таким образом, задачи дальнейшего совершенствования содержательно-документационной базы аттестации, методики и процедуры ее проведения представляются актуальными и требуют своего решения. При этом следует отметить, что сложный и многогранный процесс аттестации может быть результативным лишь при соблюдении целого ряда требований, в том числе последовательного осуществления научно исследовательских, организационно-управленческих и законодательных действий
Аттестация персонала
может быть нацелена на:
- Принятие решений, связанных с изменением
компенсационного пакета, имеющих конкретные
материальные последствия для работников:
·изменение заработной платы;
·изменение системы поощрения (наказания);
·повышение мотивации.
- Принятие решений, связанных с развитием
организации (приведение в соответствие
человеческих ресурсов с планами организации):
·получение обратной связи;
·выявление потенциала;
·информирование сотрудников о том, чего
ждет от них фирма;
·развитие карьеры;
·личное развитие;
·корректировка планов организации;
·информация для планирования человеческих
ресурсов.
- Принятие решений, связанных с оценкой
текущей деятельности (положения) всей
организации и выявлением рабочих проблем.
При этом в ходе аттестации работника
оцениваются:
·прошлая деятельность;
·достижение результатов;
·потребность в обучении;
·выявление рабочих проблем;
·улучшение деятельности.
На этапе выработки цели необходимо определиться
с целями и подцелями, так как чем четче
определены цели, тем легче построить
процедуру.
Основные методы проведения аттестации персонала и лица, проводящие оценку сотрудников, представлены в таблице 1.
Таблица 1. методы проведения аттестации персонала1
Кто оценивает |
Метод | ||||
Рейтинговые методы |
Сравнительные методы |
Письменные методы |
Поведенческие рейтинговые шкалы |
Метод управления по целям | |
Руководитель оценивает |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Работники оценивают руководителя |
+ |
+ |
+ |
||
Коллеги оценивают друг друга |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Самооценка |
+ |
+ |
+ | ||
Привлеченные консультанты |
+ |
+ |
Решить, как будут применяться результаты. Для начала целесообразно охарактеризовать кратко ситуацию в организации (например, планируется реструктуризация компании и расширение сферы деятельности, внедрение новых условий работы). Данную информацию мы будем использовать для планирования человеческих ресурсов. Мы сможем оценить, способен ли каждый конкретный сотрудник приспособиться к новым условиям, следует ли нам производить увольнения, перемещения, можем ли мы с существующим коллективом решить поставленные задачи и т.п.
Ну и, наконец, прежде чем приступить к процедуре, стоит задуматься, как результаты будут обобщаться и анализироваться. Аттестация, как и любой сбор информации, предполагает дальнейшую ее обработку. Если этот фактор не учтен, процедура работы с информацией может оказаться чрезмерно затянутой и дорогостоящей (особенно в крупных организациях).
«Аттестация должна проводиться планомерно. Различают следующие её виды:
- регулярная основная, развёрнутая (раз в 3-5 лет);
- регулярная промежуточная,
- нерегулярная, вызванная чрезвычайными обстоятельствами (неожиданная вакансия, незапланированная возможность пойти на учёбу), при введении новых условий оплаты труда»1.
Проведение аттестации включает несколько этапов:
- подготовительный;
- подготовки пакета необходимых
документов по аттестуемым
- проведение самой аттестации;
- использование результатов
На подготовительном этапе принимается решение о проведении аттестации, определяются сроки её проведения, составляются списки работников, подлежащих аттестации, определяется количественный состав аттестационных комиссий. Всем этим документам придаётся юридическая сила: издаётся приказ по предприятию об аттестации работников с указанием сроков проведения, состава аттестационных комиссий и графика их работы. В приложении к приказу приводится положение об аттестации.
От аттестации освобождаются руководители и специалисты, проработавшие в данной должности менее года, беременные женщины, женщины имеющие ребёнка до года и т.д. Субъект оценки – лицо, группа лиц, орган, которым предопределено право проводить оценку работников. Чаще всего в качестве субъекта оценки выступает аттестационная комиссия.
Аттестационная комиссия возглавляется председателем, в её состав входят члены комиссии и секретарь. В качестве членов комиссии привлекаются руководящие работники, ведущие специалисты предприятия, представители общественности (профсоюза), эксперты – высококвалифицированные специалисты, уполномоченные для проведения оценки. В качестве экспертов могут выступать и работники данного предприятия, хорошо знающие аттестуемых. Состав аттестационной комиссии не более 5 – 6 человек.
«Среди работников предприятия проводится разъяснительная работа о задачах аттестации, ознакомление с методикой её проведения, порядком подготовки необходимых документов»1.