Кадровая политика на предприятии и пути ее повышения(на примере ОАО "Горизонт")

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность кадровой политики на предприятии
1.1Содержание и задачи кадровой политики
1.2 Взаимосвязь кадровой политики и стратегии развития предприятия
1.3 Типы кадровой политики
2. Анализ кадровой политики на ОАО "Горизонт"
2.1 Организационно-техническая характеристика предприятия
2.2 Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия
2.3 Оценка персонала ОАО "Горизонт"
2.4 Система подготовки и переподготовки кадров на ОАО "Горизонт"
3. Пути совершенствования кадровой политики на предприятии
3.1 Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров на ОАО "Горизонт"
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ по МЕНЕДЖМЕНТУ.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

 

Примечание. Источник: собственная разработка

По сравнению с 2006 г. в 2007 г. расходы на подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров на ОАО "Горизонт" возросли на 1 млн. руб. (с 33,7 млн. руб. до 34,7 млн. руб.). В 2008 г. планируется потратить на эти цели 35,3 млн. руб. По сравнению с 2006 г. увеличился удельный вес средств предприятия, направляемых на подготовку и переподготовку (на 0,3%), однако уменьшились расходы, связанные с повышение квалификации руководителей и специалистов (на 0,6 млн. руб. или на 0,3%). В 2007 году увеличились расходы, связанные с повышением квалификации, руководителей и специалистов на предприятии, вместе с тем сократились расходы на обучение в учебных заведениях.

Ежегодно на ОАО "Горизонт" организовывается плановое непрерывное профессиональное обучение кадров. Цель профессионального обучения работников ОАО "Горизонт" - постоянное приведение уровня квалификации в соответствие с изменяющимися производственными условиями, формирование высокого профессионализма, современного экономического мышления, умения работать в рыночных отношениях.

Одной из главных задач администрации является повышение эффективности работы персонала. И здесь на первом месте стоит задача подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Всю работу связанную с организацией и методическим руководством подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров осуществляет группа по подготовке кадров отдела кадров ОАО "Горизонт" в составе трех человек, в том числе:

главный специалист по подготовке кадров - руководитель группы;

ведущий инженер по подготовке кадров;

инженер по подготовке кадров 1-й категории.

Определение потребности и планирование в обучении кадров проводится следующим образом: на основании поданных заявок подразделений формируется годовой план, который утверждается приказом генерального директора. По утвержденному плану рассчитывается смета затрат на подготовку кадров. Обучение рабочих кадров проводится в соответствии со стандартом предприятия (СТП ИМСК.18.114-98). Структурные подразделения определяют потребности в обучении кадров и представляют в группу по подготовке кадров отдела кадров заявки на подготовку и повышение квалификации кадров.

При формировании плана учитываются такие факторы как фактический разрыв между разделом рабочих и разделом работ, план технического развития производства и внедрения новой техники, численность работающих, высвобождение работников, служебный рост, материальная заинтересованность и др.

План обучения кадров включает следующие разделы:

подготовка новых рабочих;

переподготовка рабочих;

освоение вторых профессий;

производственно-экономические курсы (ПЭК);

курсы целевого назначения (КЦН);

Финансирование средств на обучение кадров осуществляется в соответствии с утвержденной годовой сметой затрат на обучение. Условия оплаты труда преподавателей, инструкторов производственного обучения определены приказом по заводу:

за проведение теоретических занятий - 7,5% от тарифной ставки первого разряда действующей в РБ за 1 час занятий;

за проведение занятий путем индивидуальных консультаций в размере 4% от тарифной ставки первого разряда действующего в РБ за 1 час занятий;

инструкторам производственного обучения - 50% ежемесячно от тарифной ставки первого разряда действующего в РБ при подготовке 1 ученика и 25% при подготовке 2-х и более;

руководителям практики студентов учебных заведений - 1-4 студентов - 15% от месячного оклада, 5 и более студентов - 20% от месячного оклада.

Оплата труда учеников производится в соответствии с "Положением об оплате труда учеников за время их обучения".

Рабочие учебные программы разрабатываются на базе Типовых программ. Составляются работниками подготовки кадров совместно с ведущими специалистами завода и "Института цифрового телевидения "Горизонт"". Утверждаются программы главным инженером ОАО "Горизонт". Обучение работников на заводе проводят:

специалисты завода - внештатные преподаватели;

специалисты "Института цифрового телевидения "Горизонт"";

квалифицированные рабочие - инструктора производственного обучения;

специалисты, приглашенные из других организаций.

Подбор преподавателей для проведения занятий осуществляет группа по подготовке кадров. Оплата заводским преподавателям за проведение занятий производится кадровым приказом. Оплата преподавателям из "Института цифрового телевидения "Горизонт""; сторонних организаций производится по трудовому соглашению.

Преподаватель знакомится с программой обучения, устанавливает объем учебного материала, подлежащего изучению, распределяет его по темам, определяет время на изучение каждой темы, готовит лекционный материал, учебно-материальную базу для проведения занятий.

Подготовка новых рабочих - это первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых на ОАО "Горизонт" и ранее не имевших профессии.

Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождающимися рабочими, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицам, изъявившим желание сменить профессию с учетом потребности производства.

Основные профессии, по которым проводится подготовка и переподготовка рабочих кадров:

монтажник РЭА и приборов;

слесарь-сборщик РЭА и приборов;

регулировщик РЭА и приборов;

контролер РЭА и приборов;

радиомеханик по ремонту и обслуживание РЭА и приборов;

литейщик пластмасс;

другие профессии.

Подготовка и переподготовка рабочих непосредственно на предприятии проводится по индивидуальной, курсовой формам. Индивидуальная и курсовая формы подготовки включают производственное и теоретическое обучение. Обучение проводится по программам, которые разработаны непосредственно на заводе, на основании типовых программ.

Производственное обучение обучаемый проходит на рабочем месте под руководством инструктора производственного обучения - высококвалифицированного рабочего, не освобожденного от основной работы, работниками группы по подготовке кадров ученик закрепляется за инструктором производственного обучения, заключается трудовое соглашение, которое утверждается начальником управления кадров и воспитательной работы. Учет обучения ведется инструктором в дневнике производственного обучения.

Теоретическое обучение ученика проводится путем индивидуальных консультаций внештатным преподавателем из числа специалистов завода, с которыми также заключается трудовое соглашение на проведение теоретического обучения. Учет занятий ведется преподавателем в журнале учета теоретического обучения путем индивидуальных консультаций.

В конце срока обучения ученик выполняет пробную квалификационную работу, соответствующую присваиваемому квалификационному разряду.

Ученик, в полном объеме освоивший нормы выработки, технологические процессы, может быть допущен к сдаче на разряд ранее определенного срока обучения по ходатайству администрации цеха.

Подготовка и переподготовка рабочих заканчивается сдачей квалификационных экзаменов в цеховой квалификационной комиссии с присвоением начального квалификационного разряда согласно ЕТКС.

Продолжительность обучения - от 1 до 5 месяцев без отрыва от производства.

Подготовка, переподготовка, переаттестация рабочих по специальностям, связанным с обслуживанием объектов, подконтрольным Проматомнадзору, проводится учебными заведениями системы подготовки и повышения квалификации кадров имеющими право на соответствующее обучение, на базе этих учебных заведений.

Продолжительность обучения - от 0,5 до 2,5 месяцев с отрывом от производства.

При курсовой подготовке обучения проводится в учебной группе. Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям - производится с целью получения новой профессии к уже имеющейся у работника профессии для расширения профессиональных возможностей рабочих, производственной необходимости, совмещения профессий.

Обучение в основном проводится по освоению профессий: станочники; слесарь - сборщик РЭА и приборов; монтажник РЭА и приборов; лифтер; регулировщик РЭА и приборов; другие профессии.

Продолжительность обучения:

при индивидуальном обучении от 1 до 2,5 месяцев с отрывом и без отрыва от производства;

при групповом обучении от 0,5 до 2 месяцев без отрыва от производства.

Теоретическое и производственное обучение аналогично обучению при подготовке и переподготовке рабочих.

Повышение квалификации рабочих осуществляется в форме:

производственно - экономических курсов;

курсов целевого назначения.

Производственно-экономические курсы создаются в целях углубления и расширения знаний, навыков и умений рабочих по имеющихся у них профессий. Успешное их окончание является необходимым условием для сдачи экзамена квалификационной комиссии на присвоение очередного квалификационного разряда.

Курсы организуются без отрыва от производства.

Курсы целевого назначения создаются для изучения новых изделий, технологических процессов, средств механизации и автоматизации, применяемых в производстве, правил и требований их безопасной эксплуатации, организации труда, охраны труда. Комплектование учебных групп производится в соответствии с тематической направленностью обучения. Продолжительность занятий на курсах от 9 до 60 часов.

Занятия проводятся без отрыва, с частичным отрывом от производства.

Направление обучения:

по изучению радиоприемника "Океан-245";

по курсу пользования ПЭВМ;

для монтажниц по снижению дефектности паяных соединений на операции "допайка плат";

пожарно-технический минимум;

погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами;

по новым моделям телевизоров CTV 733; DVD - проигрыватели; аудиосистемам домашнего театра АНТ - 010; 011;

по изучению МС ИСО 9000;

другие направления.

Процедура организации курсов повышения квалификации: руководители подразделений направляют в группу по подготовке кадров отдела кадров списки лиц, подлежащих обучению.

Группа по подготовке кадров совместно со специалистами разрабатывают программу обучения, определяют состав преподавателей. Перед началом курсов выпускается приказ, в котором указывается: название курса обучения, место и время проведения, фамилии преподавателей, списки слушателей курсов. Копии приказов рассылаются в подразделения.

По окончании курсов при необходимости работникам выдается удостоверение. Учет проведения занятий на курсах ведется в журнале учета теоретических занятий.

Форма заявления о направлении на квалификационную комиссию приведена в приложении Б, форма заключения на квалификационную пробную работу приведена в приложении В.

Квалификационные экзамены проводятся с целью определения соответствия полученных экзаменуемыми знаний, умений и навыков программ обучения, требованиям квалификационной характеристики и технологии производства работ, и на этой основе установить квалификационный разряд или аттестовать на право допуска к выполнению определенного вида работ.

Квалификационные экзамены проводят цеховые и заводская комиссии. Заводская квалификационная комиссия проводит аттестацию рабочих на четвертый, пятый и шестой разряды, цеховые - на первый, второй и третий разряды.

При сдаче на разряд экзаменуемые представляют в комиссию заявление установленной формы и заключение на пробную квалификационную работу.

Квалификационные экзамены включают выполнение рабочими пробных работ и проверку теоретических знаний.

Экзамены проводятся по экзаменационным билетам, в которых не менее 5 вопросов в каждом (3 вопроса по специальности; 1 вопрос по технике безопасности; 1 вопрос по основам экономики).

Цеховые комиссии заседают по мере необходимости, заводская - не реже одного раза в два месяца. Результаты работы квалификационных комиссий оформляются протоколом. Протокол является основанием для присвоения соответствующего разряда.

Приказ о присвоении разрядов и вторых профессий готовит группа по подготовке кадров отдела кадров. Работнику выдается удостоверение о присвоении разряда.

Контроль за учебным процессом осуществляет группа по подготовке кадров.

Основные цели контроля:

посещение занятий с целью проверки качества проведения занятий, выполнение учебных программ, выявления и устранения недостатков в организации и проведении занятий, повышения ответственности преподавателей и инструкторов производственного обучения за качество подготовки к занятиям и выполнению учебных программ;

проверка правильности ведения журнала и дневника учета занятий;

проверка посещаемости занятий слушателями;

контроль за обучением учеников, выполнение ими учебной программы, соответствия выполняемых учениками работ, степени освоения норм выработки;

доведение информации о ходе обучения руководителем подразделений.

При организации практики студентов ВУЗов и техникумов:

оформляется договор с учебным заведением;

оформляется приказ о практике студентов.

Информация о работе Кадровая политика на предприятии и пути ее повышения(на примере ОАО "Горизонт")