Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:59, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности кадровой политики и кадрового планирования на предприятии.
Задачи курсовой работы состоят в следующем:
1. Изучить сущность и содержание кадровой политики;
2. Раскрыть теоретические основы кадрового планирования;
3. Проанализировать формирование кадровой политики на примере ООО «Смак»;
4. Предложить рекомендации по улучшению кадрового планирования в ООО «Смак».
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Понятие и организационное назначение кадровой политики. Этапы кадровой политики. 5
1.2 Цели, задачи и организация кадрового планирования 7
1.3 Основные элементы кадрового планирования 12
1.4 Контроллинг персонала. Основные цели и функции контроллинга. 16
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ «СМАК»
2.1 Определение факторов, влияющих на потребность в персонале предприятия «Смак» 19
2.2 Анализ необходимого предприятию «Смак» персонала 22
2.3 Перспективный расчет численности и состава персонала предприятия «Смак» 24
2.4 ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ на предприятии «Смак» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
Если
в организации большая
1.4 Контроллинг персонала.
Основные цели и функции контроллинга.
Контроллинг персонала – это система внутрифирменного планирования и контроля в сфере работы с человеческим ресурсом, которая помогает «преобразовывать» стратегии в плановые величины и конкретные мероприятия, а также формировать основные положения по управлению сотрудниками.
В качестве целей кадрового контроллинга можно назвать: поддержку кадрового планирования; обеспечение гарантии надежности и повышения качества информации о персонале; обеспечение координации в рамках функциональных подсистем системы управления персоналом, а также по отношению к другим функциональным подсистемам организации (например, управление производством и т.п.); повышение гибкости в управлении персоналом посредством своевременного выявления недостатков и рисков для кадровой работы и т.д.
Выделяют следующие основные функции контроллинга персонала:
1. Информационно-обеспечивающая – построение информационной системы, охватывающей все необходимые сведения: производительность, затраты на персонал и т. д. Эта функция реализуется, как правило, посредством создания на предприятии базы данных персонала, с возможностью формирования отчетов.
2. Плановая – получение прогнозной, целевой и нормативной информации, например, определение потребности в сотрудниках (количество, уровень квалификации) для выпуска новой продукции.
3. Управляющая – разработка предложений по устранению негативных тенденций. Например, если возникает отклонение между плановыми и фактическими затратами на обучение на одного работника в год, то служба кадрового планирования дает рекомендации отделу кадров и финансовому департаменту о корректировке соответствующих планов и бюджетов.
4. Контрольно-аналитическая – измерение степени достижения цели, анализ запланированных и фактических показателей по персоналу. Если отклонения не выходят за рамки интервала, рассчитанного подразделением контроллинга, то управляющие воздействия не нужны. Например, если текучесть кадров остается в пределах допустимых значений (4–5 %), но при этом отмечается тенденция к ее росту, то об этом необходимо сигнализировать управлению кадров.
Главная задача контроллинга персонала – осуществлять постоянную обратную связь между планированием и анализом отклонений от планов.
Более подробно задачи кадрового контроллинга представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Задачи контроллинга персонала
Оперативные задачи | Стратегические задачи |
|
1. Концепция
в области стратегии персонала
2. Стратегическое
планирование количественных и
качественных показателей 3. Контроль результатов
в области достижения |
Стратегический контроллинг персонала увязывает перспективы в области работы с персоналом со стратегией управления компанией. Например, если предполагается выход на новые рынки и повышение качества продукции, то должны планироваться мероприятия по привлечению (обучению) высококвалифицированных специалистов.
Оперативный контроллинг персонала реализует тактические мероприятия, ориентируясь на стратегические цели. На оперативном уровне на первом плане стоит задача достижения экономической эффективности использования кадров. К примеру, измеряются и оцениваются такие показатели, как выработка на одного человека в рублях или натуральных величинах (тоннах, метрах и т. п.), затраты на персонал в структуре производственной или полной себестоимости, денежный поток на одного сотрудника и т. п.
2.
Анализ организации
кадрового планирования
на предприятии
«Смак»
2.1. Определение факторов, влияющих на потребность
в персонале предприятия «Смак»
Полное официальное наименование общества – Общество с ограниченной ответственностью «Смак». Участники общества с ограниченной ответственностью «Смак» не отвечают по его обязательствам, но несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости вложенных ими вкладов.
Рассматриваемый магазин был открыт в 2005 году.
Ведущим направлением деятельности магазина является торговля продовольственными товарами, в ассортиментный перечень которых входят: хлеб и хлебобулочные изделия, мука, крупы, макаронные изделия, сахар, соль, кондитерские изделия (включая торты), чай, кофе, молочная продукция, мясные изделия, алкогольные напитки, прохладительные напитки, плодовые соки, табачные изделия, консервированные продукты составляют постоянный ассортимент магазина. Магазин предлагает продукты питания только высокого качества и по доступным ценам.
Принцип работы «Смак» - обеспечить возможность для покупателя быстро и выгодно приобрести широкий спектр продовольственных товаров.
Цель предприятия – получение максимальной прибыли.
Предприятие «Смак» осуществляет торговую деятельность, используя следующие методы обслуживания клиентов:
Площадь предприятия составляет 570 м², торговая площадь 400 м².
Структуру управления ООО «Смак» можно представить в виде следующей схемы (рис. 2.1).
Управленческий персонал магазина состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудовым процессом. Сюда входят заведующий магазином, бухгалтер и товаровед.
Рис. 2.1. Структура управления ООО «Смак»
Заведующий магазином осуществляет общее руководство магазином, он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность. Он также следит за состоянием выкладки товаров и рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли принимает решения по претензиям покупателей, и т. д., то есть выполняет также функции администратора. Заведующий магазином непосредственно подчиняется директору ООО «Смак».
Бухгалтер принимает от материально-ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства, а также выполняет другие бухгалтерские операции. Проверкой всех накладных, приходных и расходных ордеров, составлением баланса занимается главный бухгалтер. В магазине ООО «Смак» главный бухгалтер выполняет также функции заместителя директора.
Товаровед - следит за приемкой товара, находит товар по оптимальной цене, следит за широтой и устойчивостью формирования ассортимента товара.
Обслуживающий (торгово-оперативный) персонал магазина состоит из продавцов I и II категории. В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т. д. Продавцы выполняют также обязанности кассиров.
Вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. В магазине ООО «Смак» в эту категорию входят уборщицы, грузчики, водители и сторож.
Организация труда в магазине должна быть направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-технологический процесс, эффективнее использовать торговые и другие площади, оборудование и персонал магазина, создать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокий уровень торгового обслуживания населения. В связи с этим важное значение имеет рациональное разделение труда работников магазина.
На предприятии «Смак» действует функциональная организационная структура. Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников для выполнения торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника торгового предприятия «Смак».
Организация не имеет региональных подразделений, которые наделены статусом относительной самостоятельности, поэтому с точки зрения географического размещения организации функциональная структура соответствует.
Структура управления ООО «Смак» позволяет оперативно доводить до персонала организации и осуществлять реализацию различных управленческих решений и идей. Также при существующей схеме управления сохраняется связь руководства с рядовыми сотрудниками предприятия и руководство может послеживать реакцию работников, принимать во внимание их предложения по тем или иным вопросам, связанным с деятельностью предприятия.
Функциональная
организационная структура обладает следующими
положительными чертами. Во-первых, она
позволяет руководству сосредоточиться
на стратегических вопросах. Во-вторых,
она создаёт условия для достижения высокой
эффективности за счёт специализации.
Недостатком функциональной организационной
структуры является то, что она, приводит
к межфункциональным конфликтам и затрудняет
межфункциональную координацию.
2.2. Анализ необходимого предприятию «Смак» персонала
Для
анализа проблемы кадрового состава
и выработки принципов и
Планирование рабочей силы как важнейшая составная часть управления кадрами предусматривает решение таких задач, как определение целей и задач на предстоящий период в области трудовых ресурсов исходя из главных целей предприятия, условий сбыта продукции; определение численности работающих; обеспечение своевременной замены увольняющихся; определение места и времени дефицита рабочей силы; прогнозирование изменений спроса на рабочую силу на рынке труда и др. структура анализа персонала представлена в приложении 1.
Проведем кадровый срез внутренней среды предприятия ООО «Смак» (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Анализ состава и структуры трудовых ресурсов предприятия в разрезе категорий работников за 2010 год
Группы работников |
2010 год | |
Количество человек на конец года | Удельный вес,
% | |
1.
Административно- |
4 | 11,4 |
Директор | 1 | 2,85 |
Главный бухгалтер | 1 | 2,85 |
Товаровед | 1 | 2,85 |
Заведующий | 1 | 2,85 |
2. Торгово-оперативный персонал: | 18 | 51,4 |
Продавец I категории | 10 | 28,6 |
Продавец II категории | 8 | 22,8 |
3. Вспомогательный персонал: | 13 | 37,2 |
Уборщица | 3 | 8,55 |
Сторож | 2 | 5,7 |
Водитель | 3 | 8,55 |
Грузчик | 5 | 14,4 |
Всего работников | 35 | 100,00 |
Информация о работе Кадровая политика и кадровое планирование