Качество управленческих решений. Последствия управленческих решений: оценка и предвидение

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Управленческое решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации). Принятие решений является основой управления.
Цель управленческого решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
Актуальность исследования данной курсовой работы заключается в том, что в процессе управления производственной системой непрерывно возникают ситуации, когда руководители различных уровней (от мастера до министра) сталкиваются с необходимостью выбора какого-либо одного из нескольких возможных вариантов действий. Выработка и принятие решения - узловая процедура в деятельности руководителя, которая определяет весь дальнейший ход процесса управления, в особенности конечный результат управленческой деятельности.
На мой взгляд, проблема принятия и реализации решений является основополагающей для менеджмента. В процессе работы над курсовой я обратил внимание на огромное количество методик принятия решений, которые широко используются в теории информации и информатики. В частности, благодаря этим теориям бурно развивается направление разработки и усовершенствования искусственного интеллекта. Следуя общей тенденции беспримерно быстрой эволюции информационных технологий в современном обществе можно предположить, что теория принятия решений имеет большое будущее.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Качество и эффективность управленческих решений
Показатели качества и эффективности управленческих решений……………………………………………………………………..5
Основные факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений……………………………………………………………………..8
Классификация управленческих решений……………………………....15
Глава 2. Процесс принятия решений
2.1.Методы принятия управленческих решений……………………………22
Глава 3. Разработка эффективных управленческих решений (на примере предприятия алкогольной отрасли ОАО «МОРДОВСПИРТ»)……….33
Заключение…………………………………………………………………...40
Список использованных источников и литературы………………………...41

Работа содержит 1 файл

Глава 1 курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

 Наиболее  эффективно применение методов экспертных оценок в решении следующих задач  управления производством: 

 1. Анализ  сложных процессов, систем, явлений,  ситуаций, характеризующихся в основном  качественными, неформализуемыми  характеристиками. 

 2. прогнозирование  тенденций развития производственной  системы и взаимодействия с  ней внешней среды. 

 3. Определение  и ранжирование по заданному  критерию наиболее существенных  факторов, влияющих на функционирование  и развитие производственной системы. 

 4. Повышение  эффективности математико-статистических  и других формальных методов  за счет более точного определения  и оценки некоторых качественных  аспектов, факторов, не поддающихся  формализации. 

 5. Повышение  надежности оценки целевых функций, имеющих качественный или количественный характер, путем усреднения мнений высококвалифицированных специалистов. 

 6. Выявление  и оценка качественных и количественных  критериев, необходимых для выбора  управленческого решения. 

 7. Оценка  альтернативных вариантов решения и выделение некоторых наиболее предпочтительных вариантов. 

 Сведение  до минимума отрицательного влияния  субъективного элемента на качество принимаемых управленческих решений - одна из главных задач оптимизации  процессов принятия решений в  управлении общественным производством. Одним из условий преодоления субъективизма при подготовке управленческих решений являются методы исследования операций, методы экспертных оценок. 

 В заключение необходимо отметить, что процедура выработки управленческих решений, являясь сложным логико-мыслительным процессом, требует в современных условиях формирования нового типа экономического мышления, адекватного новым задачам, стоящим перед хозяйственными кадрами в области интенсивного развития социалистической экономики. Всестороннее совершенствование организации и методов подготовки, принятия и реализации решений является важным участком комплексной рационализации аппарата управления на базе научно-технического прогресса. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Разработка эффективных  управленческих решений (на примере предприятия алкогольной отрасли ОАО «МОРДОВСПИРТ») 

 Существование любой организации невозможно без  постоянного ежедневного принятия и реализации тех или иных решений  на различных уровнях управления.  

 Под принятием решений понимается особый процесс человеческой деятельности, направленный на выбор наилучшего варианта действия. Управленческие решения направлены на достижение наиболее оптимального результата деятельности организационно-производственной системы. Итогом принятия рационального управленческого решения для смоделированной ситуации предполагается достижение поставленной  цели. (10,стр.315) 

 Процесс принятия управленческих решений включает следующие элементы: проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор  альтернативы. 

 Рассмотрим  процесс принятия управленческих решений  на примере ОАО «Мордовспирт», одного из предприятий алкогольной отрасли  России. ОАО «Мордовспирт» является современным предприятием с передовыми технологиями и высокопроизводительным оборудованием. Основным видом его деятельности является производство и реализация спирта этилового и ликероводочных изделий.  

 Первая  стадия процесса принятия решений состоит  в определении проблем. Проведя  стратегический анализ внешней среды  ОАО «Мордовспирт» были выявлены следующие проблемы (рисунок 1):  

 1) неэффективное  реформирование алкогольной отрасли.  Оно связано, во-первых, с введением  единой государственной автоматизированной  информационной системы (ЕГАИС). Во-вторых, непродуманная система  сборы акциза на алкоголь, от  которой в первую очередь пострадало производство вин. А также проблемы с новыми акцизными марками. В-третьих, противоречия в законодательной базе: противоречия нормативных актов, касающихся ввоза и реализации алкогольной продукции в регионы; несоблюдение авторских прав; ограничение рекламной деятельности; 

  2) неустойчивая  конкурентная позиция. Данная  проблема вызвана возрастающим  давлением со стороны: основных  конкурентов, что связано с  усилением конкуренции внутри  рынка; новых фирм-конкурентов,  преимущественно дешевой ценовой  группы из других регионов; товаров-заменителей связанное с возрастание объемов производства и продаж пива; 

 3) изменение  вкусов и предпочтений потребителей. Растет потребление виски, коньяка,  пива, вин, что может привести  к снижению потребления водки.  Неразрешенность этих проблем неизбежно приведет к резкому сокращению производства и реализации алкогольной продукции. Поэтому предприятию необходимо своевременно выявлять возникающие проблемы со стороны внешнего окружения и соответствующим образом реагировать на них.

Рисунок 1- Дерево проблем ОАО «Мордовспирт» 

 Следующим этапом в процессе принятия управленческих решений является определение целей и выбор альтернативы. Необходимо построить дерево целей, позволяющее наиболее быстро и эффективно достичь необходимых результатов. На рисунке 2 представлено дерево целей ОАО «Мордовспирт.

Рисунок 2 – Дерево целей ОАО «Мордовспирт» 

 Рисунок 2 разделен на две части, в верхней  осуществляется постановка целей, в  нижней представлен комплекс мероприятий  позволяющий достичь поставленных целей. 

 Стратегической  целью ОАО «Мордовспирт» является сохранение лидирующих позиций на рынке  алкогольной продукции РМ и завоевание алкогольных рынков других регионов. Ее реализация в значительной мере зависит от умелого реагирования на постоянное изменение факторов внешней среды путем мобилизации и эффективного использования внутренних возможностей предприятия.  

 Декомпозиция  стратегической цели поставит перед  предприятием две основные цели: укрепление конкурентной позиции и выход  на рынки других регионов. Для достижения поставленных целей необходимо осуществить ряд мероприятий. 

 Укрепление  конкурентной позиции – данная цель способствует решению ряда проблем, связанных с давлением конкурентной среды на позицию ОАО «Мордовспирт»  на рынке алкогольной продукции, а также позволяет предприятию наиболее устойчиво относится к вводимым реформам. Данная цель предполагает решение следующих задач: (9,стр.254) 

 1) увеличение  объемов продаж. Возможно при  осуществлении следующих мероприятий:  

 а) расширить  ассортимент продукции. В условиях жесткой конкуренции на рынке выживут только предприятия с широкой номенклатурой выпускаемой продукции. Поэтому предприятию необходимо расширить выпуск ассортимента продукции;  

 б) совершенствование  рекламной деятельности.  

 2) повысить конкурентоспособность товара. Основой успеха на потребительском рынке являются стойкие конкурентные преимущества, связанные, прежде всего со свойствами товара. Основой конкурентоспособности является качество.  

 Стойкость и качество алкогольных напитков во многом определяют качество полуфабрикатов ликероводочного производства, полученных из растительного сырья. Чтобы качество настоев и спиртов отвечало необходимым требованиям, необходимо соответствие техническим условиям, которые не всегда соответствуют стандарту. Нормирование этих условий позволит увеличить стойкость алкогольных напитков с натуральными биологически активными веществами и соответственно срок хранения. 

 В процессе хранения алкогольные напитки могут  терять свой товарный вид в результате образования осадков. Основными причинами этих процессов может быть недостаточный или неквалифицированный входной контроль сырья, полуфабрикатов, а также вспомогательных материалов и бутылок. Поэтому предприятию необходимо ужесточить входной контроль поступающего сырья, материалов. 

 На  повышение конкурентоспособности  может повлиять и замена формы  бутылки. Можно использовать бутылки  в форме прямоугольника, трапеции, конуса. Придать бутылке яркость  и оригинальности позволит использование  этикеток, печатанных на металлизированной основе.

   Дизайн упаковки должен воздействовать на образ, который фирма ищет для своей продукции. Более простая упаковка создает образ более низкого качества товаров. Современные материалы стимулируют спрос. Предприятие может использовать для упаковки продукции помимо картона пластик, облагороженный внутри мягким материалом от повреждения бутылки.  

 Для повышения конкурентоспособности  товара предприятию следует уделить  большое влияние контактам с  потребителями. Необходимо анализировать  и учитывать факторы, определяющие поведение индивидуальных потребителей и влияющие на их решения о покупке. Среди этих факторов часто преобладают субъективные, связанные со степенью известности, привлекательности товарных марок и упаковки товара в сознании потребителей. Решению данной задачи в значительной степени способствует использование брендинга. ОАО «Мордовспирт» необходимо разработать мероприятия по использованию подхода, заключающегося в выделении отдельных товарных марок (брендов) в самостоятельные объекты маркетинга и продвижение их на рынки с помощью создания запоминающихся рекламных образов. 

 Следующей целью для ОАО «Мордовспирт»  является выход на новые рынки  сбыта. Для достижения поставленной цели необходимо провести мониторинг рынков регионов. По результатам мониторинга осуществить внедрение алкогольной продукции ОАО «Мордовспирт» на региональные рынки. При внедрении продукта на новый рынок также необходимо решить ряд задач: открыть представительство или найти регионального партнера; выходить на несколько рынков сразу или поочередно «завоевывать» регионы; использовать существующую товарную матрицу или расширить ассортимент; решить вопросы с местными властями; создавать собственную розничную сеть или работать с существующими; на начальном этапе применить демпинг или сразу установить средние цены и многие другие.  
 

 Не  достижение поставленных целей не позволит предприятию достигнуть главной  цели предприятия и приведет к  ухудшению его деятельности. Поэтому  очень важно проводить анализ внешней среды организации и своевременно принимать управленческие решения. 

 Процесс принятия управленческих решений лежит  в основе планирования деятельности организации, так как план – это  набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования  для достижения организационных целей. Предприятию необходимо разработать перспективный план развития на 3−5 лет. В нем должны излагаться характеристики основных факторов и сил, которые будут оказывать влияние на развитие и функционирование компании в течение предстоящего периода, определяться цели и основные стратегические приемы достижения поставленных целей. На основе перспективного плана разрабатывать краткосрочные планы на год. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Заключение 

 По  мере написания работы, мне удалось  выявить несколько важных закономерностей. Любому решению руководителя, будь оно коллективным, или единоличным, формализованным или неформализованным, присуще свойство проводникового материала - подобно электрическому току, бегущему по проводам, мысли, намерения, указания и воля руководителя воплощается через принятое им решение.  

 Естественно, у любого решения есть и обратная сторона - это ответственность за его принятие и дальнейшее исполнение. Этот фактор, на мой взгляд, является базовым в принятии оперативного управленческого решения, так как он «подстегивает» менеджера, тем самым, заставляя его рационально и целесообразно определять возможные критерии выбора в той или иной ситуации, и, прежде всего приоритетом в принятии решения должна является всегда сама организация. Любое управленческое решение должно быть конкретным, содержательным, рациональным и одновременно эффективным и качественным. Помимо этого, оно должно соответствовать и всецело опираться на закрепленную за ним ресурсную базу. 

 Конечно, ситуационный подход играет базовую роль в процессе принятия и дальнейшего исполнения управленческого решения. Однако в любой ситуации любое управленческое решение обязано содержать в себе определенный набор качеств и свойств, его характеризующих. Стабильность, устойчивость с одной стороны и предотвращение возможных угроз с другой - вот те качества и свойства, которые должно содержать в себе рациональное и качественное управленческое решение менеджера. Ведь, как известно, успешные показатели работы самой организации всецело и напрямую влияют на успех и продвижение по работе ее кадров. 

Информация о работе Качество управленческих решений. Последствия управленческих решений: оценка и предвидение