Качество управленческих решений. Последствия управленческих решений: оценка и предвидение

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Управленческое решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации). Принятие решений является основой управления.
Цель управленческого решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
Актуальность исследования данной курсовой работы заключается в том, что в процессе управления производственной системой непрерывно возникают ситуации, когда руководители различных уровней (от мастера до министра) сталкиваются с необходимостью выбора какого-либо одного из нескольких возможных вариантов действий. Выработка и принятие решения - узловая процедура в деятельности руководителя, которая определяет весь дальнейший ход процесса управления, в особенности конечный результат управленческой деятельности.
На мой взгляд, проблема принятия и реализации решений является основополагающей для менеджмента. В процессе работы над курсовой я обратил внимание на огромное количество методик принятия решений, которые широко используются в теории информации и информатики. В частности, благодаря этим теориям бурно развивается направление разработки и усовершенствования искусственного интеллекта. Следуя общей тенденции беспримерно быстрой эволюции информационных технологий в современном обществе можно предположить, что теория принятия решений имеет большое будущее.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Качество и эффективность управленческих решений
Показатели качества и эффективности управленческих решений……………………………………………………………………..5
Основные факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений……………………………………………………………………..8
Классификация управленческих решений……………………………....15
Глава 2. Процесс принятия решений
2.1.Методы принятия управленческих решений……………………………22
Глава 3. Разработка эффективных управленческих решений (на примере предприятия алкогольной отрасли ОАО «МОРДОВСПИРТ»)……….33
Заключение…………………………………………………………………...40
Список использованных источников и литературы………………………...41

Работа содержит 1 файл

Глава 1 курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

 Каждый  человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия  и  влияет  на  принимаемые  решения. Например,  вы можете  считать  неправильным придерживать  информацию,  с  помощью  которой  коллега  мог  бы  улучшить  проект,  над которым он трудится. Несмотря даже на то, что этот работник может быть вашим главным конкурентом на пути должностного продвижения, ценность, которую вы придаете лояль-ности и открытости,  заставляет вас принять решение о передаче информации коллеге. С другой стороны, вы можете решить уволить работника, который все время работает плохо. Хотя вы придаете большое значение лояльности, ваше представление о равенстве подсказывает,  что  нужно  уволить  плохого  работника,  потому  что  он  не  дает  организации столько же, сколько другие.

   Исследования подтверждают, что ценностные ориентации влияют на способ, которым принимаются решения. Одно из первых исследований, посвященных ценностям американских  управляющих,  показало –  в  их  системе  ценностей  явный  перекос  в  сторону экономики, политики и науки в противовес социальным, религиозным и эстетическим аспектам. Согласно  исследованию Джорджа Ингленда,  руководитель,  ставящий на  первое

 место максимизацию прибыли, скорее всего, не вложит средств в реконструкцию кафетерия  и  комнат  отдыха  для  рабочих.  Руководитель,  для  которого  главное –  сострадание  к людям, скорее пойдет на справедливое повышение заработной платы, чем на ее сокращение ради высвобождения средств на финансирование научно-исследовательских проектов.

 Немаловажное  значение  имеют  культурные  различия,  хотя,  как  можно  ожидать, существует  сходство ценностных  ориентаций  управляющих из  разных  стран. Например, австралийские  руководители  предпочитают «мягкий»  подход  к  управлению  и  уделяют значительное  внимание  своим  подчиненным; южнокорейские  больше  значения  придают силе и плохо воспринимают проблемы других; японские демонстрируют уважение к вы-шестоящим и отличаются высокой преданностью компании. Некоторые  организации  используют  формальные  декларации  о  корпоративных ценностях,  чтобы  решения,  принимаемые  руководителями,  и  действия  всех  работников организации отражали общую систему ценностей. Организации, провозгласившие декларации о ценностях, доводят до сведения людей ожидания, опирающиеся на признание таких ценностей, посредством разнообразных форм обучения. 
 
 

 Помимо  различий  личностных  оценок  типичным  затруднением  при  определении оптимальных альтернатив является среда, в которой принимаются решения.

 2. Среда принятия  решения 

 При  принятии  управленческих  решений  всегда  важно  учитывать  риск.  Понятие «риск» используется здесь  не в смысле опасности. Риск скорее относится к уровню определенности,  с  которой  можно  прогнозировать  результат.  В  ходе  оценки  альтернатив  и принятия решений руководитель должен прогнозировать возможные результаты в разных обстоятельства или  состояниях природы. По  сути  дела,  решения принимаются  в  разных обстоятельствах  по  отношению  к  риску.  Эти  обстоятельства  традиционно  классифицируются как условия определенности, риска или неопределенности.

 Определенность. Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора. Примером определенного решения может быть вложение избыточной наличности в 10%-е депозитные  сертификаты.  Руководитель  знает,  что,  за  исключением  возникновения  крайне маловероятных чрезвычайных обстоятельств, вследствие чего федеральное правительство

 не  сможет выполнить свои обязательства, организация получит ровно 10% на вложенные средства. Подобным образом  руководитель может, по меньшей мере на ближайшую перспективу, точно установить, какими будут  затраты на производство определенного изделия, поскольку арендная плата, стоимость материалов и рабочей силы известны или могут быть рассчитаны с высокой точностью. (4,стр.261)

 Сравнительно  немногие организационные или персональные решения принимаются  в  условиях  определенности.  Однако  они  имеют  место,  и  зачастую  элементы  более крупных решений можно рассматривать как определенные. Авторы и исследователи экономико-математических методов называют  ситуации  с наличием определенности детерминистскими. 

 3. Информационные ограничения 

 Итак, сначала дадим определение информации.

 Информация  – это данные, просеянные для  конкретных людей, проблем, целей и  ситуаций. Информация необходима для  рационального решения проблем. Порой, однако, необходимая для принятия  хорошего  решения информация недоступна или  стоит  слишком  дорого. В  стоимость  информации  следует  включить время руководителей и подчиненных  затраченное  на  ее  сбор,  а  также  фактические  издержки,  например,  связанные  с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием услуг консультантов и т.п.

 Поэтому  руководитель  должен  решить,  существенна  ли выгода  от  дополнительной  информации, насколько само по себе важно решение, связано ли оно со значительной долей ресурсов организации или с незначительной денежной суммой. Если информацию получить по приемлемой цене непросто, но такая возможность скоро появится, самое правильное для руководителя – отложить принятие решения. Здесь, правда, сделано допущение, что время не является критическим фактором и потери от задержки будут более чем перекрыты  выгодой от более качественного решения на основе дополнительной информации. Выгода издержки по большей части субъективно оценивается руководителем, что в особенности относится к оценке руководителем стоимости собственного времени и ожидаемых в результате принятия решения улучшений. (4,стр.346)

 Большое  место  среди  перечисленных  факторов  уделяется  проблеме  надёжности информации,  организации  коммуникации,  помехам,  возникающим  в  ходе  передачи  информации. В числе последних большое место уделяется положениям, связанным со спецификой ролевой позиции и интересов  тех, кто перерабатывает информацию в процессе её прохождения от нижних ярусов организации до субъекта решения. 
 

 4. Поведенческие ограничения 

 Многие  из  факторов,  затрудняющих  межличностные  и  внутриорганизационные коммуникации, влияют на принятие решений. Например, руководители часто по-разному воспринимают существование и серьезность  проблемы. Они могут также по-разному воспринимать ограничения и альтернативы. Это ведет к несогласию и конфликтам в процессе принятия решения.

 Руководители  могут  быть  настолько  перегружены  информацией и текущей работой, что будут не в состоянии воспринять открывающиеся возможности. Послужной список каждого может показать, как они воспринимают проблемы и реагируют на них. Согласно  одному  исследованию,  руководители  дают  разное  определение  одной  и  той  же

 проблемы  в зависимости от отделов, которые возглавляют. Руководитель может чувствовать,  что  вышестоящий  начальник  будет  раздражен,  если  ему  сообщить  о  реальной  или потенциальной  проблеме. Как  указано  выше,  от  способа обмена  руководителя  с подчиненными информацией в значительной мере зависит поведение последних. Подобным образом может иметь место точка зрения, по которой «проблемы – это плохо», ибо гораздо

 важнее  «хорошо выглядеть». Люди могут усваивать  такую позицию от своих коллег. (4,стр.432)

 Руководитель  может  отвергнуть  тот  или  иной  курс действий  в силу  личных  пристрастий или лояльности по отношению к кому-то. Он может решить не прекращать сомнительные  инвестиции  или  проект,  поскольку  поддерживал  их  на  протяжении  долгого времени. В результате ему будет трудно объективно оценить текущее состояние освоения капиталовложений или проекта. Подобным образом менеджер может решить поддержать

 или не поддержать определенный проект, поскольку  руководитель этого проекта ранее  не поддержал выдвинутый менеджером проект. Установлено, что многочисленные психологические факторы  и  личностные  особенности  сказываются  на  процессе  принятия  решений. Принятие управленческих решений во многих отношениях является искусством нахождения  эффективного  компромисса.  Выигрыш в одном почти всегда  достигается в ущерб другому.  Решение в пользу  продукции более высокого  качества  влечет  за  собой рост издержек; некоторые потребители будут довольны, другие перейдут на менее дорогостоящий  аналог.  Установка  автоматической  производственной  линии  может  снизить общие издержки, но одновременно привести к увольнению лояльных рабочих. Упрощение

 технологии  может позволить фирме использовать неквалифицированных рабочих. В  то же время упрощенная работа может оказаться настолько утомительной, что работ разочаруются,  вследствие  чего,  как можно  ожидать,  возрастут  прогулы  и  текучее  кадров  и,  воз-можно, снизится производительность.

 Проблема  процесса принятия решений состоит  в сопоставлении минусов с  плюсами целях получения наибольшего общего выигрыша. Часто руководителю приходилось выносить  субъективное  суждение  о  том,  какие  негативные  побочные  эффекты  допустимы  при условии  достижения желаемого  конечного  результата. Однако  некоторые  негативные  по-следствия  никоим  образом  не могут  быть  приемлемыми  для  руководителей  организации.

 Пример:  нарушение закона  или этических норм. В подобных  случаях,  когда выбираются критерии для принятия решения, негативные последствия следует трактовать как ограничения.

 5. Взаимозависимость  решений 

 В организации  все решения некоторым образом  взаимосвязаны. Единичное важное решение  почти наверняка может потребовать  сотен решений менее значительных. Если, к примеру, организация решает перевести штаб-квартиру в другой штат, она должна также принять решения о том,  как компенсировать перемещение работникам, покупать или не покупать новую мебель, кого нанимать на новые должности и вакансии в результате пере-базирования,  выяснить,  заставят  ли  законы  о налогообложении  в  другом штате  менять процедуры бухгалтерского учета и т. п.

 Крупные  решения  имеют  последствия  для  организации  в  целом,  а  не  только  для сегмента, непосредственно  затрагиваемого тем или иным решением. Если производственная фирма решает приобрести новое и более производительно оборудование для завода, она должна также найти способ увеличения сбыта продукции. Таким образом, закупка нового  оборудования  должна  отразиться  не  только  на  производственном  отделе,  но  также

 решающим образом на отделах сбыта и маркетинга. (4,стр.541)

 Способность  видеть,  как  встраиваются  и  взаимодействуют  решения  в  системе  управления, становится все более  важной по мере продвижения на верхние  этажи власти.

 Менеджеры,  находящиеся  на  нижних  уровнях  иерархии,  но  проявляющие  способность разглядеть взаимозависимость решений, т. е. видеть «всю картину» зачастую и становятся кандидатами на повышение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Классификация управленческих решений.

 

 Управленческое  решение – это  результат  анализа,  прогнозирования,  оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. (6,стр.89)

 Импульсом  управленческого  решения  является  необходимость  ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.

 Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:

 ƒ  Что делать (какие новые потребности потребителей необходимо удовлетворять,

 либо  на каком качественном уровне необходимо удовлетворять старые потребности)?

 ƒ  Как делать (по какой технологии)?

 ƒ  В какие сроки?

 ƒ  Какие и в каком количестве должны быть при этом производственные затраты?

 ƒ  Где (место, производственное помещение, персонал)?

 ƒ  Кому поставлять готовую продукцию и по какой цене?

 ƒ  Что это даст инвестору и обществу в целом?

 Комплексные проблемы следует формализовывать, то есть количественно определять разницу между фактическим и желаемым состояниями объекта по его параметрам, а  также выполнить структуризацию проблемы путем построения для ее решения дерева целей.

Информация о работе Качество управленческих решений. Последствия управленческих решений: оценка и предвидение