Качество и конкурентоспособность продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода к рыночной экономике повышение конкурентоспособности товаров является важнейшей маркетинговой задачей предприятий, так как в этой комплексной категории сочетаются и фокусируются основные производственные, коммерческие, социально-экономические и финансовые результаты деятельности, качество коллективного труда. Под конкурентоспособностью понимается комплексная многоаспектная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение, что обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1.Конкурентоспособность и качество, их место в стратегии

маркетинга………………………………………………………………….........6

1.1 Понятие качества, система показателей качества.

1.2 Конкурентоспособность продукции………………………………………15

1.3 Взаимосвязь качества и конкурентоспособности………………………...18

Глава 2. Методологические подходы к оценке конкурентоспособности и качества продукции……………………………………………………………..23

2.1 Методы оценки уровня качества продукции.

2.2 Методы оценки конкурентоспособности продукции…………………….27

Глава 3. Анализ повышения качества и конкурентоспособности

продукции на примере ООО «Рубин»…………………………….…………..31

3.1 Параметры конкурентоспособности

3.2 Ценовой фактор……………………………………………………………..34

Заключение……………………………………………………………………...36

Список литературы………………………………………………………….....37

Работа содержит 1 файл

качество и конкуретноспособность продукции.docx

— 194.45 Кб (Скачать)

     Органолептический метод строится на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятий органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. С помощью органолептического метода определяются показатели качества кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции.

     Регистрационный метод основывается на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например отказов изделия при испытаниях. Этим методом определяются показатели унификации, патентно-правовые показатели и др.

     Рассмотренные методы могут применяться совместно  на различных стадиях жизненного цикла продукции. Так, измерительный  и регистрационный используются на стадиях разработки, производства и эксплуатации (потребления) продукции  производственно-технического назначения и бытовой техники, органолептический  и измерительный — на стадиях  разработки и производства предметов  потребления.

     В зависимости от источника информации методы определения значений показателей  качества продукции подразделяют на традиционный, экспертный и социологический.

     Традиционный  метод осуществляется должностными лицами специализированных экспериментальных и расчетных подразделений предприятий, учреждений (к ним относятся специализированные лаборатории, полигоны, испытательные стенды и т. д.).

     Экспертный  метод оценки показателей качества продукции реализуется группой специалистов-экспертов, например дизайнеров, дегустаторов, товароведов и т.п. С помощью экспертного метода определяются значения таких показателей качества, которые не могут быть определены более объективными методами. Этот метод используется при определении значений некоторых эргономических и эстетических показателей.

     Социологический метод определения показателей качества продукции используется фактическими или потенциальными потребителями продукции. Сбор мнений потребителей производится путем опросов или с помощью специальных анкет-вопросников, выставок, конференций и т. д.

     Методы  оценки уровня качества продукции одного вида могут быть: дифференциальным, комплексным, смешанным.

     Дифференциальный  метод оценки уровня качества продукции осуществляется сравнением показателей качества оцениваемого вида продукции с соответствующими базовыми показателями[13, стр. 96].

     Встречаются случаи, когда трудно оценить уровень  качества. В таких ситуациях все  показатели целесообразно разделить  по значимости на две группы. В первую группу следует включить показатели) определяющие наиболее существенные свойства продукции, а в другую — второстепенные. Если в первой группе все относительные  показатели больше или равны единице, а во второй — большая часть  показателей также не меньше единицы, то можно сказать, что уровень  качества оцениваемой продукции  не ниже базового образца. В противном  случае оценку уровня качества необходимо проводить другим методом, например комплексным.

     Комплексный метод оценки уровня качества предусматривает использование комплексного (обобщенного) показателя качества. Этот метод применяется в случаях, когда оказывается целесообразным уровень качества выразить только одним числом. Обобщенный показатель может быть выражен главным показателем, отражающим основное назначение продукции, интегральным или средним взвешенным.

     Если  имеется необходимая информация, определяют главный показатель и  устанавливают функциональную зависимость  его от исходных показателей.

     Интегральный (обобщенный) показатель используется тогда, когда можно установить суммарный  полезный эффект от эксплуатации или  потребления продукции и суммарные  затраты на создание и эксплуатацию продукции.

     Средние взвешенные показатели применяют, если нельзя установить функциональную зависимость  главного показателя от исходных показателей  качества, но возможно с достаточной  степенью точности определить параметры  весомости усредняемых показателей.

     Сложность комплексной оценки заключается  в объективном нахождении обобщенного  показателя.

     Дифференциальный  и комплексный методы оценки уровня качества продукции не всегда решают поставленные задачи. При оценке сложной  продукции, имеющей широкую номенклатуру показателей качества, с помощью  дифференциального метода практически  невозможно сделать конкретный вывод, а использование только одного комплексного метода не позволяет объективно учесть все значимые свойства оцениваемой  продукции. В этих случаях для  оценки уровня качества продукции применяют  единичные и комплексные показатели качества, одновременно используя и  комплексный, и дифференциальнный методы, т. е. оценку производят смешанным методом. Сущность и последовательность оценки этим методом заключается в следующем:

     1. Единичные показатели качества  объединяют в ряд групп, для  которых определяют групповой  комплексный показатель качества.

     Наиболее  значимые единичные показатели можно  в группы не включать, а рассматривать  отдельно. Объединение показателей  в группы должно производиться в  зависимости от цели оценки.

     2. Найденные величины групповых  комплексных и отдельно выделенных  наиболее важных единичных показателей  подвергают сравнению с соответствующими  значениями базовых показателей,  т. е. применяют принципы дифференциального  метода.

     С помощью измерений обычно (но не всегда) определяются единичные показатели качества. Патентно-правовые и экономические  показатели, показатели однородности продукции, стандартизации и унификации получают расчетным путем.

2.2 Методы  оценки конкурентоспособности продукции. 

     Отправной момент оценки конкурентоспособности  любого товара — формирование цели исследования. Если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном  на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем  законодательстве и др. Однако, независимо от целей исследования, основой для  оценки конкурентоспособности являются изучение рыночных условий.

     После выбора продуктов, по которым будет  проводиться анализ, на основе изучения рынка и требований покупателей  определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке. При анализе  должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая  товар.

     По  группам параметров (технических  и экономических) проводится сравнение  для выяснения, насколько параметры  близки к соответствующему параметру  потребности.

     В группу технических параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, входят: параметры, назначения, эргономические, эстетические и нормативные параметры [10, стр. 91-92].

     Параметры назначения характеризуют: области применения продукции и функции, которые она обязана выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью использования продукции в конкретных условиях потребления. Параметры назначения подразделяются на классификационные (например, пассажировместимость для средств транспорта), технической эффективности (например, производительность станка) и конструктивные (характеризуют основные проектно-конструкторские решения, использованные при разработке изделия).

     Эргономические  параметры показывают продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении.

     Эстетические  параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида. Эти параметры моделируют внешнее восприятие продукции и отражают именно такие ее внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными.

     Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые, регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где эту продукцию предполагается продавать.

     Номенклатура  экономических параметров, применяемых  при оценке конкурентоспособности, характеризуется структурой полных затрат потребителя (цены потребления) по приобретению и потреблению продукции, которая определяется ее свойствами, а также условиями приобретения и использования на конкретном рынке.

     Полные  затраты потребителя включают единовременные и текущие затраты.

     Выбор базы сравнения производимой и требуемой  рынком продукции включает:

  • установление цели оценки конкурентоспособности продукции и выбор предполагаемых рынков сбыта;
  • анализ состояния рынка, объемов, структуры и факторов спроса и предложения, перспектив их изменения на соответствующий период оценки конкурентоспособности;
  • выбор номенклатуры и установление величин параметров потребности покупателей, оцениваемой и конкурирующей продукции.

     На  основе изучения потребностей потенциальных  покупателей определяется номенклатура параметров, которыми пользуется производитель при оценке продукции на рынке, а также величины этих параметров, требуемых потребителю, и весомость каждого в общем наборе.

     В случае невозможности определения  базы для сравнения может использоваться косвенный метод оценки конкурентоспособности  с помощью образца, особенно если оценивается Продукция известного класса, и на рынке существуют ее аналоги. Товар-образец моделирует потребность и позволяет сравнить его параметры с параметрами  продукции, подлежащей оценке.

     Таким образом, конкурентоспособность оценивается  путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами, необходимыми потребителю, или с  параметрами изделия-образца. Сравниваемые параметры должны выражаться в одинаковых величинах измерения. Сравнение  производится по группам технических  и экономических параметров.

     При оценке конкурентоспособности могут  применяться дифференциальный, комплексный и смешанный методы. При ограниченных возможностях получения необходимой информации для оценки конкурентоспособности, трудностях подбора образца-аналога могут применяться упрощенные методы.

     Один  из вариантов оценочной оценки —  использование графиков средней  величины экономических параметров изделия в зависимости от его  основного технического параметра  или полезного эффекта. Эти графики  могут быть построены путем осреднения полных затрат для отдельных моделей, отличающихся техническими параметрами, (например, грузоподъемностью, производительностью  и пр.). Указанный средний уровень  удельных полных затрат может рассматриваться  как база для оценки конкурентоспособности  продукции, которая предлагается покупателям  на данном рынке.

     Сопоставление продукции ведется по таблице  сравнения параметров. В результате сравнения одним из методов (дифференциального, комплексного или смешанного) дается одно из следующих заключений:

  • продукция конкурентоспособна на данном рынке в сравниваемом классе изделий;
  • продукция обладает низкой конкурентоспособностью в сравниваемом классе изделий на данном рынке;
  • продукция полностью неконкурентоспособна, в сравниваемом классе изделий на данном рынке.

     Заключение  дополняется выводами о преимуществах  и недостатках оцениваемой продукции  по сравнению с аналогами, а также  предложениями о мерах, которые  должны быть приняты для улучшения  положения ее на рынке [5, стр. 6-7].

 

     

     Глава 3. Анализ повышения качества и конкурентоспособности продукции на примере ООО «Рубин».

3.1 Параметры конкурентоспособности. 

     В мире существует тенденция выпускать  телевизоры дешевые, среднего класса и  дорогие. Разработчики и исполнители программы рассчитывают, что ее реализация на первом этапе позволит занять среднюю нишу, потеснив с нашего рынка телевизоры массовых моделей таких фирм, как ДЭУ, ЭЛ-ДЖИ, и других (хотя генеральный директор ООО «Рубин» В. И. Семашко считает, что на этом нельзя останавливаться. Он ставит задачу поднять качество изделий до уровня таких фирм, как Сони и Панасоник — но это в перспективе) [3, стр. 12].

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции