Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:12, курсовая работа
В условиях перехода к рыночной экономике повышение конкурентоспособности товаров является важнейшей маркетинговой задачей предприятий, так как в этой комплексной категории сочетаются и фокусируются основные производственные, коммерческие, социально-экономические и финансовые результаты деятельности, качество коллективного труда. Под конкурентоспособностью понимается комплексная многоаспектная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение, что обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Конкурентоспособность и качество, их место в стратегии
маркетинга………………………………………………………………….........6
1.1 Понятие качества, система показателей качества.
1.2 Конкурентоспособность продукции………………………………………15
1.3 Взаимосвязь качества и конкурентоспособности………………………...18
Глава 2. Методологические подходы к оценке конкурентоспособности и качества продукции……………………………………………………………..23
2.1 Методы оценки уровня качества продукции.
2.2 Методы оценки конкурентоспособности продукции…………………….27
Глава 3. Анализ повышения качества и конкурентоспособности
продукции на примере ООО «Рубин»…………………………….…………..31
3.1 Параметры конкурентоспособности
3.2 Ценовой фактор……………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………...36
Список литературы………………………………………………………….....37
Любой
товар, находящихся на рынке, фактически
проходит там проверку на степень
удовлетворенная общественных потребностей:
каждый покупатель приобретает тот
товар, который максимально
Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентом рынке) товара можно определить только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность — понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает ещё и индивидуальный оттенок.
Чтобы удовлетворить свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Если это технически достаточно сложное изделие, то покупателю придется нести расходы по эксплуатации (платить за топливо, смазочное масло, запасные части, ремонт), оплачивать (если это товар производственного назначения) труд обслуживающего персонала, тратить деньги на его обучение, страхование и т.д. Таким образом, затраты покупателя состоят из двух частей: расходов на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением, называемых ценой потребления.
Цена потребления обычно значительно выше продажной цены (в общих эксплуатационных расходах за весь срок службы транспорта продажная цена занимает не более 20%, магистрального самолета 10—12%, бытового холодильника — примерно 10%), поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у потребителя.
Превышение норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительной ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.
Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом исходит из того, что выпуск предприятием нового продукта прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.
Вместе
с тем любой товар после
выхода на рынок начинает постепенно
расходовать свой потенциал
Так,
телевизор по цене 13500 рублей и стоимости
эксплуатации 3700 рублей быстро вытеснил
с рынка конкурирующую модель с ценой
12000 рублей и стоимостью эксплуатации
9700 рублей.
1.3 Взаимосвязь
качества и
В
практической деятельности и в теоретических
изысканиях нередко ставится знак равенства
между качеством и
Рис 3. Типовая схема оценки конкурентоспособности
(по А.Н.
Литвинского)
Совокупность определенных свойств делает продукт предметом потребления. При наличии строго определенной конкретной потребности каждый предмет потребления, кроме способности ее удовлетворять, характеризуется еще и тем, насколько полно он это делает, т.е. степенью полезности.
Конкурентоспособность
товара определяется, в отличие от
качества, совокупностью только тех
конкретных свойств, которые представляют
несомненный интерес для
Вообще
некорректно отождествлять "конкурентоспособность"
с "уровнем качества" и "техническим
уровнем продукции" по следующим
соображениям. Уровень качества продукции
— это относительная
Сравнение с базой — необходимый элемент оценки как уровня качества, так и технического уровня. Выбор продукции, принимаемой за базу сравнения, зависит от цели, для которой проводится сравнение, и является непростым делом. Что касается конкурентоспособности, то для ее оценки необходимо сравнить параметры анализируемого изделия и конкурирующего товара с уровнем, заданным потребностями покупателя, а затем сопоставить полученные результаты.
Следующее замечание относительно нетождественности оценки качества и конкурентоспособности состоит в следующем. С позиций качества сравнимы лишь однородные товары. Группы продуктов классифицируются по показателям, характеризующим не только основные области их применения, но и существенные конструктивные и технологические особенности. Это значительно сужает рамки классификации. С позиций оценки конкурентоспособности, где за базу сравнения берется конкретная потребность, возможно сопоставление и неоднородных товаров, коль скоро они представляют иные возможности и способы удовлетворения одной и той же потребности.
Наконец,
отметим еще одно принципиальное
различие между качеством и
Понятие «конкурентоспособность товара» шире понятий «качество товара» и «технический уровень товара». Последние — главная составляющая конкурентоспособности товара, предопределяющая его уровень, но не единственная. Уровень конкурентоспособности наряду с параметрами, раскрывающими непосредственную потребительскую ценность товара в сопоставлении с аналогами-конкурентами, определяется также внешними по отношению к собственно товару факторами и характеристиками, не обусловленными его свойствами: сроки поставки, качество сервиса, реклама, повышение (снижение) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, изменение соотношения спроса и предложения, финансовые условия и др. Сказанное подтверждает приводимая ниже схема (рис. 5).
Рис 5. Классификационная
схема показателей, раскрывающих конкурентоспособность
продукции
Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, составляя его "стержень". В принципе низкокачественный товар обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как и товар высокого качества — это конкурентный или высококонкурентный товар. Имеющиеся на практике исключения в этом отношении лишь подтверждают общие положения.
Центральное
место, занимаемое качеством и
В
силу этого проблемы качества и конкурентоспособности
в маркетинге носят не текущий, тактический,
а долговременный, стратегический характер.
Отсюда и долгосрочное прогнозирование
объема и характера потребностей,
перспективного технического уровня и
качества продукции нацелено на: выявление
возможных требований к ассортименту
и качеству изделий на перспективный
период их производства и потребления;
определение научно-
Высокое
качество и конкурентоспособность
продукции обеспечиваются всей системой
маркетинга — от конструирования, опытного
и серийного производства до сбыта
и сервиса эксплуатируемых
Глава 2. Методологические подходы к оценке конкурентоспособности и качеству продукции.
2.1
Методы оценки уровня качества
продукции.
Чтобы ответить на вопрос, каково качество продукции, необходимо сравнить значение показателей качества одного и другого вида продукции. На основании сравнения можно будет сделать заключение о том, качество какой продукции будет выше (рис.6).
Рис. 6. Классификация
методов определения показателей качества
продукции
Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. С помощью измерительного метода определяются следующие значения: масса изделия, частота вращения двигателя, размер изделия, скорость автомобиля, сила тока и др.
Расчетный метод базируется на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимостей. Этим методом пользуются при проектировании продукции, когда последняя еще не может быть объектом экспериментальных исследований. Расчетный метод служит для определения значений массы изделия, показателей производительности, мощности, прочности и др.
Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции