Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:12, курсовая работа
В условиях перехода к рыночной экономике повышение конкурентоспособности товаров является важнейшей маркетинговой задачей предприятий, так как в этой комплексной категории сочетаются и фокусируются основные производственные, коммерческие, социально-экономические и финансовые результаты деятельности, качество коллективного труда. Под конкурентоспособностью понимается комплексная многоаспектная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение, что обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Конкурентоспособность и качество, их место в стратегии
маркетинга………………………………………………………………….........6
1.1 Понятие качества, система показателей качества.
1.2 Конкурентоспособность продукции………………………………………15
1.3 Взаимосвязь качества и конкурентоспособности………………………...18
Глава 2. Методологические подходы к оценке конкурентоспособности и качества продукции……………………………………………………………..23
2.1 Методы оценки уровня качества продукции.
2.2 Методы оценки конкурентоспособности продукции…………………….27
Глава 3. Анализ повышения качества и конкурентоспособности
продукции на примере ООО «Рубин»…………………………….…………..31
3.1 Параметры конкурентоспособности
3.2 Ценовой фактор……………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………...36
Список литературы………………………………………………………….....37
Рис. 2. Варианты
использования потребительной стоимости
Анализ рисунка 2 позволяет сделать следующие выводы:
Фактическое использование потребительной стоимости, например, продукции машиностроения, составляет 40—70 %. Конечно, это мало. Надо уменьшать долю неиспользуемых потребительских свойств любого товара. Однако приближение полезного эффекта товара к потребительной стоимости приводит к разунификации товаров, технологий и других элементов системы по всем стадиям жизненного цикла товаров. Для каждой потребности не создашь свой товар. С целью обеспечения оптимального уровня унификации перечисленных элементов и использования закона эффекта масштаба необходимо экономически обосновать соотношение между потребительной стоимостью и качеством или полезным эффектом товара.
Если расположить термины по общности понятий о качестве, то получим ряд: «характеристики» - «свойства» – «качество».
Характеристика
– это взаимосвязь между
«Свойство», как и «качество», - категория философская и выражает такую сторону предмета, которая обуславливает его различие или сходство с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним. Обычно она обобщает ряд характеристик объекта: свойство безопасности, радиоактивности и т.д. [10, стр. 6].
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, рассматривая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления (например, безотказность работы, трудоемкость, себестоимость, масса, размер изделия и т. д.), называется показателем качества продукции. [7, стр. 21].
К показателям качества продукции относятся следующие:
1.Показатели назначения товара, характеризующие его отдачу, использование по назначению на конкретном рынке.
2.Надежность товара – сложное свойство качества, которое зависит от безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости свойств и долговечности товара.
Безотказность – свойство надежности товара сохранять работоспособность в течение некоторой наработки в часах без вынужденных перерывов. К показателям безотказности относится вероятность безотказной работы, средняя наработка до первого отказа, наработка на отказ, интенсивность отказов, параметр потока отказов, гарантийная наработка.
Ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся в приспособлении к предупреждению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Сохраняемость (стабильность) свойств качества объекта характеризует долю снижения важнейших показателей назначения, надежности, эргономичности, экологичности, эстетичности (дизайна), патентоспособности по мере использования объекта. Каждый показатель имеет свою функцию и, соответственно, долю снижения первоначальных показателей.
Долговечность – свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. К показателям долговечности объекта относят нормативный срок службы (срок хранения), срок службы до первого капитального ремонта и др. показатели.
3. Экологичность и безопасность применения товара
Показатели экологичности товара – одни из важнейших свойств, определяющих уровень его качества. К ним относятся показатели, оказывающие вредное воздействие объекта на воздушный бассейн, почву, воду, природу, здоровье человека и животного мира. К конкретным показателям экологичности товара относятся: а) содержание вредных примесей в продуктах сгорания двигателей различных машин, оборудования, агрегатов; б) выбросы вредных веществ в воздушный бассейн, воду, почву химических, нефтехимических, горнодобывающих, металлургических, энергетических, деревообрабатывающих, пищевых и других производств; в) радиоактивность функционирования атомных электростанций и других объектов, связанных с исследованием, «приручением» и использованием атомной энергии. Все эти показатели по различным объектам регламентируются в соответствующих нормативных актах и документах.
4.
Показатели эргономичности
Эргономические
показатели качества используются при
определении соответствия объекта
эргономическим требованиям, предъявляемым,
например, к размерам, форме, цвету
изделия и элементам его
Эргономические показатели продукции классифицируются на:
5.
Показатели технологичности
Технологичность
– свойство, показывающее насколько
близко конструкция учитывает
К
основным показателям технологичности
конструкции относятся
6. Эстетичность товара
Эстетичность – комплексное свойство, оказывающее влияние на чувственное восприятие человеком всего изделия в целом с точки зрения его внешнего вида. Эстетичность обуславливается рядом простых свойств, как, например, форма, гармония, композиция, стиль и т.д.
В основе эстетических требований лежат условия рациональной композиции изделия, важнейшими из которых являются: соответствие форм проектируемой конструкции ее служебному назначению и условиям ее будущей эксплуатации; гармоничное сочетание формы изделия и технологического содержания выполняемой им работы; выражение характерного для изделия его основного свойства; соблюдение гармоничности размерных пропорций.
7. Показатели стандартизации и совместимости объекта
Стандартизация
предусматривает рациональное сокращение
количества типоразмеров составных
частей в проектируемых и
К показателям стандартизации и унификации относятся следующие:
а) коэффициент стандартизации объекта;
б) коэффициент межпроектной унификации комплектов конструкции объекта;
в)
коэффициент повторяемости
Кроме перечисленных показателей, также рассчитываются и анализируются коэффициенты повторяемости и унификации по конструктивным элементам: размеры, диаметры, резьбы, фаски, материалы, покрытия и другие элементы. Оптимальный уровень унификации определяется на основе экономических расчетов.
8.
Патентно-правовые показатели
Патентно-правовой уровень промышленного изделия оценивается при помощи двух безразмерных показателей: показателя патентной защиты (или патентоспособности) и показателя патентной чистоты.
Показатель патентной защиты характеризует количество и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном изделии, то есть характеризует степень защиты изделия принадлежащими отечественным фирмам авторскими свидетельствами в стране и патентами за рубежом с учетом значимости отдельных технических решений.
Показатель
патентной чистоты
9. Показатели качества сервиса товара
Качество сервиса товара является одним из факторов конкурентного преимущества. Необходимо не только создать качественный товар с оптимальными затратами, но и обеспечить простоту, надежность и экономичность его испытаний, упаковки, транспортирования, монтажа, обслуживания и утилизации. Документы и персонал должны гарантировать достоверность информации, рекламы, маркировки товара. Перечень показателей качества сервиса определяется особенностями товара и конкретными требованиями потребителей.
10.
Наличие сертификата
Мировой
опыт показывает, что именно в условиях
открытой рыночной экономики, немыслимой
без острой конкуренции, проявляются
факторы, которые делают качество условием
выживания
1.2.Конкурентоспособность
продукции.
Фактор
конкуренции носит
В
условиях развитого конкурентного
рынка маркетинг становится эффективным
средством решения проблемы качества
и конкурентоспособности
Конкурентоспособность товара — решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации.
Иначе
говоря, под конкурентоспособностью
понимается комплекс потребительских
и стоимостных (ценовых) характеристик
товара, определяющих его успех на
рынке, т.е. преимущество именно этого
товара над другими в условиях
широкого предложения конкурирующих
товаров-аналогов. И поскольку за
товарами стоят их изготовители, то
можно с полным основанием говорить
о конкурентоспособности
Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции