Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:10, лекция
1. Школа научного управления
2. Классическая школа в управлении
3. Школа науки о поведении
4. Процессный подход. Системный подход. Ситуационный подход.
5. Методы управления
Процесс стратегического планирования включает следующие этапы:
2.
Проблемой, с которой сталкивается руководство, будет определение того, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявление внутренних слабых сторон, которые могут усложнить проблемы связанные с внешними опасностями. Процесс, пи помощи которого осуществляется диагноз внутренних проблем, называется управленческим обследованием.
Управленческое обследование представляет собой методическую оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон.
С целью упрощения в обследовании рекомендуется включить пять функций – маркетинг, финансы, операции (производство), человеческие ресурсы, культура и образ корпорации.
Маркетинг – следующие области для анализа и исследования:
Финансы. Анализ финансового состояния может принести пользу организации и содействовать повышению эффективности процесса стратегического планирования. На основании финансовой оценки руководство принимает решение о перераспределение фондов для направления средств в различные подразделения с целью улучшения финансовой деятельности.
Операции. Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить в ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями.
Некоторые проблемы, связанные с человеческими ресурсами:
Культура и образ предприятия подкрепляются или ослабляются репутацией компании. Хорошая ли репутация у фирмы в отношении достижения ею своих целей? Была ли она последовательна в своей деятельности? Какова эта компания по сравнению с другими в данной отрасли? Привлекает ли она хороших людей? Ответы на эти вопросы покажут, насколько удачными являются культура и образ компании.
3.
Рассматривая стратегические альтернативы, перед организацией стоят четыре альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение, а также сочетание этих трех стратегий.
Для стратегии ограниченного оста характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Стратегия ограниченного роста применяется в зрелых отраслях промышленности со статической технологией, когда организация в основном удовлетворена своим положением.
Стратегия роста осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Ост может быть внутренним или внешним. Внутренний рост может произойти путем расширения ассортимента товаров. Внешний ост может быть в смежных отраслях вертикального или горизонтального роста, т.е. может приводить к конгломератам , объединениям, слиянием корпораций.
Альтернативой, которую реже всего выбирают руководители и которую часто называют стратегией последнего средства, является стратегия сокращения. Эта стратегия предусматривает:
Стратегия сочетания всех альтернатив будут скорее всего придерживаться крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях. Стратегия сочетания представляет собой объединение любых из трех упомянутых стратегий – ограниченного роста, оста, сокращения.
На стратегический выбор, осуществляемый руководителями влияют разнообразные факторы. Вот некоторые из них:
Лекция 5.
ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
1.
Выбор наилучшей структуры – это той структуры, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.
При проектировании организационной структуры важен принцип Чандлера «Стратегия определяет структуру». Это означает, что структура организации должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии. Поскольку с течением времени стратегии могут меняться, то могут понадобится соответствующие изменения и в организационных структурах.
Этапы организационного проектирования.
Вначале руководители должны осуществлять разделение организации на широкие сферы, затем поставить конкретные задачи – подобно тому как в планировании сначала формулируются общие задачи – а потом составить конкретные правила.
Таким образом, последовательность действий следующая:
2.
Для того, чтобы учесть и отразить все эти различия в задачах, стратегических и оперативных планах организации, руководители используют различные системы департаментализации. Это понятие означает процесс деления организации на отдельные блоки, которые могут называться отделами, отделениями или секторами.
Функциональная
Традиционные функциональные блоки компании – это отделы производства, маркетинга и финансов. Это – широкие области деятельности или функции, которые имеются в каждой компании для обеспечения достижения целей организации.
Преимущества функциональной структуры:
Недостатки функциональной структуры:
Чтобы справиться с новыми проблемами,
обусловленными размерами фирмы, диверсификацией,
технологией и изменениями
Дивизиональная структура
Продуктовая структура:
Организационная структура, ориентированная на потребителя:
Региональная организационная структура
3.
К адаптивным структурам организации относятся: механистические, проектные и матричные структуры.
В механистической структуре
Проектная организация – это временная организация, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл ее состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества, не выходя за пределы установленной сметы. Когда проект завершен, команда распускается. Ее члены переходят в новый проект, возвращаются к постоянной работе в своем «родном» отделе или уходят из этой организации.
Это совмещение проектной структуры организации с функциональной структурой организации. В матричной организации члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта так и руководителю функционального отдела, в котором он работает постоянно.
4.
Организации в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются централизованными. Децентрализованные организации – это такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. В сильно децентрализованных организациях управляющие среднего звена имеют очень большие полномочия в конкретных областях деятельности.
Понять насколько данная организация централизована в сравнении с другими, можно определив следующие характеристики:
Преимущества централизации: