Эволюция управленческой мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:10, лекция

Описание работы

1. Школа научного управления
2. Классическая школа в управлении
3. Школа науки о поведении
4. Процессный подход. Системный подход. Ситуационный подход.
5. Методы управления

Работа содержит 1 файл

LektsiiMENEDZhMENT.doc

— 390.50 Кб (Скачать)

   Два других важных момента  в работе – это частота повторения  данной задачи и время необходимое для ее выполнения. Машинная операция, например, может состоять в выполнении задачи по сверлению отверстий тысячу раз в день. Чтобы выполнить каждую операцию, требуется всего лишь несколько секунд. Исследователь выполняет разнообразные и сложные задачи, и они могут вовсе не повторяться ни разу в течение дня, недели или года. Для того чтобы выполнить некоторые из задач, исследователю требуется часов или даже дней. В, общем, можно сказать, что управленческая работа носит менее монотонный, повторяющийся  характер, во время выполнения каждого вида работы увеличивается по мере перехода управленческой работы от низшего уровня к высшему.

                             Технология.

 

  Технология – четвертая  важная внутренняя переменная  – имеет гораздо более широкое значение, чем традиционно считается. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связаннее с изобретениями и машинами, например, полупроводниками и компьютерами. Однако социолог Чарльз Перроу, который много писал о влиянии технологии на организацию и общество описывает технологию как средство преобразования сырья – будь то люди, информация или физические материалы – в  искомые продукты и услуги. Люис Дейвис, писавший о проектировании работ, предлагает сходное широкое описание: «Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях».

    Задачи и технология  тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе. По словам Виланда и Ульриха, «машины, оборудование и сырье, конечно, можно  рассматривать как компоненты технологии, но наиболее значимым компонентом несомненно является процесс, с помощью которого исходные материалы (сырье) преобразуется в желаемый на выходе продукт. По сути своей технология представляет способ, который позволяет осуществить такое преобразование».

    Влияние этой переменной  на управление в значительной  мере определялось тремя крупными  переворотами в технологии: промышленной  революцией; стандартизацией и механизацией; применением конвейерных сборочных  линий.

 

             Стандартизация и механизация.

 

    Первое применение стандартизации, т.е. использования стандартных  взаимозаменяемых компонентов в  производстве, связывают с именем  Эли Уитни – изобретателя хлопкоочистительной  машины. Он высказал идеи стандартизации, выполняя по контракту работу по производству мушкетов для армии, которые до этого производились по индивидуальным образцам. Использование стандартных частей значительно сократило стоимость производства и ремонтных работ. Поскольку части мушкета Уитни были взаимозаменяемы с частями других мушкетов подобного типа,

Такое оружие можно было легко ремонтировать  в полевых условиях путем простой  замены дефектных частей.

    Концепция стандартизации  стимулировала дальнейшее повышение  специализации, открыв одновременно  новые широкое возможности для применения неквалифицированного и малоквалифицированного труда. Именно на этом основано массовое производство товаров и услуг, являющееся характеристикой нашего общества. Сегодня существует очень малое количество видов товаров, которые в какой-то степени не были стандартизированы. Даже в автомобилях, сделанных по индивидуальным заказам, используют много стандартных компонентов. Стандартизация и механизация, т.е. использование машин и механизмов вместо людей, в настоящее время широко распространены не только в сфере производства. Приготовление дешевых продуктов в ресторанах быстрого обслуживания имеет, например, в своей основе опыт фирмы «МакДоналдс» в приготовлении гамбургеров.

 

              Конвейерные сборочные линии.

 

Стандартизация и механизация были широко известны, когда в начале нашего века возникла автомобильная промышленность. Впервые годы рабочий следовал за производимой машиной через технологический процесс, меняя, если необходимо, рабочее место, по мере установки основных компонентов на машину. Затем, в августе 1913 г. Генри Форд выступил с идеей передвижения собираемого автомобиля с помощью конвейера так, чтобы рабочие оставались на своих рабочих местах. Поскольку рабочим больше не приходилось терять время на переход от одного рабочего места к другому, время, требующееся на сборку автомобиля марки «Ти» сократилось. Чтобы понять, что это означало, вам следует знать, что до того, как Форд применил конвейерный метод сборки, в среднем автомашина продавалась оптовикам за 2100 долл. США. Фордовская модель «Ти» в 1918 г. продавалась за 290 долл. США. уже по розничной цене.

    Сегодня Движущиеся конвейерные  сборочные линии применяются  почти повсеместно при производстве  самой сложной продукции. Для  полного использования их преимущества  операции (задачи), выполняемые рабочими, стали чрезвычайно узко специализированными.

     Некоторые операции  на сборочных линиях в настоящее  время настолько специализированы, что рабочий у конвейера лишь  подкручивает несколько винтиков  на одном и том же узле изо дня в день.

     Стандартизация, механизация  и сборочные конвейеры имели  глубочайшее воздействие не только  на характер служебных обязанностей  и задач, содержание работы, но  и в целом на управление. В  результате этих и более поздних  инноваций технология и задачи стали сильно влиять на организационную эффективность. Приведенная в следующей главе классификация технологий по Джоан Вудворд и Джеймсу Томпсону отражает взаимоотношения между содержанием задач и технологией.

Внутренние переменные – это  ситуационные факторы внутри организации.

Основные переменные в самой  организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.

Цели – есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремиться добиться организация, работая вместе и в определенный срок.

Цели характеризуются разнообразием, цели различных подразделений организации  могут быть различными, цели должны быть достижимыми, цели должны быть ориентированными во времени.

 

Структура организации – это  логическое взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

 

Задача – это предписанная работа или серия работ, которая должна быть выполнена  заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа  с людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами), информацией.

 

Технология – это способ преобразования сырья (в качестве сырья выступают три момента это – предметы, люди, информация).

Существует две классификации  технологий – это классификация  по Вудворд и по Томпсону.

Классификация технологии по Вудворд:

  1. Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство.
  2. Массовое или крупносерийное производство.
  3. Непрерывное производство.

Классификация технологий по Томпсону:

  1. Многозвенные технологии.
  2. Посреднические технологии
  3. Интенсивные технологии.

Люди или рабочая сила. Каждый человек обладает определенными  способностями, предрасположенностью, одаренностью. У разных людей различные потребности, ожидания, восприятие, отношение, точка зрения, ценности.

 

 

Взаимосвязь внутренних переменных можно  показать следующей схемой.

                    


              

                     

               

              

                

                  

                   

                        

                     

              

                   

                                       

 

 

2.

 

 

Анализ среды организации  – это процесс определения критически важных элементов внутренней и внешней среды, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении свои целей.

Анализ среды выполняет  ряд важных функций в деятельности фирмы:

  • с точки зрения стратегического планирования улучшает учет наиболее важных факторов, влияющих на экономическую организацию и ее будущие;
  • с точки зрения политики фирмы помогает ей создать о себе наиболее благоприятное  впечатление;
  • с точки зрения текущей деятельности обеспечивает информацией, необходимо для наилучшего выполнения рабочих функций.

Рассмотрим действие стратегии на примере одной фирмы  “Жулдыз”, которая занимается производством  компьютерных технологий и продажей компьютеров. Эта фирма не очень  большая, управленческие решения передаются с верху в низ.

 Во внешнюю среду фирмы  входят  две сферы:

  • рабочая среда – это среда непосредственных контактов с фирмой, она включает тех участников рынка, с которыми у фирмы есть прямые отношения, или которые оказывают прямое воздействие на фирму. Это, во-первых, поставщики экономических ресурсов, необходимых фирме (сырье, финансовый капитал, производственный капитал), отдельно выделяют поставщиков труда - наемных работников, затем клиенты – потребители продукции фирмы, посредники –финансовые, торговые, маркетинговые экономические структуры (на пример, налоговая инспекция).  Во – вторых, к элементам рабочей среды относят конкурирующие фирмы и так называемые контактные аудитории – средства массовой информации, общества потребителей и т.п. – которые оказывают существенное влияние на формирование благоприятного и неблагоприятного облика фирмы. Рабочую среду фирмы так же называют микросредой фирмы.
  • общая среда состоит из элементов, которые не связаны с фирмой на прямую, но оказывают влияние на формирование общей атмосферы бизнеса. С этой точки зрения общую среду бизнеса называют “экологией фирмы”. Общая среда – это среда косвенных контактов фирмы. Выделим 4 основных элемента общей среды – экономические, технологические, политические, социальные факторы. Каждый из них, в свою очередь, тесно связан с остальными факторами и воздействует на них (рис.4). Так, изменения в технологии могут привести к новой расстановке конкурентных сил. Знаменитая IBM потеряла значительную часть своего рынка в связи с созданием принципиально новой микропроцессорной технологии и появлением на рынке компактных и простых в обращении персональных компьютеров, которые потеснил “большие” ЭВМ, выпускавшиеся IBM.

 

 

Рис. 4. Уровни организационной  среды и их элементы 

 

Среду общего воздействия называют также макросредой фирмы. Фирма на начальном этапе определяет пределы анализа среды.

На установление таких  пределов влияют 3 основных фактора:

  • число и характер критических точек, то есть наиболее значимых элементов среды, изменяются от организации к организации;
  • анализ среды ограничен временными рамками: в коротком периоде фирма во многих случаях может сосредоточиться только на тех элементах, которые критически воздействуют на ее текущие функционирование, то есть на элементах рабочей среды, в длительном периоде у фирмы появляться возможность исследовать общий характер внешней среды;
  • плодотворный анализ возможен только в том случае, если фирма сумела определить специфику элемента, его уникальный характер.

Как показывает первый фактор, у каждой организации есть свой комплекс критических точек. Он зависит от размеров организации, характера ее деятельности, выбранных ею целей,географических, исторических и прочих особенностей.

Размеры организации  неоднозначно влияют на круга значимых факторов внешней среды.

С одной стороны, крупная  организация имеет возможность  большого контроля над окружающей средой, чем небольшая. Влияние крупной  фирмы на окружающую среду может, в определенной степени, нейтрализовать воздействие внешнего мира на ее деятельность. Поэтому целый ряд элементов внешней среды представляются крупной организации менее значимыми, чем мелкой (например, у нее, как правило, стабильные, хорошо налаженные контакты с поставщиками, она менее уязвима перед конкурентами, имеет серьезные финансовые при имущества в плане освоения новых технологий и т.п.).

С другой стороны, крупные  фирмы, во – первых, менее подвижны и гибки, чем небольшие, а потому должны хорошо ориентироваться в  окружающей среде, для того чтобы  суметь заранее приспособиться к  будущим изменениям. Крупные фирмы несут большую социальную ответственность перед внутрифирмеными участниками, потребителями, обществом в целом; во – вторых, крупные фирмы могут расширять анализ внешней среды по сравнению с мелкими в связи с наличием у них серьезного экономического потенциала. Крупной фирме уже в текущем, коротком периоде становится под силу провести анализ не только рабочей, но и общей (Табл. 4).

Таблица 4

Анализ среды 

 

Размер организации

Степень значимости уровней  в коротком периоде

 

высокая

средняя

Низкая

1

2

3

4

Очень большая (мультинациональная компания)

Внутренняя

Рабочая

Общая

 

 

Большая (национальный  гигант)

Внутренняя

Рабочая

Общая

 

 

Средняя (Жулдыз)

Внутренняя

Рабочая

Общая

Маленькая 

Внутренняя

Рабочая

Общая

Очень маленькая

Внутренняя

Рабочая

Общая

Информация о работе Эволюция управленческой мысли