Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 16:21, курсовая работа
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….….3
1.ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИДЕЙ……………………………………………..5
1.1.Школа научного менеджмента…………………………………………………….…5
1.2.Административная (классическая) школа управления……………………………..7
1.2.1.Бюрократия Макса Вебера.………………………………………………………9
1.3.Школа человеческих отношений и поведенческих наук……………………….…11
1.4.современные подходы………….……………………………………………………14
1.4.1.Колличественный подход………………………………………………………14
1.4.2.Процесный подход……………………………………………………………...15
1.4.3.Системный подход……………………………………………………………...17
1.4.4.Ситуационный подход………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….22
2.АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ………………….23
2.1.Характеристика объекта…………………………………………………………………23
2.2.Схема объекта……………………………………………………………………………26
2.3.Распределение задач полномочий……………………………………………………...28
2.4.Оценка организационной структуры…………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….35
Главная заслуга А. Файоля, наряду с прочими, состоит в том, что он впервые высказал мысль о необходимости выделения вопросов организации и управления в самостоятельную теорию, носящую универсальный характер, по сути, положив начало профессиональному менеджменту. Его исследования не только совершенствовали систему Ф. Тейлора, но и привели к разделению проблем управления на два направления:
Интересен
взгляд А. Файоля на организационное планирование.
Рассматривая его как общую функцию управления,
он отмечал трудности планирования в постоянно
меняющихся условиях рынка. План должен
вытекать не из возможного повторения
прошлого периода, а из представления
о неизбежных изменениях в будущем. Появляется
понятие «неопределённости», причём не
в смысле незнания, а как постоянная изменчивость
условий, поведения (в частности возникновение
новых связей), быстрая и гибкая переориентация
производства и сбыта. И с 70-80х годов полный
учёт и просчёт заранее, до мелочей становится
малореальным, поэтому задача руководителя
состоит в создание адаптивных, быстрореагирующих
управленческих механизмов, а менеджера
– в реализации ограниченных системных
подходов.
1.2.1.Бюракратия
Макса Вебера.
Теория Макса Вебера, по сути, является идеологией бюрократии. Однако, это не означает, что бюрократия как форма организации возникла лишь в период, когда появилась эта теория. Бюрократия была свойственна практически всем формам автократического управления в древние, средние века и сохранилась до нашего времени. Положительное главным образом связано с чёткой регламентацией основных функций, задач, обязанностей и полномочий не только каждого подразделения в структуре управления, но и каждого исполнителя, что, безусловно, придаёт процессу управления в целом большую согласованность и организованность. Отрицательные стороны бюрократии связаны с тем, что практически не оставляет пространства для творчества и свободы выбора в случае изменения ситуации. Это делает бюрократическую организацию менее гибкой и потому менее жизненной. Как это ни парадоксально, бюрократическая организация не только не повышает ответственность отдельно взятого чиновника, хотя расписывает все его обязанности, а, напротив, снижает его ответственность в конкретных ситуациях, позволяя «прятаться» за букву инструкции.
Огромный вклад в развитие управленческой мысли внёс немецкий юрист и социолог Макс Вебер, разработавший теорию бюрократического построения организации и системы управления в частности.
Вебер считал. что бюрократическая система должна обеспечить скорость . точность, порядок, определённость, непрерывность и предсказуемость. Основными элементами построения организации, обеспечивающими эти качества должны быть следующими:
1.3.Школа
человеческих отношений
и поведенческих наук.
Школы
научного менеджмента и
Роль человека в организации, его способность к самоорганизации, повышению эффективности труда за счёт внесения в него творческого начала или в результате улучшения психологического климата в организации привлекли внимание социологов и менеджеров. Серьёзные исследования этой проблемы ведутся с начала 1930-х годов. Объектом исследования и организационных практических изысканий, экспериментов стало поведение человека в организации, «человеческие отношения».
Было установлено, что отношения между людьми в трудовых коллективах нередко больше способствовали росту эффективности труда, чем чёткая организация труда и материальные стимулы. Мотивами к высокоэффективному труду являются не столько экономические интересы, как считали представители предыдущих управленческих школ, а удовлетворённость работников своим трудом, в основе которой лежит социально-психологический климат в коллективе.
Двух ученых – М. П. Фоллетт и Э. Мэйо можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении. Именно М. Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». В работах М. Фоллетт впервые рассматривались такие вопросы как власть и авторитет, их разграничение и неформальное восприятие, ответственность и делегирование ответственности, участие рабочих в управлении. Она изучала проблему конфликтов в коллективе, классифицируя их на доминирование, компромисс и интеграцию, с выработкой соответствующих рекомендаций. Знаменитые эксперименты Э. Мэйо открыли новое направление в теории управления. Мэйо обнаружил, что чётко разработанные операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Более поздние исследования А. Маслоу и других психологов помогли понять причины этого явления. Мотивации поступков людей, предполагает Маслоу, является неэкономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.
Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.3
Школа поведенческих наук сосредоточилась в основном на методах налаживания межличностных отношений в трудовых коллективах. Основной её целью было повышение эффективности организаций за счёт повышения эффективности использования их человеческих ресурсов. Главный постулат состоял в том, что применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению производительности труда, как отдельного работника, так и организации в целом. Как школа научного менеджмента и школа административного управления, так и поведенческая школа отстаивала свой путь как единственный и наилучший. Однако, как впоследствии доказала наука и практика управления, изменение содержания работы и участие работников в управлении предприятием оказывают положительное влияние лишь в некоторых производственных ситуациях и не на всех работников.
Среди наиболее крупных фигур поведенческого направления можно упомянуть, в первую очередь, К. Арджириса, Д. МакГрегора и Ф. Герцберга. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, лидерства.
Дуглас МакГрегор (1906 – 1964) создал теории “X“ и “Y“ .В соответствии с этими теориями существует два типа управления отражающих два типа взглядов на работников. Для организации типа “Х“ характерны следующие предпосылки:
Теория “Y“ имеет следующие предпосылки:
В 1981 году американский профессор У. Оучи выдвинул теорию “Z“. Оучи, изучив японский опыт управления, пришёл к выводу о том, что может быть предложен эффективный тип японского подхода к управлению. Предложив теорию “Z“, Оучи пытался сформулировать лучший путь управления любой организацией. Исходным пунктом концепции Оучи является положение о том, что человек это основа любой организации. Он сформулировал основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые можно добиться эффективного управления. Идеи теории “Z“ сводятся к следующему:
1.4
Современные подходы.
1.4.1.Колличественный
подход
Развитие математики и вычислительной техники заложило основу нового направления в теории управления, получившего название «наука управления». В её основе лежит количественный подход, который предполагает использование научных методов анализа функционирования производственных систем и решения проблем управления с применением математического аппарата решения задач, компьютерной техники и информационных систем. Сторонники данного направления, которое зародилось в период второй мировой войны, ставили перед собой задачу: с помощью количественных методов изучать операционные проблемы организации. Такой подход иногда называют операционным или исследованием операций. Исследование операций, по сути своей, это
применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.
Применение данного подхода, по мнению его приверженцев, возможно при наличии четырёх условий:
После изучения ситуации и постановки той или иной проблемы управления
группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации
(ситуационную модель). Модель – это форма представления реальности. Обычно
модель упрощает реальность и представляет её абстрактно. Использование
количественных методов и математических моделей нашло применение в связи с
появлением и широким использованием компьютеров в сфере управления и развития информационных систем.
Эффективность применения моделей зависит в первую очередь от достоверности исходных данных, ограничении в получении информации, слабого применения на практике, чрезмерно высокой стоимости.
Вклад этой школы в теорию управления состоит в следующем:
Указанные
школы заложили научный фундамент в
теорию управления, на основе которого
сформировались новые подходы, такие как
процессный подход, системный подход и
ситуационный подход. Современная
идеология и теория управления производственными
системами вобрала в себя важнейшие элементы
основных управленческих школ и подходов
к изучению проблем управления.
Информация о работе Эволюция управленческих идей. Анализ организационной структуры предприятия