Этика и психология делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы «Психология и этика делового общения» в том, что в связи с глобализацией становится важным обладать знаниями и навыками в области этики делового общения.
Задачи данной курсовой работы:
- описать понятия «общение», «деловое общение», «этикет делового общения», « психология делового общения»;
- охарактеризовать общение как социально-психологическую проблему;
- представить особенности деятельности Фроловского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Волгоград»;
- исследовать психологию и этику делового общения на Фроловском ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Волгоград»;
- составить программу социально – психологического исследования, провести исследование по выявлению удовлетворенности деловым общением сотрудников Фроловского ЛПУМГ;
- сформулировать выводы и предложения по результатам проведенного исследования.

Содержание

Раздел 1. Теоретическая часть……………………………………………………6
1.1 Деловое общение и его особенности….....…….........…….….………....6
1.2 Психология делового общения…………………….......…….……..........8
1.3 Этикет делового общения………………………………….......………...11
1.4 Факторы, влияющие на эффективность
делового общения………………………………………………………………..14
Раздел 2.Практическая часть……………………………………………………17
2.1 Исследование деятельности Фроловского ЛПУМГ
ООО «Газпром трансгаз Волгоград»…..…………………….……………...…17
2.2 Психологические и этические аспекты, применяемые
в деловом общении во Фроловском ЛПУМГ……….…………........................23
2.3 Проведение исследования по определению уровней
делового общения сотрудников Фроловского ЛПУМГ………….…......…….25
2.3.1 Программа исследования по определению уровней
делового общения сотрудников Фроловского ЛПУМГ…………………....25
2.3.2 Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования………..…………………………………………………...…….....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..34

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ!!!!!!!!!.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

Оглавление 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………….……..6

Раздел 1. Теоретическая часть……………………………………………………6

    1. Деловое общение и его особенности….....…….........…….….………....6

   1.2 Психология  делового общения…………………….......…….……..........8

    1.3 Этикет делового общения………………………………….......………...11

     1.4 Факторы, влияющие на эффективность

делового общения………………………………………………………………..14

Раздел 2.Практическая часть……………………………………………………17

   2.1 Исследование деятельности Фроловского ЛПУМГ

ООО «Газпром  трансгаз Волгоград»…..…………………….……………...…17                  

   2.2 Психологические и этические аспекты, применяемые

в деловом общении во Фроловском ЛПУМГ……….…………........................23

   2.3 Проведение исследования по определению уровней

делового общения  сотрудников Фроловского ЛПУМГ………….…......…….25

     2.3.1 Программа исследования по определению уровней

делового     общения сотрудников Фроловского ЛПУМГ…………………....25

     2.3.2 Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования………..…………………………………………………...…….....26

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..34

Приложение А …………………………………………………………………...37

Приложение Б……………………………………………………………………38

Приложение В……………………………………………………………………39

Приложение  Г……………………………………………………………………41 
 

Введение

 
 

     Одной из основных задач модернизации российского  образования является подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке  труда, компетентного, ответственного, готового к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.

     Специалист  нового типа должен обладать не только высокой квалификацией, но и быть «профессиональным коммуникатором»  владеть искусством делового общения, так как ему придется постоянно  контактировать с людьми; обсуждать вопросы, связанные с выполнением заданий, принятием решений; выступать на заседаниях, совещаниях, собраниях; участвовать в переговорах, презентациях; проводить собеседования и т.п.

     Умение  общаться, по мнению исследователей в  области менеджмента, становится непременным условием успешной деятельности профессионала.

     Современный этикет наследует обычаи практически всех народов. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями  самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными  традициями и обычаями.

     Англию  и Францию называют обыкновенно  «классическими странами этикета». Однако родиной этикета назвать их никак  нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т. п. в XV столетии господствовали в обеих странах. О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение [14, c.93].

     В то время как вся остальная  Европа утопала в междоусобицах, а феодальные  порядки держались  еще в полной силе, в Италии развивалась новая культура. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.

     Этикет  – явление историческое. Правила  поведения людей изменялись с  динамикой условий жизни общества, конкретной социальной страны среды. Этикет возник в период зарождения  абсолютных монархий. Придерживаться определенных правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царствующих особ, для закрепления определенной иерархии взаимоотношений. От соблюдения правил поведения  часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде.

     Сегодня происходит расширение сферы делового общения, укрепляются международные  экономические и культурные связи, появляются новые эффективные формы взаимодействия деловых людей, вырабатываются методы и приемы оказания действенного влияния на делового партнера.

     Необходимым условием для общения людей является соблюдение этикета делового общения. Этикет выражается в сложной системе  детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом, правила поведения людей в различных кругах.

     Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» - политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. В зарубежных учебных заведениях проблеме общения уделяется огромное влияние.

     Целью курсовой работы является изучение этики и психологии делового общения на Фроловском ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Волгоград».

     Актуальность темы «Психология и этика делового общения» в том, что в связи с глобализацией становится важным обладать знаниями и навыками в области этики делового общения.

       Задачи данной курсовой работы:

     - описать понятия «общение», «деловое  общение», «этикет делового общения», « психология делового общения»;

     - охарактеризовать общение как социально-психологическую проблему;

     -  представить особенности деятельности  Фроловского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Волгоград»;

     - исследовать психологию и этику  делового общения на  Фроловском ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Волгоград»;

     - составить программу социально  – психологического  исследования, провести исследование по выявлению удовлетворенности деловым общением сотрудников Фроловского ЛПУМГ;

     - сформулировать выводы и предложения  по результатам проведенного  исследования.

       Объектом данной курсовой работы является этика и психология делового общения.

     Предметом данной курсовой работы является деловое общение сотрудников Фроловского ЛПУМГ.

     Гипотеза: можно предположить, что основными аспектами неудовлетворенности деловым общением между сотрудниками Фроловского ЛПУМГ является недоброжелательность со  стороны коллег; недостаточная образованность; личная неприязнь; навязывание чужой точки зрения.

Раздел 1. Теоретическая  часть

1.1 Деловое общение и его особенности

 

       Особой  формой взаимодействия людей в различных  сферах трудовой деятельности является деловое общение. Важное значение оно  приобретает для людей, занятых в управлении. Как показывают исследования в области менеджмента, на общение расходуется 80-90% рабочего времени руководителей всех уровней.

       Деловое общение – это межличностное общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: управленческой, производственной, финансовой, коммерческой и т.д. [6, с.68].

       Цель  делового общения – организация плодотворного сотрудничества, создание оптимальных условий для успешного решения задач, стоящих перед организацией и отдельными сотрудниками [6, с.70].

       В процессе делового общения его участники  могут преследовать и свои собственные  цели: обеспечение личной безопасности в ходе выполнения профессиональных обязанностей путем снятия с себя ответственности; желание улучшить свое материальное положение; стремление сделать карьеру, поддержать свой престиж, завоевать авторитет среди коллег и т.п.

       Содержанием делового общения является то дело, которым заняты люди в процессе деятельности, а не проблемы, затрагивающие их внутренний мир.

       Следует иметь в виду, что участники  делового общения – это, как правило, официальные, должностные лица, исполняющие  свои служебные обязанности.

       Деловое общение может быть необходимым (без межличностных контактов  осуществление совместной деятельности невозможно); желательным (определенные межличностные контакты способствуют более успешному осуществлению задуманных планов); нейтральным (межличностным контакты не способствуют, но и не мешают решению поставленных задач); нежелательным (общение между определенными лицами затрудняет достижение поставленной цели)

       Деловое общение реализуется в различных  формах:

       - деловая беседа;

       - деловые переговоры;

       - деловые совещания;

       - публичные выступления.

       В зависимости от различных признаков деловое общение можно разделить на следующие виды:

       1) контактное – дистанционное (по  положению коммуникантов в пространстве  и времени);

       2) непосредственное – опосредованное (по наличию или отсутствию  какого-либо опосредующего «аппарата»);

       3) устное - письменное (с точки зрения формы существования языка);

       4) монологическое – диалогическое  (с точки зрения постоянной  и переменной позиции я - говорящего  и ты – служащего);

       5) официальное – неофициальное  (с учетом обстановки общения и взаимоотношения общающихся) [9, с.67].

       Прежде  всего к специфическим особенностям делового общения относится регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениям. В деловом общении  существуют принятые стандарты повеления, которые определяются должностными правилами и обязанностями служащего, традициями данного коллектива. Регламентированность включает в себя также соблюдение речевого этикета, т.е. устойчивых формул общения, применяемых в типичных ситуациях.

       Важная  особенность делового общения –  строгое соблюдение его участниками формально-ролевых принципов взаимодействия. В жизни мы постоянно исполняем различные роли. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и официальным представителем на каком-либо мероприятии и т.п.

       К особенностям делового общения относится  и повышенная ответственность участников за его результат. Успешное деловое  взаимодействие во многом определяется правильно выбранной стратегией и тактикой общения.

       Деловое общение требует и более строгого отношения к использованию его  участниками речевых средств. Речь деловых людей должна быть прежде всего правильной, т. е. соответствовать  нормам современного литературного  языка, которые воспринимаются в  качестве «идеала», или образца.

       Важно понимать, что на деловое взаимодействие значительно влияет иерархичность  построения организации, характер вертикальных и горизонтальных связей, которые  устанавливаются между сотрудниками и подразделениями. 

1.2 Психология делового общения 

       Деловое общение – это прежде всего коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения. Чтобы преуспеть в переговорах, надо  в совершенствовании владеть их предметом. И хотя в переговорах обычно участвуют специалисты различных профессий, от каждого требуется высокая компетентность [16, с.96].

Информация о работе Этика и психология делового общения