Этапы развития менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации. Банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер. простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А, значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

Работа содержит 1 файл

Введени4.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

   Последователями  Файоля, развившими и углубившими  основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Альфред П. Слоун, Г. Черч.

   На основе  разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

  • четкое функциональное разделение труда;
  • передача команд и распоряжений сверху вниз;
  • единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);
  • соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

    Все вышеуказанные  принципы построения организации справедливы  и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.

       В целом  же для классической школы  менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента. 

   2.3 Школа психологии и человеческих отношений

   Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора,за который в конечном счете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.

   Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом.

   В 20 –  30-е годы нашего столетия зародилась  школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американских ученых Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.

   Одним  из главных отличий школы психологии  и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т.е. теории человеческого поведения.

   Одним  из основателей школы психологии  и человеческих отношений является  профессор Школы бизнеса Гарвардского  университета Элтон Мэйо.

   Представители школы «человеческих отношений» рекомендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав «привязанности людей». Это – не простая задача, а «социальное искусство».

   К недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнести игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов.

   Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.

   Большое  место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Гецрбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера.

   Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессорм школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макрегором. Макрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях. 

   2.4 Школа науки управления (количественная  школа)

   Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д.Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н.Джорджеску-Реган.

   Школа  науки управления сформировалась  в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:

  1. Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.
  2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

   Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.

   Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.

   Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным под-

ходами и расширяет  их применение на практике. Сущность его  заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстотельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.

   Заслуга  школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.

    Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой.

    Начало  применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801-1877).

 вызвала большой интерес в России.

   Ряд крупных  специалистов, таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман, Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ).

   Особое  место принадлежит Д.Е.Слуцкому, известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание.

   Первая  в стране Лаборатория экономико-математических  методов была создана в 1958 г.  в Академии наук В.С.Немчиновым.

   В 1930 г.  в г. Кливленде (США) была  образована ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили известные буржуазные И. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др.  Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.

   Таким  образом, мы рассмотрели четыре  основные школы менеджмента и  пришли к выводу, что 50-е гг. характеризуется формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление – не только наука, но и искусство.

   Современная  система взглядов на управление  известна как «тихая управленческая революция», ибо она не разрушает сложившиеся системы и методы менеджмента, а дополняя их, постепенно приспосабливает к новым условиям.

   Основные  моменты современной системы  взглядов на менеджмент следующие:

  • организация – это открытая система;
  • успех зависит от того, насколько удачно фирма «вписывается» во внешнюю среду и приспосабливается к ее изменениям;
  • фирме должно быть присуще постоянное обновление, приспособление к внешним факторам (главный из них -  потребитель);
  • ставка делается на человека самореализующегося. Отсюда необходимость внимания к таким факторам, как организационная культура, различные формы демократизации управления;
  • признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации;
  • ориентация на новую социальную группу – когнитариат, мощь которого основывается на знании и использовании интеллекта, а не мускульной силы.

   Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив. 
 
 

  1. Разнообразие  моделей менеджмента
 

   3.1 Особенности американской  модели

   Изучение американской модели менеджмента представляет известный интерес. Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента.

   Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской системе управления.

   Переход  от экстенсивных к интенсивным  методам хозяйствования в 20 –  30-е гг. потребовал поиска новых  форм управления. Постепенно сложилось  понимание того, что для выживания  производства необходимо изменить отношение к положению рабочего на предприятии, выработать новые методы мотивации и сотрудничества между рабочими и предпринимателями.

   Современный  американский менеджмент в таком  виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

  1. Наличие рынка.
  2. Индустриальный способ организации производства.
  3. Корпорация как основная форма предпринимательства.

   Американский  экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это – традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным.

   Современная  американская модель менеджмента  ориентирована на такую орга-

низационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIX в.

   Американские  корпорации широко используют  в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60 – 70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.

   Основой  стратегического управления является  системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.

   Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений.

   Для снижения  сопротивления рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качества трудовой жизни», с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.

   Американские  ученые продолжают ставить и  разрабатывать реальные проблемы  менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста. 

Информация о работе Этапы развития менеджмента