Этапы развития менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации. Банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер. простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А, значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

Работа содержит 1 файл

Введени4.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

Введение 

     Актуальность  выбранной нами темы состоит  в следующем: любая наука базируется на использовании исторического опыта; изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

     Наука  управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:

  • всегда интересно и нужно;
  • позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;
  • дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;
  • позволяет извлечь уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.

    Знание  и осмысление прошлого способствует  лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.

    Как  показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к истории часто происходило в критические, судьбоносные периоды жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации. Так было, например, в период реформирования системы управления в СССР в 60-е гг., когда взоры многих отечественных ученых устремились в прошлое, осмысление которого должно было помочь в поиске путей выхода из создавшегося положения.

     Аналогичный  всплеск интереса к прошлому, связанный с реформированием  системы управления в СССР в 1979 г., произошел в СССР в 80-е гг., когда также появился целый ряд работ по изучению эволюции зарубежного опыта управления. Перестройка системы управления, начатая в нашей стране М.С.Горбачевым, также сопровождалась возрастанием интереса к изучению развития управленческой мысли.

    Создание  принципиально новой системы  управления в России, адекватной  рыночным отношениям, является неотъемлемой составляющей построения нового общества.

    Управление  в условиях рынка получило  название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка. На постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

     Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации. Банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер. простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А, значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

   Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса в сфере нововведений. Для большинства населения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и сфере обслуживания приватизированы, и наряду с вновь созданными относятся к малому бизнесу. Умело управлять ими – значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать – тоже вопрос эффективного менеджмента.

     Термин  «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы управления употребляется термин «администрирование».

    И  все же понятия «менеджмент» и «менеджер» все более часто встречаются в современной лексике, и поэтому мы считаем необходимым обратиться к изучению эволюции менеджмента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Цель  курсовой работы 

     Основываясь  на аргументации об актуальности  выбранной темы, можно определить целевую ориентацию работы.

      Цель курсовой работы – рассмотреть  и проанализировать этапы истории  развития теории и практики менеджмента и выявить целесообразность использования данных знаний в деятельности современного менеджмента.

     В  соответствии с данной целью в курсовой работе нами решаются следующие задачи:

 1.Выявить  основные стадии развития науки  управления.

 2.Рассмотреть  возникновение, формирование и  содержание различных школ управления.

 3.Изучить  разнообразие моделей менеджмента.

 4.Определить  этапы эволюции менеджмента в  России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Этапы развития менеджмента
 

    1.1 Историческая периодизация развития менеджмента

    Идеи  управления не всегда были  такими, какими мы видим сегодня,  хотя проблемы природы и принципов справедливого управления волновали мыслителей на протяжении многих веков.

    В этой связи представляет  интерес приводимый Бенгтом Карлом, шведским профессионалом-практиком  в своей работе «Деловая стратегия», управленческий континиум, составленный Клодом Ст.Джорджем, в котором содержится описание развитие менеджмента с 5000 г. до нашей эры. Данная таблица показывает полное развитие менеджмента, то есть показывает все этапы и концепции формирования. 

Управленческий  континиум

Годы        Индивидуум           Основной вклад в развитие менеджмента

               или этническая

                     группа 

5000             Шумеры                       Письменность: регистрация фактов.

до н.э.                 

4000             Египтяне              Признание необходимости планирования, организа-

до н.э.                                                            ции и контроля.

2700             Египтяне                Признание необходимости «честной  игры».

до н.э.                                       Доверительные беседы – «облегчи свою душу».

2600             Египтяне               Децентрализация в организации  управления.

до н.э. 

2000             Египтяне              Признание необходимости письменных  запросов.

до н.э.                                            Использование рекомендаций «штаба»

1800           Хаммурапи           Использование свидетелей и письменных  докумен-

до н.э.                                     тов для контроля; установление минимальной зарабо-

                                                тной платы; признание недопустимости перекладыва-

                                                                      ния ответственности.

1600              Египтяне                  Централизация в организации управления.

до н.э.

1491                 Евреи               Концепции организации, скалярный принцип, прин-

до н.э.                                                               цип исключения.

1100                Китайцы           Признание необходимости организации,  планирова-

до н.э.                                                       ния, руководства и контроля.

600            Навуходоносор      Контроль  за производством и стимулированием 

до н.э.                                                        через заработную плату.

500                   Менциус             Признание необходимости систем и стандартов.

до н.э.              Китайцы           Признание принципа специальности, признание не-

                         Сун-Цзы           обходимости планирования, руководства и органи-

                                                                              зации.

400                    Сократ                  Формулировка принципа универсальности

до н.э.                                                               менеджмента.                              

                        Ксенофонт          Признание менеджмента как особого  вида искусс-

                             Кир                 ва; признание необходимости контактов между

                                                     людьми, проведения исследований мотивации, сос-

                                                     тавления планов и обработки  материалов.

350                      Греки               Использование научных методов  труда и рабочего 

до н.э.                                                                     ритма.

                          Платон                     Формулировка принципа специализации.

325                  Александр                                      Создание штаба.

до н.э.               Великий

175                      Като                            Использование описаний работ.

до н.э.

50 до                  Варрон                     Использование рабочих спецификаций.

  н.э. 

20 н.э.        Иисус Христос          Единоналичие. Золотое правило. Человеческие

                                                                                      отношения.

284             Диоклетиан                          Делегирование полномочий.

900             Альфараби                             Требования к руководителю.

1100            Газали                                      Требования к менеджеру.

1340           Л.Пачоли                                     Двойная бухгалтерия.

                   (генуэзец)

1395    Франциско Ди Марко                    Учет издержек производства.          

1410      Братья Сорансо            Использование журнала доходов  и гроссбухов.

1418       Барабариго                      Формы предпринимательской организации,    

                                                                обработка статистических отчетов.

1436      Арсенал           Учет издержек производства; чеки  и балансы для контроля;

             Венеции,          присваивание номеров при инвентаризации; использование

           венецианцы       управления кадрами; стандартизация и взаимозаменяемость

                                      деталей; контроль товарных запасов;  контроль себестоимо-

                                                                                      ти.

Информация о работе Этапы развития менеджмента